Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 11:12, курсовая работа
Объектом исследования выступает белорусская нация на современном этапе общественно-политического развития Республики Беларусь и за её пределами, где существуют значительные белорусские диаспоры, предметом - национальное самосознание белорусов как важнейший фактор экономической, политической и социальной стабильности общества. Цель работы - определить степень важности и составные части формирования национального самосознания белорусов на современном этапе.
При выполнении работы были использованы методы анализа документов, контент-анализа, наблюдения, сравнительный метод, анализ исторических работ, метод социологического опроса и другие.
Областью возможного практического применения является составление новых учебников по истории Беларуси, формирование нового, исторически объективного образа белорусской нации через общественно-политическое обсуждение в СМИ, идеологической работы.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение
1. Методологическая часть
2. Практики конструирования национальной принадлежности
3. Национальное самосознание белорусской молодёжи
4. Исторические аспекты проблемы
Заключение
Список использованных источников
Соответственно среди исследовательских приоритетов, на наш взгляд, сегодня выделяются две проблемы. Первая - это проблема истории белорусской государственности (исследования И. Юхо, Н. Улащика, С. Сокола, В. Круталевича, Н. Сильченко и др.); вторая - проблема эволюции исторической памяти белорусов Х-XX вв., исследуемая с конца 80-х гг. в ГрГУ им. Янки Купалы коллективом историков кафедры всеобщей истории, а в Минске - кафедрой истории Беларуси. Обе проблемы тесно взаимосвязаны и представляют существенный интерес в деле развития белорусской государственности. Думается что, исторической науке Республики Беларусь предстоит сыграть значительную роль в формировании национального самосознания белорусов и рамках XXI в.
Очевидно, что изучаемая нами тема должна изучаться тремя науками - историей, социологией и политологией, и ведущее место в ней должно принадлежать именно социологии, ведь, возможно, именно она позволит сформировать белорусам национальную идентичность.
Как было указано выше в реферате, мы использовали довольно широкий спектр социологических методов исследования касательно этого опроса, но наиболее значимыми мы считаем метод социологического опроса и контент-анализа. Данные по итогам использования данного метода предложены далее в приложениях, где представлена анкета. Выборку мы проводили среди школьников, так как именно эта категория населения наиболее восприимчива к теме национальной самоидентичности, и её национальной самосознание формируется именно в годы получения среднего образования. Безусловно, в силу наших финансовых и иных возможностей, наше исследование ни в коей мере нельзя назвать репрезентативным, однако мы думаем, что в целом результаты опроса отражают состояние проблематики по всей стране, что обусловлено спецификой выборки. [11,с.147]
2. Практики конструирования национальной принадлежности
Этнос представляет собой
сверхсложную систему разнообразных
общественных отношений. Разобраться
в этой многомерности очень важно
как для понимания самих
История любой области
научного знания с большей или
меньшей очевидностью свидетельствует,
что ее возникновение всегда было
обусловлено практическими
Этнология является значительной частью-ответвлением социокультурной антропологии. Это систематическое сравнительное изучение моделей и процессов в современных и исчезнувших культурах.
Этносы как объект изучения этнологии являются результатом развития не только природных, но и социокультурных процессов. Поэтому этнология включает социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов и тем самым пересекается с социологией и культурологией. При этом необходимо отметить, что социология и этнология имеют общую историю и единые корни.
Изначально социология складывалась
как наука о формах совместной
жизни и деятельности людей, и
поэтому предметом ее изучения были
формы человеческой социальности: социальные
группы и слои, социальная структура,
социальные институты и т.д. Центральной
категорией социологии является общество,
обозначающее формы связей между
людьми, как правило, совместно живущими
и действующими на общей территории.
Тем самым социология ориентируется
на исследование форм человеческой социальности,
или социального
Слово «принадлежность», которое
мы в жизни используем преимущественно
в узком смысле, имеет, тем не менее,
и более широкое значение. Состоит
его широкое значение в том, что,
не смотря на советы пламенных мыслителей
«думать своей головой» и «действовать
сообразно ситуации», люди всё же
вынуждены накапливать в себе
поверхностные воспоминания о ежедневных
практиках поведения и мышления
по причине сложности и
В качестве доказательства многогранности
этой жизни достаточно взглянуть
на количество изучаемых типов мировосприятия
в элементарном общеуниверситетском
курсе «Введение в философию»,
либо же просто просмотреть любой
популярный интернет-ресурс, изобилующий
дискуссиями с претензией на философствование.
Там вы без труда сможете найти
десятки и сотни примеров совершенно
разных взглядов на мир, практик мышления,
мировосприятия. Я считаю, что сам
факт существования подобной разрозненности
уже есть основание утверждать, что
каждый человек сознательно или
бессознательно должен сделать некий
личный выбор среди множества
стилей мышления и поведенческих
моделей, зачастую друг другу противоречащих.
Можно попытаться утверждать, что
вы полностью абстрагируетесь от
подобной модельной системы поведения.
Однако, даже если вместо выбора уже
существующей практики вы выбираете
себе нечто собственными руками изобретённое,
вы тем самым лишь дополняете уже
существующий список этих самых моделей.
Ведь подобно другим, будете придерживаться
своих взглядов, привычек, мнения. По
этим признакам вас будут
Не смотря на простоту этого описания в частном, общее всеохватывающее определение принадлежности описать проблематично, в том числе и для мэтров, так как термин часто становится составной частью собственного дискурса. Тем не менее, существуют весьма сложные проблемы и явления, для описания которых такой неосязаемый термин всё же является необходимым по той причине, что именно его многогранность позволяет объединить множество составляющих одного явления. В связи с тем, о чём я хочу написать, я пока не могу однозначно констатировать наличие как таковой проблемы, однако есть явление, которое я предлагаю рассмотреть именно через призму понятия принадлежности. [10,с.232]
Для того чтобы это явление описать, я выбрал путь продвижения от общего к частному. Это удобно в виду того, что общее в данном случае будет больше дистанцировано от нас самих как от личностей, что позволит мельком взглянуть на суть проблемы без вовлечения себя самих в поле зрения. По мере развития мысли, я буду плавно подходить к частному, которое затронет и нас.
Мышление человека ассоциативно,
поэтому человеку свойственно запоминать
что-либо, с чем связаны какие-то
ассоциации. Ассоциативная связь
в данном случае выступает своего
рода опознавательным знаком, номером
камеры хранения, куда будет помещён
какой-либо багаж. Например, вы можете
запомнить какой-то день из жизни, только
лишь потому что в этот день встречались
с бывшими одноклассниками и
отлично провели с ними время.
В противном случае, этот день мог
бы быть похожим на тысячи других, ничем
друг от друга не отличающихся, просто
датой календаря. Следовательно, для
того, чтобы быть незаметным и не
запоминающимся, весьма удобно не афишировать
свою принадлежность к чему-либо. Например
на параде в толпе людей, одетых в
белые костюмы, нам всегда бросается
в глаза единственный человек, который
возглавляет толпу и одет в
красный костюм. Более того, наше
ассоциативное мышление более не
будет воспринимать эту группу людей
как монолитную толпу, но будет интерпретировать
группу людей на параде как толпу
в белом и человека в красном.
Ассоциации с ними также будут
разные, уже не «толпа людей», а например
«дирижёр и оркестр», «офицер и
рядовые». Следует обратить внимание,
что дирижёр - это человек, личность,
с присущими ему
Из описанного выше очевидно,
что ассоциации «деревня-троллейбус»
у человека быть не может потому,
что он никогда о таких деревнях
не слышал, никогда их не видел. Иными
словами, опыт внушил ему, что подобное
невозможно. Логическое осознание причины
отсутствия троллейбусов в деревне
появляется лишь тогда, когда человек
задаёт себе вопрос «почему?», но на уровне
повседневных моментальных рефлексов,
как я уже описал в первом абзаце,
человек прибегает именно к своему
опыту. Чем меньше в течение своей
жизни человек видит исключений
из правил, тем больше он доверяет своим
опыту и ощущениям, и тем легче
ему отвечать на вопросы, когда это
не требует немедленного логического
анализа. Иначе говоря, чем более
разнообразен мир человека, тем чаще
человек о чём-либо задумывается,
и чем менее мир разнообразен,
тем больше человек полагается на
приобретённые им в течение жизни
знания и ощущения. На восприятие принадлежностей
эта зависимость оказывает
Уже очень много лет
исследователи и просто вовлечённые
в белорусскую действительность
аналитики говорят о
Фундамент формирования принадлежности
основывается на том, что мы в повседневной
жизни привыкли считать мелочами.
Среди этих безликих столбов, в бело-розовых
домах начинается наш путь по ассоциации
себя как индивида с чем-либо, будь
то принадлежность к белорусам, консерваторам,
демократам, художникам, рабочему классу,
жителю панельного дома или студенту
какого-либо университета. Сложность
и уникальность белорусского общества
я вижу в том, что за привычной
безликостью пейзажа и вообще
всего окружающего, очень часто
бывает сложно осознать, что из себя
представляет объект ассоциации. Индивиды
в этом обществе просто не могут
вспомнить ни одну мелкую или крупную
деталь данного конкретного объекта,
а потому вынуждены вспоминать его
название, и, продвигаясь по запутанной
логической цепочке, самим себе сперва
объяснять, что же это в теории
такое и как себя с этим лучше
ассоциировать. Для примера можно
попробовать представить, чем кроме
названия отличаются принадлежность к
университету БГУ и к университету
МГЛУ. У обоих заведений нет
каких-либо ярко-выраженных традиций,
существенных различий организации
учебного процесса, психотипов учащихся
там студентов, символов университета,
узнаваемых за пределами ограниченного
коллектива энтузиастов, мировоззренческих
установок. Таким как статус университета
в понимании людей, его размер,
место расположения в городе, количество
девушек среди учащихся, харизма
ректора, мода на одежду и дата профессионального
праздника. Ведь даже случайно познакомившись
со студентом филологического
Смею предположить, что
прецедент закрытия ЕГУ в Минске
можно рассматривать как
Информация о работе Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси