Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает белорусская нация на современном этапе общественно-политического развития Республики Беларусь и за её пределами, где существуют значительные белорусские диаспоры, предметом - национальное самосознание белорусов как важнейший фактор экономической, политической и социальной стабильности общества. Цель работы - определить степень важности и составные части формирования национального самосознания белорусов на современном этапе.
При выполнении работы были использованы методы анализа документов, контент-анализа, наблюдения, сравнительный метод, анализ исторических работ, метод социологического опроса и другие.
Областью возможного практического применения является составление новых учебников по истории Беларуси, формирование нового, исторически объективного образа белорусской нации через общественно-политическое обсуждение в СМИ, идеологической работы.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение
1. Методологическая часть
2. Практики конструирования национальной принадлежности
3. Национальное самосознание белорусской молодёжи
4. Исторические аспекты проблемы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси.docx

— 75.32 Кб (Скачать)

В силу специфики региональных политических отношений на территории между Полесьем и южной Прибалтикой  очень часто разгорались разрушительные войны. В ходе войны, как правило, погибало в основном городское население. Послевоенное восстановление городов  всегда осуществлялось за счет активного  привлечения иноэтнических элементов. Потери же сельского населения - даже очень высокие, достигавшие трех четвертей от довоенного, - в основном возмещались за счет регенерации  уцелевших местных жителей. Такими четко фиксируемыми разрушительными  периодами в истории Беларуси были:

Ливонская война 1557-1582 гг. (потери коснулись преимущественно восточной  части Великого княжества Литовского, т.е. белорусских земель).

Война 1648-1667 гг. (около половины населения, в восточной части  ВКЛ - около трех четвертей, почти  все городское население).

Северная война 1700-1721 гг. и  предшествовавшие ей внутренние войны  в Речи Посполитой (до трети населения, прежде всего городского).

Вторжение войск Наполеона  в Российскую империю (около четверти городского населения.). [10,с.332]

Первая мировая война 1914-1918 гг. (эвакуация около 1,5 млн населения  из западной Беларуси, уничтожение  почти всех городов в этой части  Беларуси) и последовавшая гражданская  война на руинах Российской империи, а также советско-польская война 1919-1920 гг.

Вторая мировая война 1939-1945 гг. (около трети населения, свыше  трех четвертей горожан).

Демографические тенденции  по более ранним периодам истории  Беларуси просматриваются гораздо  менее подробно, но общий фон и  там особых споров между историками не вызывает.

В ходе войн или иных политических процессов особо сильному воздействию  подвергался политический класс. Практически  всегда после очередного опустошения  культурная самоидентификация политического  класса Беларуси резко изменялась. А вместе с нею обычно изменялись политическая культура, принятый в  среде политического класса язык, историческое самосознание и конфессиональная принадлежность.

Рюриковичи и их миф  эпохи Киевской Руси с киево-византийским православием и сильным варяжским  компонентом в историческом самосознании правящей элиты сменились Гедиминовичами (язычниками и этническими литовцами), которые затем в значительной мере приняли католичество и “старобелорусский  язык” в качестве официального языка  ВКЛ. Шляхта XVI - начала XVII вв. создала  миф о своем происхождении  в контексте сарматского мифа польской шляхты, развила демократические  политические институты и традиции, прошла через латинизацию и реформацию к римо-католичеству и значительной языковой полонизации. После войны 1812 года произошла мощная языковая и идентификационная полонизация  уцелевшей шляхты и магнатов в  рамках польского романтизма и национальной консолидации польского народа. В  ходе Второй мировой войны и первых послевоенных лет остатки полонизировавшейся шляхты в целом погибли или  покинули регион Беларуси.

Таким образом, белорусы - это  в основном потомки той части  преимущественно сельского населения, которая осталась жива в ходе часто  повторяющихся войн. На протяжении жизни каждых трех-четырех поколений  повторялись разрушительная война  и послевоенное восстановление. Политический класс в регионе Беларуси в  ходе войн несколько раз радикально менялся по культуре и идентичности, оставаясь, тем не менее, местным  по происхождению. Политическая и культурная традиция в период между войнами  никогда не успевала приобрести окончательную  устойчивость и несколько раз  резко прерывалась.

Формирование белорусов  как современной нации развернулось преимущественно в XIX столетии на базе крестьянской культуры и традиции. Развитие белорусской нации сопровождалось подавлением остатков культурных групп, связанных в существованием Речи Посполитой, Польши, позднее - Российской империи. Новый политический класс  Беларуси возник преимущественно в  послереволюционный период и сформировался  прежде всего на основе крестьянства. Города были заселены крестьянами и  мигрантами из других регионов бывшего  СССР в ходе послевоенной урбанизации. Довоенное городское население  в ходе Второй мировой войны в  массе своей погибло. Бывшие советские  партизаны, оказавшиеся у власти в Беларуси в результате Второй мировой  войны, в определенной мере являлись социокультурным аналогом боярства времен Киевской Руси и ВКЛ или  шляхты Речи Посполитой. Советская  идеологическая интерпретация белорусской  идентичности выполнила в регионе  интеграционную идеологическую и культурную функцию.

Интеграционная панславистская идеология, которая ныне весьма распространена в Беларуси, особенно среди представителей ее политического класса, может быть понята как своего рода аналог демократической  шляхетской идеологии Речи Посполитой -идеологии, которая может быть распространена из региона Беларуси вовне и способствовать реализации внешнеполитических задач  белорусского государства. Регион Беларуси в моменты своего политического  взлета всегда обладал идеологией и  системой ценностей, приемлемой для  распространения вовне. Эта “экспортная” идеология обычно обеспечивала политическую стабильность региона и была формой распространения очередным местным  политическим классом своих духовных ценностей. Современное своеобразное белорусское славянофильство и  советский консерватизм фиксируют  ценности сформировавшегося в ХХ столетии политического класса Беларуси и обеспечивают успех белорусской  внешней политики на самом важном для РБ ныне направлении - на постсоветском  пространстве. [7,с.87]

В этой связи следует обратить внимание на три важных, хотя и частных  обстоятельства, которые часто всплывают  во время обсуждения белорусских  тем. Несмотря на несколько сотен  лет унии с Польшей, Великое княжество  Литовское не знало значительных польских миграций на свою территорию. Основными направлениями миграций поляков являлись степные районы Украины. ВКЛ было отделено от Польши полосой труднопроходимых лесов. Освоение поляками территорий северо-восточнее  Варшавы началось достаточно поздно, в основном после Люблинской унии 1569 года. Согласно этой унии, в ходе которой возникла Речь Посполитая как  федерация Королевства Польского  и Великого княжества Литовского, ВКЛ сохранило очень высокую  степень самостоятельности: свою политическую систему и законодательство, армию, финансы, таможню, государственный  язык. Законодательство ВКЛ запрещало  подданным королевства занимать государственные должности в  ВКЛ и владеть землею. (Законодательство Королевства Польского таких  запретов относительно подданных ВКЛ  не вводило).

После присоединения ВКЛ  к Российской империи массовых переселений  русского населения на эту территорию также не было. Основными регионами, привлекавшими в тот период мигрантов, были степные пространства Причерноморья, позднее - Северный Кавказ, юг Сибири, Дальний  Восток. На территории же современных  Беларуси и Литвы происходил тот  же демографический взрыв, что и  в Великороссии, и малоземелье  выталкивало самих белорусов  за пределы региона, препятствуя  оседанию в нем людей “извне”. Несмотря на жесткие подавления антироссийских восстаний (1830-31, 1863-64) и раздачу конфискованных у восставших земель русским помещикам, доля этнических русских в составе  дворянского сословия на территории современной РБ также была невысока - до 5% землевладельцев.

В период между двумя мировыми войнами в западную часть Беларуси, которая оказалась в составе  Польши, было переселено несколько  сотен тысяч этнических поляков. Поляки-переселенцы занимали преимущественно  административные должности. Некоторые  из них получили за особые заслуги  перед польским государством обширные земельные участки и составили  общину польских колонистов. После  присоединения западной части Беларуси к СССР, в ходе тяжелых боевых действий 1941-1944 гг, а также в ходе депортаций и послевоенных обменов  населением между Польшей и СССР эти поляки-переселенцы в основном либо покинули территорию Беларуси, либо погибли.[12,с.77]

Автохтонность белорусов - принципиально  важная черта белорусской идентичности, обусловленная историей региона. Распространенное в Беларуси самоопределение “тутэйшыя” (“здешние”) является одной из базовых  черт этнической самоидентификации. Часто  эта часть самоидентификации - “тутэйшесть”, автохтонность - для населения и  отдельных микросоциумов, индивидуумов важнее любой политической, культурной или даже языковой компонент.

Заключение

Безусловно, для создания некого образа-концепта белорусской  нации необходимо приложить большие  усилия, причём не только политическому  руководству, но и всем гражданам  нашей страны. Беларусь может создать  такой концепт, и , в отличие от многих других государств этот концепт  будет основываться на реальных исторических событиях, объективно отражённых в  современных реалиях. Ибо без  такой концептуальной модели уважения наших граждан к истории Беларуси не будет основываться на уважении, чувстве согласованной идентичности, а будет искусственно навязываться идеологическими моделями современного белорусского политического руководства - а это верный признак уничтожения  вообще национального самосознания.

Остается лишь удивляться явному противоречию: белорусскую нацию  российские политики, журналисты, историки обычно называют «братским народом», но как только эта нация родила своих историков, пишущих белорусскую  историю, -- как их за это «дерзкое поползновение» сразу назвали «лающим  чудовищем». Однако ни одной нации  без своих историков не бывает -- хотя москвичи пытаются это оспорить (разумеется, только в отношении  соседей, не себя самих).

Создается впечатление, что  «братскими народами» российские авторы считают народы республик бывшего  СССР только до тех пор, пока они  не воссоздают свою Государственность  и свою собственную Историю Отечества. С этого рубежа они кажутся россиянам уже совсем не «братскими», хотя все нации без исключения имеют равное право на свою Страну и свою Историю.

Вот вокруг этого права, осуществленного  в форме нынешней государственной  независимости республик бывшего  СССР, идет вся полемика. Независимо от конкретного содержания разных концепций  российских историков, все они едины  в отрицании права наций на самоопределение в форме суверенных государств. Точнее, с их позиций  «правильным» является только такое  «самоопределение», когда нация  добровольно отказывается от независимости  и просит принять ее в состав России. Если же им говорят, что подобный подход -- это в «чистом виде» российский империализм, они начинают беситься от возмущения.

Ни одна из 14 республик  бывшего СССР не оспаривает право  на государственность другой такой  же республики. Соответственно, с уважением  и пониманием относятся к изучению их учеными своего прошлого, к поискам  своих истоков. И только в нынешней Российской Федерации такие поиски называют «националистическими» и  «лаем чудовищ». Как им кажется  в Москве, они ныне окружены «лаем  стаи чудовищ» из 14 республик. Но, полагаю, дело не в соседях. Просто мы и россияне живем теперь в разных плоскостях реальности.

Список использованных источников

1. В.В.Деружинский.Тайны беларуской  истории.Мн;2009

2. Вебер М. Протестантская  этика и дух капитализма.Переиздание.М, 2008.

3. Гуревич А.М. Мотивация  эмиграции. - СПб.: Речь, 2005. Иванова Н.Л.  Социальная идентичность в различных  социокультурных условиях // Вопросы  психологии. - 2004. - №4.

4. Ермаловіч М. Старажытная  Беларусь: полацкі і навагародскі  перыяд. Мн., 1994.

5. Загорульский Э.М. Археология  Белоруссии. Мн., 1963.

6. І.П. Крэнь.Гісторыя Беларусі. Ч. 1. Са старажытных часоў да  канца XVII ст.. Мн., 2000.

7. Ковкель И.И., Ярмусик  Э.С. История Беларуси с древнейших  времен до нашего времени. Мн., 1998.

8. Ластоўскі В. Кароткая  гісторыя Беларусі. Мн., 1993.

9. Нарысы па гісторыі  Беларусі. Ч. 1. Мн., 1994

10. Саганович А.Н. Беларусь - эвтаназия в центре Европы., Вильнюс, 2008

11. Стефаненко Т.Г. Компоненты  этнической идентичности: когнитивный,  аффективный, поведенческий // Мир  психологии. - 2005. - №2..

12. Сухарев А.В., Бухарева  С.Л. Особенности этнической идентичности  подростков в этнически ориентированных  научных центрах // Вопросы психологии. - 2005. - №6. - С.82-91.

13. Шахотько Людмила, Население  и общество . N 49 . (Ноябрь 2000)

14. Электронный ресурс: http://www.edc.spb.ru

15. Электронный ресурс: http://www.euro.ru

16. Электронный ресурс:http://www.allbest.ru

17. Электронный ресурс:http://www.aport.ru

18. Электронный ресурс:http://www.eubasics.allmansland.com/

19. Электронный ресурс:http://www.euro.eu.int/

20. Электронный ресурс:http://www.europa.eu.int/

21. Электронный ресурс:http://www.km.ru/euro

22. Яскевич Я.С. Политический  риск в контексте мировой глобализации., Мн,2004

Приложение А

Анкета к исследованию «Национальное сознание белорусской  молодёжи»

Класс____

Возраст _____ (количество полных лет)

Пол мужской/женский (подчеркнуть  нужное)

1. Ваша национальность (по  документам)

2. белорус (ка)

3. россиянин (ка)

4. украинец (ка)

5. другая (указать) __________________________________________

2. Кем по национальности  Вы себя считаете

___________________________________________________________

3. Какие признаки, по Вашему  мнению, объединяют людей белорусской  национальности

1. язык

2. традиции

3. общее историческое прошлое

4. общность территории

5. общее будущее

6. религия

7. черты внешнего облика

8. черты характера

9. ничто не сближает

10. другое (указать) __________________________________________

4. Каким выше указанным  признакам Вы соответствуете?

____________________________________________________________

6. Причисляете ли Вы  себя к представителям белорусского  народа?

1. Да

2. Нет

3. Причисляю к группе  безэтничных

7. Свободно ли Вы владеете  белорусским языком?

Информация о работе Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси