Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает белорусская нация на современном этапе общественно-политического развития Республики Беларусь и за её пределами, где существуют значительные белорусские диаспоры, предметом - национальное самосознание белорусов как важнейший фактор экономической, политической и социальной стабильности общества. Цель работы - определить степень важности и составные части формирования национального самосознания белорусов на современном этапе.
При выполнении работы были использованы методы анализа документов, контент-анализа, наблюдения, сравнительный метод, анализ исторических работ, метод социологического опроса и другие.
Областью возможного практического применения является составление новых учебников по истории Беларуси, формирование нового, исторически объективного образа белорусской нации через общественно-политическое обсуждение в СМИ, идеологической работы.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение
1. Методологическая часть
2. Практики конструирования национальной принадлежности
3. Национальное самосознание белорусской молодёжи
4. Исторические аспекты проблемы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси.docx

— 75.32 Кб (Скачать)

1. Да

2. Нет

8. Часто ли Вы используете  его в разговорной речи?

1. Каждый день

2. Иногда

3. Только на уроках белорусского  языка и литературы

4. Не использую

9. Как Вы относитесь  к тому, что большинство белорусов  использует вместо белорусского  языка русский?

1. Отрицательно

2. Положительно

3. Безразлично

10. Какие сугубо белорусские  обычаи и традиции Вам известны_______________________________

11. Соблюдаете ли Вы  белорусские обычаи и традиции  в повседневной жизни?

I. Да

II. Иногда

III. Нет

12. Считаете ли Вы необходимым  знать историю Беларуси?

I. Да, считаю необходимым

II. Нет, не считаю

III. Затрудняюсь ответить

13. Относитесь ли Вы  с уважением к историческому  прошлому нашего государства?

I. Да

II. Нет

14. Интересно ли Вам  изучать природу родного края?

I. Да

II. Нет

15. Бережно ли Вы относитесь  к родной природе?

I. Всегда

II. Редко

III. Никогда

16. Как Вы считаете, присуще  ли современным подросткам чувство  исторической ответственности за  судьбу страны?

I. Да

II. Нет

III. Не знаю

17. А лично Вам присуще  это чувство?

I. Да

II. Нет

III. Не задумывался

18. Вы бы согласились  поменять место жительства с  Беларуси на другую страну?

I. Да

II. Нет

19. Возникает ли у Вас  чувство гордости за участие  белорусов в международных конкурсах  (спортивных, музыкальных)?

I. Да

II. Нет

20. Какое чувство возникает  у Вас при встрече белоруса, пребывая за рубежом?

___________________________________________________

21. Считаете ли Вы себя  патриотом (своей страны)

I. Да

II. Нет

III. Не знаю

Приложение Б

Результаты исследования

Процедура исследования: исследование проходило на базе СОШ № 1 г. Мозыря на выборке учащихся 10-11 классов. Общее  количество участников составило 103 человека, среди которых 57 девушек, что составляет 55% от числа всех испытуемых и 46 юношей (45%). Средний возраст респондентов составил 16-17 лет. Исследование проводилось  анонимно.

Когнитивный компонент

На вопрос "Ваша национальность (по документам)?" 100% респондентов дали ответ "белорус". На вопрос "Кем  по национальности Вы себя считаете?" 93% ответили "белорус", остальные 7% дали ответ "россиянин". Очевидным  остается тот факт, что 7 человек  белорусской национальности отнесли  себя к русскоэтничным.

Ответы на вопросы, отражающие отличительные признаки белорусского народа и соответствие этим признакам  отображены в таблице 1.

Таблица 1

 

"Какие признаки, по Вашему мнению, объединяю людей  белорусской национальности?"

"Каким признакам  Вы соответствуете?"

   

Язык - 50%

Язык - 29%

   

Общее историческое прошлое - 57%

Общее историческое прошлое - 35%

   

Общность территории - 64%

Общность территории - 47%

   

Общее будущее - 71%

Общее будущее - 17%

   

Религия - 21%

Религия - 5%

   

Черты внешнего облика - 35%

Черты внешнего облика - 23%

   

Черты характера - 7%

Черты характера - 23%

   

Ничто не сближает - 7%

Ничто не сближает - 0%

   
       

 

По полученным результатам  последних двух вопросов можно сделать  вывод о субъективном несоответствии отличительным чертам белорусской  национальности белорусской молодежи.

Ответы на вопрос "Какие  сугубо белорусские обычаи и традиции Вам известны?" содержал далеко не весь перечень, однако 51% отметили "Каляды", 42% "Масленицу", 35% "Купалье".35% респондентов не дали ответ.

42% учащихся ответили положительно  на вопрос "Считаете ли Вы  необходимым знать историю Беларуси?", 35% затруднились с ответом и  15% дали ответ "Нет, не считаю".

На вопрос "Как Вы считаете, присуще ли современным подросткам чувство исторической ответственности  за судьбу страны?" 15% ответили положительно, 64% отрицательно и 28% не задумывались.35% учащимся, по их мнению, присуще чувство  исторической ответственности за судьбу страны, 8% не присуще это чувство, 57% учащихся не задумывались на этот вопрос.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что когнитивный  компонент национального самосознания не сформирован.

Эмоционально-оценочный  компонент

На вопрос "Причисляете  ли Вы себя к представителям белорусского народа?" 93% ответили положительно и 7% не причисляет себя к этой группе.

На вопрос "Как Вы относитесь к тому, что большинство белорусов  использует вместо белорусского языка  русский?" 64% респондентов ответило "Положительно", 36% ответило "Безразлично" и не было получено ни одного ответа "Отрицательно".

На вопрос "Относитесь ли Вы с уважением к историческому  прошлому нашего государства?" 78% учащихся дали ответ "Да" и соответственно 22% ответ "Нет".

На вопрос "Интересно  ли Вам изучать природу родного  края?" 72% ответили положительно и  соответственно 28% отрицательно.

65% респондентов дали ответ  "Да" на вопрос "Возникает  ли у Вас чувство гордости  за участие белорусов в международных  конкурсах (спортивных, музыкальных)?" и 35% этого чувства не возникает.

На вопрос "Какое чувство  возникает у Вас при встрече  белоруса, пребывая за рубежом?" ответы были получены в свободной форме.16% указали "гордость" и 54% указали "радость".

И на вопрос "Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?" 71% посчитал себя таковыми, 21% дали ответ "Нет" и 8% "Не знаю".

Подведя итог, можно сказать, что эмоционально-оценочный компонент  не сформирован в достаточной  мере.

Поведенческий компонент

На вопрос "Свободно ли Вы владеете белорусским языком?" только 36% ответили положительно и соответственно 64% ответили "Нет".15% респондентов никогда не используют белорусский  язык в разговорной речи, 57% - только на уроках белорусского языка и литературы, 28% - иногда употребляют белорусский  язык и 0% не используют родной язык ежедневно.

На вопрос "Соблюдаете ли Вы белорусские обычаи и традиции в повседневной жизни?" дали ответ "Да" лишь 22%, ответ "Иногда" 42% и ответ "Нет" зафиксирован у 35% учащихся.

На вопрос "Бережно ли Вы относитесь к родной природе?" ответы распределились следующим образом: "Всегда" - 78%, "Иногда" - 22% и "Никогда" - 0%.

На поставленный в анкете вопрос "Согласились бы Вы поменять место жительства с Беларуси на другую страну?" 72% респондентов дали ответ "Да" и соответственно 28% - "Нет".

Исходя из результатов  анкетирования, нельзя говорить о сформированности поведенческого компонента национального  самосознания.

Итак, подведя итог, можно  сформулировать следующий вывод: гипотеза о том, что белорусской молодежи присущ низкий уровень сформированности национального самосознания подтвердилась, поскольку не один компонент не развит в достаточной степени.

Приложение В

В процессе изучения национального  самосознания нами выделялись такие  его основные компоненты:

Когнитивный компонент (объективные  знания и субъективные представления  об этнических группах).

Эмоционально-оценочный компонент (отношение к своей этнической группе).

Поведенческий компонент (использование  языка, поддержание культурных традиций, участие в социальных организациях).

Задачами работы стали:

Провести анализ литературных источников по данной тематике отечественных  и зарубежных авторов.

Изучить сформированность национального  самосознания белорусской молодежи методом анкетирования.

Анализ и интерпретация  полученных результатов.

В ходе исследования компонентов  национального самосознания нами были выдвинута следующая гипотеза: белорусской  молодежи присущ низкий уровень сформированности национального самосознания.

Объектом исследования является личность юношеского возраста.

Предмет исследования - национальное самосознание.

Целью данной работы стало  изучение национального самосознания белорусской молодежи.

1. Национальное самосознание  белорусской молодежи как психологическая  проблема

1.1 Понятие самосознания

Взаимодействуя и общаясь  с людьми, человек выделяет сам  себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и  психических состояний, действий и  процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и  вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание  собственного Я выражается прежде всего  в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Одним из симптомов некоторых  психических заболеваний состоит  в утрате человеком тождественности  с самим собой, потере собственного Я. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются  и углубляются связи общения  человека с людьми, группами, обществом  в целом, происходит становление  в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление  о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний  и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):

- сознание отличия себя  от остального мира;

- сознание "Я" как  активного начала субъекта деятельности;

- сознание своих психических  свойств, эмоциональные самооценки;

- социально-нравственная  самооценка, самоуважение, которое  формируется на основе накопленного  опыта общения и деятельности.


Информация о работе Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси