Управление системой социальной защиты детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:18, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – выявить функции и взаимосвязи социальных институтов в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1.осветить методологические основы исследования жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как системы;
2. сформировать концептуальную модель системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3.провести анализ социальных институтов образования, здравоохранения, семьи, социальной защиты и их элементов в функционировании системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Содержание

Введение
Глава 1 Научно-методические опыты проблемы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации
1.1. Проблема социального сиротства, научные подходы к её решению
1.2. Опыт решения проблем устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ на муниципальном уровне ,управления в СР
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2 Опыт совершенствования системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на муниципальном уровне
2.1.Структура Министерства образования Ульяновской области и её характеристика.
2.2.Результаты анкетирования.
2.3. Формы работы «Школа приемных родителей», «Совет опекунов»,«Клуб опекунов Доброе Сердце».
2.4.Реализация Федеральных и областных программ «Здоровая семья в Ульяновской области», «Вернуть детство», «Ульяновская область без жестокости к детям»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Реализация  Федеральных и обласных программ  «Здоровая семья в Ульяновской  области», «Вернуть детство», «Ульяновская  область без жестокости к детям» .

Одно из направлений  деятельности Управления Министерства образования-это участие в Федеральных и Региональных социальных программах, которые направлены на защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остановимся на характеристике некоторых социальных программ, реализующихся в Ульяновской области и городе.

«Здоровая семья в У/О»

Одна из печальных  примет нашего времени - социальное сиротство, когда дети, формально имеющие  родителей, остаются без их попечения  и оказываются в сложных житейских  ситуациях. В регионе, как и в  целом по стране, растет количество детей, воспитывающихся без семьи. Ежегодно 120 тысяч детей остаются без попечения родителей. Более 4 тысяч детей области растут сиротами, причем, 70% из них являются социальными сиротами, то есть сироты - при живых родителях. За последние два года в России значительно увеличилось количество «отказников» - новорожденных не хотят забирать из роддомов. В прошлом году такая участь постигла 39 малышей области, в этом - уже 46, а год еще не завершен. В этом году на реализацию Программы «Здоровая семья в Ульяновской области» поступило 22 млн рублей - грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одно из основных его положений - раннее выявление и профилактика социального сиротства.

 Цель - на ранней  стадии обнаружить неблагополучную  ситуацию, разобраться в ней и оказать семье конкретную адресную поддержку. Причем к неблагополучным относятся не только ситуации в семьях с пьющими родителями, но и положение несовершеннолетней мамы или состояние детей в семье, оказавшейся в сложных обстоятельствах (например, родители лишились работы, потеряли жилье, или мать-одиночка серьезно заболела).

Задача - помочь семье  выйти из этой ситуации. Ведь благополучная  семья - это та, которая может решать свои проблемы сама. Как только семья  теряет такую возможность, она становится неблагополучной, и проблемы могут наслаиваться одна на другую, отражаясь на судьбах детей.

Программа «Здоровая  семья в Ульяновской области» подра

зумевает комплексную  работу по реабилитации «кризисных семей» на раннем этапе.  Межведомственное взаимодействие направлено на снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на обеспечение условий формирования института здоровой семьи. Необходимо на ранней стадии выявлять кризисные семьи, в том числе и приемные, оказывать им правовую, юридическую, психологическую помощь. Раннее вмешательство в проблему - один из разделов новой программы, благодаря ей сможем патронировать 250 тысяч семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

По словам руководителя отдела министерства образования Ларисы Платоновой, за первые три месяца реализации проекта сделано немало для профилактики социального сиротства. Только за месяц проведено более 300 консультаций. При необходимости специалисты этих служб объединятся в мобильные группы для оказания экстренной помощи по месту жительства семьи, терпящей бедствие. Уже создана ассоциация психологов, планируется, что эти важные для решения семейных проблем специалисты будут работать и при роддомах. Создается единая интерактивная база семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ведется работа с приемными семьями. С ними будут работать пять служб сопровождения: психологическая, медицинская, социально-педагогическая, юридическая, организационная, которые формируются при областном центре поддержки семьи. В ближайшее время заработает институт социальных участковых, задача которых - выявлять сложные семьи и помогать решать их психологические и прочие проблемы.

«Вернуть детство»

«Проект «ВЕРНУТЬ ДЕТСТВО» – это инициатива Приволжского федерального округа, в нашей стране он найдет массу сторонников и будет поддержан всеми неравнодушными гражданами России.  Помощь детям в сиротских учреждениях, приютах и детских домах не должна сводиться к каким-то разовым акциям и ограничиваться подарками к праздникам. Детям, оставшимся без родительской любви, заботы и тепла, необходимо постоянное общение и дружба с нами; то, что нам, выросшим с родителями, кажется естественным, для них – мечта всей жизни. Если Вы когда-нибудь видели глаза детдомовского ребенка, то никогда не сможете забыть ту надежду, с которой смотрит на Вас малыш, лишенный обычного человеческого счастья. Каждый из нас в силах поделиться этим счастьем. И мы призываем вас не стесняться делать добрые дела, не робеть перед страхом увидеть грустный взгляд ребенка, действовать смело и ответственно, чтобы и эти дети научились искренне улыбаться и радоваться».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: разработка конкретных механизмов по духовно-нравственному  воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей) совершенствованию системы их социальной защиты. КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, охваченных в рамках проекта: дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в домах ребенка (от 0 до 4-х лет) и детских домах (до 18 лет), в том числе домах ребенка, организуемых при женских исправительных колониях – домах ребенка исправительных учреждений (далее – детские дома). Иные категории детей (системно проектом не охватываются): временно или постоянно находящиеся (проживающие) в социально-реабилитационных центрах, социальных приютах, приемниках-распределителях, коррекционных домах-интернатах.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПРОЕКТА: создание системы социальной адаптации детей, оставшихся без  попечения родителей (формирование модели семейного воспитания), –  «вытягивание» детей из детского дома с целью их общественного развития; совершенствование системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, создание постинтернатного сопровождения; формирование системы «социальных лифтов» для детей, оставшихся без попечения родителей (сферы: спорт, искусство, культура, образование, наука).( см. рис.3,4)

ТЕРРИТОРИЯ ПРОЕКТА: ПРИВОЛЖСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ (субъекты Федерации, муниципальные образования).

Участниками совета является, Попечительский Совет, Исполнительный совет, аппарат полномочного представителя Президента РФ в ПФО, федеральные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления, добровольцы (студенты вузов, слушатели малых академий государственного управления, члены молодежных объединений ПФО), общественные организации (фонды, благотворительные организации и др.), иные заинтересованные граждане и организации. Сроки реализации проекта делятся на следующие этапы:

I этап, предварительный – IV квартал 2009 года;

 

II этап, начальный (I квартал 2010 года) – выработка стратегии, создание сетевой структуры, первоначальные итоги реализации;

 

III этап, основной (сроком не ограничивается) – внедрение результатов, плановая работа.

 

Ресурсами проекта являются организационные (создание социальных сетей), информационные (социальная реклама, теле-, радио-, Интернет- сопровождение), финансовые (окружные и региональные мероприятия), административные (аппарат полномочного представителя Президента РФ в ПФО, поддержка и содействие со стороны органов государственной власти и местного самоуправления).

Дети, оставшиеся без  попечения родителей, - особая категория  детей,  оказавшихся в трудной  жизненной ситуации. У них нет  родителей, или (что гораздо чаще встречается) родители лишены родительских прав: уклоняются от воспитания детей, защиты их интересов. Это дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда (социальные сироты). Это также дети осужденных женщин, проживающие при женских исправительных колониях. С целью умственного, эмоционального и физического развития детей, оставшихся без попечения родителей, государство призвано обеспечить благоприятные условия для их жизни. Для этого на государственном уровне создана целая система учреждений. Это образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания и системы здравоохранения: дома ребенка, детские дома, социальные приюты, социально-реабилитационные центры, приемники-распределители и другие учреждения (дома ребенка в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний – в женских колониях). Вместе с тем, количество детей, оставшихся без попечения родителей, не сокращается. Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне: отсутствие дифференцированного подхода к проблемам (нуждам) детей, медленное развитие альтернативных семейных форм воспитания, закрытость социальных учреждений для общества (общественного контроля), неразвитость механизмов обращений (жалоб) детей на противоправные действия и притеснения со стороны воспитателей (учреждений), разрозненность системы детских социальных учреждений, их разная подведомственность (сферы здравоохранения, социального развития, система исполнения наказаний) и др. Социально-экономическая и демографическая ситуация также подтверждают целесообразность и необходимость работы по улучшению положения детей. На государственном уровне принимаются различные программы помощи детям, направленные на улучшение их положения, реализуются коммерческие проекты, образовано множество благотворительных фондов и организаций по поддержке детей. Вся эта деятельность носит положительный, но хаотичный,  нескоординированный характер, зачастую, не приводит к достижению необходимой социальной пользы. Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является отсутствие действенных механизмов социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Именно поэтому такие дети не могут развиваться полноценно, а во взрослой жизни, как правило, не могут жить самостоятельно. Отсюда возникает еще одна большая проблема – вторичное социальное сиротство. Социальная значимость проблем детей, оставшихся без попечения родителей, говорит о необходимости их решения программно-целевыми методами ввиду: многообразия, сложности, и масштабности задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей; необходимости разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям. 

Необходимо качественное совершенствование системы помощи таким детям: разработка, апробация  и внедрение инновационных технологий в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; создание системы социальной адаптации детей, их общественного развития; обеспечение начальнойпрофессиональной подготовки, личностного и профессионального самоопределения в различных областях. Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех стадиях их развития и воспитания. Необходимо обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка.

О Ж И Д А Е  М Ы Е   Р Е З У Л Ь Т А Т Ы   П Р О Е К Т А:

Проведение мониторинга  жизни детей в детских домах, а также после выхода из детских  домов. Создание базы данных детей, проживающих  в детских домах в ПФО; Разработка системы показателей социального  благополучия ребенка в детском доме со стороны общества. Формирование типового социального «портрета» ребенка, оставшегося без попечения родителей; Разработка и реализация системы постинтернатного сопровождения детей (система наставничества, программа начального профессионального образования и поддержки поступления в вузы, ведение статистического учета выпускников детских домов, программы социальной помощи в трудной жизненной (бытовой) ситуации); Формирование сетевой структуры волонтерства (добровольческого движения) в ПФО в помощь детям, оказавшимся без попечения родителей; Внедрение программ информационного обеспечения жизни детей в детских домах (информационный обмен между детскими домами, сайты детских домов, социальная реклама); Разработка концепции школ «приемных родителей» при детских домах по развитию институтов усыновления, приемных семей и патроната. Создание ассоциаций приемных родителей, программ помощи и взаимодействия приемных родителей; Формирование системы общественного контроля за приемными и патронатными детьми; Создание системы трудового воспитания и профессиональной адаптации в детских домах с целью освоения первичной профессии; Развитие программ профессионального развития и социализации  воспитателей детских домов; Разработка и внедрение модели семейного воспитания в детских домах; подготовка к самостоятельной жизни вне детского дома; Разработка механизма защиты прав детей в детских домах (формирование института уполномоченных по защите прав ребенка в субъектах Федерации, типовой программы их деятельности, механизма обращения детей при нарушении их прав); Формирование системы координации деятельности фондов и благотворительных организаций на региональном и муниципальном уровнях (координационные советы общественных организаций); Формирование команд (клубов) активного участия воспитанников детских домов в общественной жизни (массовый спорт - дворовый футбол, волейбол, баскетбол и др., культура, искусство, наука – поиск одаренных детей, талантов, военно-патриотическое воспитание

 

 

Рис 3

 

 

 

Рис 4

 

«УО без жестокости к детям»

 

Правительство Ульяновской  области подписало соглашение о  взаимодействии с Фондом поддержки  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Подписание соглашения состоялось 25 ноября в ходе визита в  регион Председателя Фонда Марины Гордеевой. Взаимодействие будет осуществляться в рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Основная цель данного соглашения – создание в обществе нетерпимости ко всем проявлениям жестокости по отношению к детям. Одной из частей общенациональной информационной кампании является движение «Россия – без жестокости к детям!». Соглашение о взаимодействии подразумевает совместную организацию мероприятий и акций по противодействию жестокому обращению с детьми и формированию ценности ответственного родительства в регионе. При этом сотрудничество Фонда и Правительства Ульяновской области будет осуществляться на некоммерческой основе. Всего Ульяновская область реализует пять совместных с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проектов. Речь идет о программах, направленных на профилактику социального сиротства, на работу с детьми-инвалидами, а также на работу с детьми, совершившими различные правонарушения. «Приятно отметить, что Ульяновская область участвует практически во всех проектах Фонда. Здесь ведется работа, здесь есть практики, которые достойны быть представленными в других регионах».

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования нами решены следующие  задачи:

Актуальная потребность  общества в жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , связана не только с тем, что определенная часть родителей не выполняет свои функции по отношению к своим детям, но и с тем, что общество не в полной мере исполняет свои обязанности по отношению к детям данной категории. Без подготовки государства эти дети не смогут решить проблему самостоятельно. Были созданы различные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, которые рассматривали такие Российские авторы как Ж.Захарова, А.Д.Дзугаева, Я.Ю.Васильева, А.М. Нечаева, Л.Ю Михеева.

               Чтобы ребенок комфортно себя  чувствовал в эмоциональном плане  необходимы социальны условий,  которые определяют его быт,  его физическое здоровье, характер  его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Социальная политика осуществляется в двух направлениях, это профилактика социального сиротства и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Информация о работе Управление системой социальной защиты детей-сирот