Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:01, реферат
Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции – кооперация и конкуренция. Кооперация может быть индивидуально-коллективной, (т.е. стремятся к одной цели, однако независимо друг от друга, порой даже мешая коллеге), последовательно-коллективной (каждый последовательно выполняет одну часть общего дела) и кооперацией взаимодействия (все члены коллектива дружно, помогая один другому, уверенно идут к общей цели).
Введение
1. Средства коммуникации
2. Вербальные коммуникации
2.1 Совершенствование навыков вербального общения
2.2 Совершенствование навыков письменной речи
2.3 Денотаты и коннотации
2.4 Ассертивность
2.5 Структура речевой коммуникации.
2.6 Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
3. Невербальные коммуникации
3.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
3.2 Общее представление о языке телодвижений
3.3 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
3.4 Качество присутствия и элементы невербального общения
3.4.1 Позиция и дистанция
3.4.2 Открытая поза
3.4.3 Выражение лица
3.4.4 Визуальный контакт
3.4.5 Кивки головой
3.4.6 Паузы и молчание
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУММАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
НА ТЕМУ:
«СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ: ВЕРБАЛЬНЫЕ И
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»
ЛУЗА 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Средства коммуникации
2. Вербальные коммуникации
2.1 Совершенствование навыков вербального общения
2.2 Совершенствование навыков письменной речи
2.3 Денотаты и коннотации
2.4 Ассертивность
2.5 Структура речевой коммуникации.
2.6 Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
3. Невербальные коммуникации
3.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
3.2 Общее представление о языке телодвижений
3.3 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
3.4 Качество присутствия и элементы невербального общения
3.4.1 Позиция и дистанция
3.4.2 Открытая поза
3.4.3 Выражение лица
3.4.4 Визуальный контакт
3.4.5 Кивки головой
3.4.6 Паузы и молчание
Заключение
Список
литературы
Введение
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции – кооперация и конкуренция. Кооперация может быть индивидуально-коллективной, (т.е. стремятся к одной цели, однако независимо друг от друга, порой даже мешая коллеге), последовательно-коллективной (каждый последовательно выполняет одну часть общего дела) и кооперацией взаимодействия (все члены коллектива дружно, помогая один другому, уверенно идут к общей цели).
Перцептивное общение – адекватное восприятие другого человека, умение проникнуть во внутренний мир. Перцепция предусматривает хорошее знание психофизиологических особенностей людей, половозрастных особенностей.
Помимо классификации общения по функциям, которые оно выполняет, выделяют два типа коммуникаций – ролевую и личностную. В ролевом общении люди действуют совместно как представители одной социальной общности. Например, ролевым будет общение директора завода с начальником цеха, тренера со спортсменом. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.
Личностное общение более свободно, не связано общественными регуляторами и ограничителями, зависит от индивидуальных особенностей лиц, вступивших в контакт и взаимоотношений между ними. Примеры личностного общение – дружеская беседа, отношения между членами одной семьи.
Оба типа общения могут быть открытыми и закрытыми. Существуют и смешанные виды общения. Это «одностороннее выспрашивание» и, «нежелание учесть чужие обстоятельства». Однако эффективное общение успешно осуществляется только при открытости обеих сторон.
При открытом общении обе стороны не скрывают свою точку зрения и готовы учесть позицию оппонента. Между ними в таком случае возникает психологическая совместимость. Совместимость – не одинаковость. Она может возникнуть между людьми разного пола, возраста, темперамента, между личностями, занимающими неодинаковое общественное положение. Но для совместимости необходимы взаимный интерес и обязательная взаимная уступчивость.
Общение
– сложный многоплановый
коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).
Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.
Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.
Невербальная коммуникация:
Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.
Акустическая
система, включающая в себя следующие
аспекты: паралингвистическую систему
(тембр голоса, диапазон, тональность)
и экстралингвистическую
Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
Ольфакторная
система (приятные и неприятные запахи
окружающей среды; искусственные и
естественные запахи человека).
2.
Вербальные коммуникации
2.1 Совершенствование навыков вербального общения
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.
Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.
Как
добиться, чтобы ваше общение с
супругом, учителем, начальником или
с понравившейся вам девушкой
было более эффективным? Психологи установили,
что общению больше способствуют открытые
вопросы. При ответе на закрытый вопрос
("Вам нравится ваша работа?") можно
ограничиться простым "да" или "нет",
тогда как открытый вопрос ("Что вам
нравится в вашей работе?") требует развернутого
ответа.
2.2 Совершенствование навыков письменной речи
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.
Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким образом предполагает проверить ваши знания грамматики и орфографии.
Любое
письменное сообщение имеет одно
несомненное преимущество перед
устным. Составляя его, вы имеете возможность
подумать, привести в порядок свои
мысли и в случае необходимости
даже переписать набело. Однако нужно
отметить и два недостатка письменной
коммуникации. Во-первых, письменное сообщение
не может передать интонации вашего голоса
и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики
- большое достижение человечества ;-) ),
а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной
связи с читателем. Чтобы устранить первый
недостаток, имеет смысл привнести в ваше
послание эмоциональную нотку. Здесь,
как и в устной коммуникации, хорошую службу
вам может сослужить богатый словарный
запас. Вторая проблема легко решается,
если вам известны образовательный уровень,
интересы и словарный запас людей, к которым
вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное
простым языком, как правило, более понятно
людям.
2.3Денотаты и коннотации
Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие "отец" как "родитель мужского пола". Это определение и является денотатом данного слова. Понятие "коммунизм" определяется как "общественный строй с общественной собственностью на средства производства".
Но, кроме этого, оба названных нами слова, "отец" и "коммунизм", имеют эмоциональную окраску, то есть несут в себе особый смысл, которого словарное определение не может раскрыть полностью. При определении денотативного и коннотативного значения слова вы можете столкнуться с некоторыми проблемами. Многие слова имеют не одно, а несколько значений, другие в обиходном употреблении приобретают новые значения. Зачастую только контекст помогает понять, что обозначало то или иное употребленное в разговоре слово. Например, вам говорят: "У меня есть отличная трава!" Чтобы не попасть впросак, вам нужно точно знать, о какой "траве" идет речь. Если человек, воскликнувший это, похож на коммивояжера фирмы "Цветы и семена", можно надеяться, что вам предлагают траву для газона перед вашим домом. Однако если у вашего собеседника бегающие глаза, странные движения и неровная речь, то можно предполагать и некоторое иное значение этого невинного слова.
Информация о работе Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства общения