Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 17:35, курсовая работа
Целью данной работы является описание системы «власть и фирма», охарактеризовать цели деятельности фирм с учетом того, как фирма должна приспосабливаться к внешней власти и поддерживать исполнительскую дисциплину за счет рычагов власти внутри фирмы. Также понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. проанализировать проблемы его развития.
Введение.
А. Общий обзор концепции власти . . . . . . . . . . . . . . 3
Б. Специфические особенности властных отношений в фирме. . . . 7
Глава 1. Источники и формы власти. Их плюсы и минусы . . . . . . . 11
1.1. Власть, от принуждения (экономического, внеэкономического) 11
1.2. Власть, основанная на вознаграждении . . . . . . . . . . . 14
1.3. Экспертная власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.4. Эталонная власть (власть примера) . . . . . . . . . . . . 16
1.5. Законная власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 2. Критерии эффективности власти . . . . . . . . . . . . . . 22
2.1. Адекватность принимаемых управленческих решений. . . . 22
2.2. Эффективность исполнения решений подчинёнными. . . . . 23
2.3. Методы реализации властных решений. . . . . . . . . . . 25
2.3.1 Убеждение и участие. . . . . . . . . . . . . . . 25
2.3.2.Необходимость власти в управлении. . . . . . . . . 29
2.3.3. Баланс власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.3.4. Власть подчиненных. . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.3.5.«Власть коллег» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.3.6. Оценка эффективности решений и ее коррекции. . . . 33
Глава 3. Влияние управленческих решений в фирме на эффективность ее деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
3.1. Контроль эффективности принятия и исполнения решений. . . 36
3.2. Анализ » форм и типов власти, применяемых в фирме «ЮНИЛЭНД-ЕКАТЕРИНБУРГ и в ее Пермском филиале. . 38
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Список литературы. . . . . .
Стараясь оказывать влияние на
других, люди занимаются, выражаясь
фигурально, "продажей", хотя и
не так явно, как при продаже
страховых полисов. Это
Дело только выиграло бы, если
бы черты характера и
Кроме того, в отличие от других
форм, влияние путем убеждения
имеет одноразовое действие. Руководитель,
предпочитающий метод
Если исполнитель знает, что
руководитель имеет
Если убеждение не помогает, руководитель,
имеющий другие средства
Влияние имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием. Однако, решимость, основанная на единстве, может так же воздействовать на руководителя, как и на исполнителя. Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня власти, компетентности, успехе или самовыражении. Поэтому этот подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами и при условии, что можно положиться на то, что исполнитель будет работать на цели, которые он сам выбрал.
Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, аппелируя к его потребностям. Но даже то редкий руководитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать во внимание и другие факторы. Недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе предпочтительно вдохновленной направленной на достижение целей организации. Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его усилия обязательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если какой-нибудь из этих компонентов отсутствует, то власть влияющего руководителя уменьшается или исчезает вовсе.
2.3.2.Необходимость власти в управлении.
В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, т.к. он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Джон П. Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, «потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им подчинены, и, во-вторых, потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она – начальник».
В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации: поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов.
В
идеальном варианте все эти люди
и силы будут охотно сотрудничать
с руководителем и
Даже
в том случае, когда руководитель
обладает четко определенными
Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудности, которую испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными “неуправляемыми” силами, он или она не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельность всей организации.
Власть и влияние, инструменты лидерства являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной способностью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Т.о. власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Р. Бирстед, “власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка”.
2.3.3. Баланс власти
Концепция зависимости также подтверждает несостоятельность еще одного распространенного мнения о власти.
Многим
людям кажется, что обладание
властью подразумевает
В условиях организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек, в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А.
2.3.4. Власть подчиненных.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение зарплаты, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий и т.п. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, т.к. последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег и способность подчиненных выполнять задания. Ярким примером власти подчиненных над руководителем является исключительно благоприятные контракты, которые могут получить известные артисты и спортсмены. Их начальство, конечно, предпочло бы не выплачивать никому большие деньги, т.е. сумму, намного превышающую их собственный заработок. Однако у них почти нет выбора, т.к. их организация и, следовательно, они сами в большей степени зависят от этих лиц в достижении своих целей, а конкуренция популярных видов спорта очень велика.
Руководитель
должен сознавать, что поскольку
подчиненные часто тоже обладают
властью, использование им или ею
в одностороннем порядке своей
властью в полном объеме может
вызвать у подчиненных такую реакцию,
при которой они захотят продемонстрировать
свою собственную власть. А это, в свою
очередь, может привести к напрасной трате
усилий и снизить уровень достижения целей.
Поэтому эффективный руководитель старается
поддерживать разумный баланс власти:
достаточный для обеспечения достижения
целей, но не вызывающей у подчиненных
чувства обездоленности и, отсюда, непокорность.
2.3.5.«Власть коллег»
Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги. Например, если руководитель по финансовым или производственным вопросам зависит от услуг отдела по обработке данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую власть. Возросшее значение компьютеров в организациях привело к тому, что возросла власть персонала отделов обработки данных. Чем больше необходимой информации, ресурсов или услуг один руководитель дает другому, тем больше его или ее власть над этим другим руководителем. Поскольку секретари начальника, как правило, знают, с кем нужно общаться, чтобы получить конкретную информацию, то они также держат в руках значительную долю власти.
Руководитель может увеличить свою власть, дав другим возможность увидеть, что они зависят от него в вопросах ресурсов, необходимых для их работы. Эти ресурсы могут означать доступ к данным персонам, информации, услугам, деньгам, нужным собраниям и т.д.
Дейвид Мак Клеланд, чьи исследования показывают, что эффективный руководитель имеет большую потребность во власти, также отмечает, что эффективный руководитель никогда не будет проявлять свою власть в приказной, ожидающей подчиненных манере. Наоборот, позитивное или социализированное лицо, осуществляющее власть, скорее заботится о реализации групповых целей, помощи группе в их определении, обеспечивая группу средствами их достижения, оказывая членам группы поддержку, утверждая для каждого объем его компетенции.
Последний пункт подводит нас ко второй составляющей эффективной системы управления - эффективности исполнения принятых решений подчинёнными.
2.3.6. Оценка эффективность решений и ее коррекции.
Степень эффективности, принимаемых руководителем решений зависит от его компетенции и опыта, всестороннего информационного обеспечения, а так же высокой личной мотивации принятия наиболее эффективных для предприятия решений.
Будем считать, что руководитель, поставленный управлять предприятием, обладает необходимыми знаниями и руководящими навыками. Это, своего рода, необходимое, но не достаточное условие принятия наиболее эффективных управленческих решений. Топ-менеджер должен обладать также всей полнотой актуальной, детальной информации относительно всех аспектов решаемой задачи. Но это не значит, что руководитель должен лично пытаться объять необъятное и досконально изучать все тонкости, на это может уйти много времени, а оно у топ менеджеров чрезвычайно дорогое. Но даже если управленец досконально разбирается во всех мелочах, он всего лишь человек и не застрахован от ошибок, субъективности мышления и консервативности идей и подходов. Для решения этой проблемы к принятию важных управленческих решений возможно привлечение наиболее квалифицированного в области решаемой задачи персонала: руководителей и специалистов. При этом роль привлекаемых сотрудников может не ограничиваться чисто совещательной функцией. В дальнейшем они же могут стать исполнителями некоторых подзадач в рамках общей стратегии в пределах своей компетенции. Назовём этот управленческий феномен – «партнёрством». При этом, предоставив подчинённым определённую свободу действий в формулировании и решении этих подзадач, делегировав им необходимые полномочия и возложив соответствующую ответственность, топ менеджер решает сразу несколько проблем: