Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:16, реферат
Целью исследования является: изучение коммуникации и ее основных способов – вербальных и невербальных.
В соответствии с целью исследования были выявлены следующие задачи:
Изучить сущность и основные элементы коммуникации;
Выявить ее основную цель;
Определить ее основные этапы и средства;
Изучить вербальные и невербальные способы коммуникации и их взаимосвязь.
Введение………………………………………………………………………..3
Сущность, структура и способы коммуникации……………………..5
Коммуникация, ее цель и элементы…………………………….5
Этапы коммуникаций……………………………………………6
Классификация коммуникаций…………………………………8
Основные средства коммуникации……………………………10
Невербальные и вербальные способы коммуникации……………..11
Вербальные способы коммуникации………………………….11
Невербальные способы коммуникации……………………….15
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В современных условиях резко возросло
внимание к такому социальному феномену,
как коммуникация. Такое положение
является вполне закономерным и объяснимым.
Происходящий в современном мире
глобальный переход от индустриального
общества к информационно-
Термин "коммуникация'' (лат. Communicatio - "делаю общим, связываю") появился в научной литературе в начале XX века. В настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации и понимается как:
а) средство связи любых объектов
материального и духовного
б) общение - передача информации от человека к человеку,
в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Коммуникация - это процесс обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).
Функция коммуникации проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, воспринимающий её, - реципиентом.
Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
В данной работе мы постараемся изучить названные виды коммуникации.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Целью исследования является: изучение коммуникации и ее основных способов – вербальных и невербальных.
В соответствии с целью исследования были выявлены следующие задачи:
Работа имеет традиционную
структуру и включает в себя введение,
основную часть, состоящую из 2 глав, заключение
и список литературы.
Во введении обоснована актуальность
выбора темы, поставлены цель и задачи
исследования.
Умение общаться с людьми - такой же покупаемый
за деньги товар, как сахар или кофе, И я готов
платить за это умение больше, чем за какой -
либо другой товар в этом мире.
Дж. Рокфеллер
1.1 Коммуникация, ее цель и элементы
Коммуникация возникла в человеческом обществе как потребность индивида передать другому индивиду необходимую для совместного действия информацию. Первичными коммуникативными средствами были самые простые - указательные жесты, одобряющая или неодобряющая мимика - невербальные (лат. verbalis "устный, словесный") знаки. Правильное понимание этих знаков было возможно лишь в их устойчивой соотнесенности, чаще по признаку противоположности - указание налево, вверх предполагало указание направо, вниз. Наконец, homo habilis "человек умелый" стал использовать для передачи информации вербальные средства - слова и фразы и превратился в homo loquens "человека говорящего". Появлялись все новые и новые слова, пропуская их через свое сознание - фиксируя соотнесенность того или иного слова с реалиями действительности, человек невольно должен был упорядочивать их по каким-то общим или различительным признакам как формальным, так и содержательным.
Термин «коммуникация» происходит от лат. communis — общее: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию.
Цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Коммуникации в социальном контексте — это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.
Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией.
Сам процесс коммуникации состоит из большего числа элементов и этапов. На схеме представлены эти элементы и их взаимосвязь:
При обмене информацией отправитель
и получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов. Их задача
— составить сообщение и
1. Зарождение идеи
Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. На этом этапе необходимо осознать, какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, а также оценить адекватность и уместность ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели коммуникаций.
2. Кодирование и выбор канала
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель должен также выбрать
канал, совместимый с типом символов,
использованных для кодирования. К
некоторым общеизвестным
3. Передача
На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.
4. Декодирование
После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.
Однако по ряду причин, получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщению.
1.3 Классификация коммуникаций
По характеру восприятия информации коммуникации делятся на:
По взаимодействующим сторонам коммуникации можно разделить следующим образом:
Организационные коммуникации — это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами.
Она служит необходимым инструментом
в координации деятельности по всей
вертикали и горизонтали
Организационные коммуникации делятся на две большие группы: внешние и внутренние.
К внешним относятся коммуникации, представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой. Сюда относятся средства массовой информации, органы государственного регулирования и т.п.
К внутренним относятся вертикальные и горизонтальные
коммуникации.
К горизонтальным относятся коммуникации между подразделениями одного уровня управления (отделы, службы, подразделения). Между ними устанавливаются равноправные отношения, отношения координации действий.
Коммуникации по вертикали (между уровнями управления) подразделяются на коммуникации по нисходящей (от руководителя к исполнителю) и восходящей линии.
По нисходящей передается информация о принятых решениях на высших уровнях (текущие задачи, конкретные задания, рекомендации). Эта информация может передаваться из одного уровня на другой вплоть до исполнителей. По восходящей передается информация о выполнении задач, мероприятиях в подразделениях, различные сведения и т.д.
Межличностные коммуникации связывают двух (или более) человек.
Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:
1) формальные или официальные. Данные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;
2) неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.
1.4 Основные средства коммуникации
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использующие различные знаковые системы.
Вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не ‘процент использования’, а универсальность этого способа для человека, всеобщую переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относится устная и письменная разновидности языка.
Невербальные средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования). Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.
Исследования показали, что 55% информации воспринимается через жесты, позы и выражение лица, 38% — через интонации и модуляции голосом и только 7% — через слова. Практически невербальная информация подавляет вербальную, и важнее не что говорится, а как говорится. Соответственно значение и влияние невербальной коммуникации огромно.
Заберите у меня все, чем я обладаю.
Но оставьте мне мою речь.
И скоро я обрету все, что имел.
Даниэл Уэбстер
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция является одной из важнейших функций языка.
Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.