Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:18, дипломная работа
Цель дипломной работы – выявить функции и взаимосвязи социальных институтов в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1.осветить методологические основы исследования жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как системы;
2. сформировать концептуальную модель системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3.провести анализ социальных институтов образования, здравоохранения, семьи, социальной защиты и их элементов в функционировании системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Введение
Глава 1 Научно-методические опыты проблемы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации
1.1. Проблема социального сиротства, научные подходы к её решению
1.2. Опыт решения проблем устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ на муниципальном уровне ,управления в СР
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2 Опыт совершенствования системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на муниципальном уровне
2.1.Структура Министерства образования Ульяновской области и её характеристика.
2.2.Результаты анкетирования.
2.3. Формы работы «Школа приемных родителей», «Совет опекунов»,«Клуб опекунов Доброе Сердце».
2.4.Реализация Федеральных и областных программ «Здоровая семья в Ульяновской области», «Вернуть детство», «Ульяновская область без жестокости к детям»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
1.2. Опыт решения
проблемы устройства детей-
Государство вынуждено брать
на себя заботу о детях,
Усыновление (удочерение) ребенка
-это государственный акт, в
связи с которым между
По Семейному кодексу РФ усыновление (удочерение) детей допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Кроме того, при устройстве ребенка в семью должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в образовании и воспитании, а также возможность обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Рис 1
В Ульяновской области увеличили вознаграждение за приемного ребенка
4 Апреля 2011
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подписал закон об увеличении вознаграждения приемным родителям. Теперь оно будет составлять порядка 4000 рублей на каждого ребенка. Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе губернатора и правительства региона, ранее такая сумма выплачивалась только при передаче первого ребёнка в приёмную семью. Вознаграждение при передаче второго и третьего ребенка составляло 1603 руб. на каждого, четвёртого и последующего - 1002 руб. В ноябре прошлого года на очередном заседании Координационного совета при Губернаторе Ульяновской области по делам женщин было принято решение о необходимости пересмотра системы оплаты труда приемных родителей. Министерством образования Ульяновской области подготовлены и внесены изменения в закон Ульяновской области от 04 октября 2004 года № 137 - ЗО "О размере оплаты труда приёмных родителей и льготах, предоставляемых приёмной семье в Ульяновской области" в части установления единого вознаграждения в размере 4009 рублей на воспитание каждого приёмного ребёнка. Кроме того, дополнительно к денежному вознаграждению будут выплачиваться надбавки, которые дифференцируются по возрасту, состоянию здоровья приёмных детей и месту проживания (село, город) приёмных родителей. Министр образования Ульяновской области Екатерина Уба отметила, что увеличение размера вознаграждения приёмному родителю призвано содействовать росту числа приёмных семей в регионе. Вознаграждение в новом размере будет выплачено 969 приёмным родителям, воспитывающим на данный момент 1 308 приёмных детей.
В Ульяновской области повысили оплату труда приемных родителей
25 Февраля 2011
На последнем заседании депутатов Законодательного собрания Ульяновской области были внесены изменения в региональный закон "О размере вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и льготах, предоставляемых приемной семье". Теперь за каждого ребенка, принятого в семью, будет выплачиваться по 4009 рублей ежемесячно. Прежде при оплате труда приемных родителей применялся регрессивный подход. За воспитание каждого последующего ребенка сумма уменьшалась: за первого полагалось 3771 рубль в месяц, за второго и третьего - 1508 рублей, за четвертого - 943 рубля. Свое решение депутаты объяснили так: "Мы надеемся, что желание принять ребенка в семью и сделать ее многодетной теперь появится у большего числа родителей". Кроме того, расширился перечень льгот для детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, и из многодетных и приемных семей. Вместе с родителями или законными представителями они смогут раз в месяц бесплатно посещать спортивные мероприятия и спортивные объекты, находящиеся в областной собственности. Как пояснили в пресс-службе Законодательного собрания региона, соответствующие изменения внесены в закон "О физической культуре и спорте в Ульяновской области". А дети и родители из многодетных семей получили возможность раз в месяц посещать еще и культурные мероприятия.
Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство- над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не в праве совершать самостоятельно (ст. 32, 33 ГК РФ). Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ). Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам. Детский дом семейного типа - обычная семья, принявшая на воспитание 5 и более детей. В России до 1 марта 1996 г. (дата появления Семейного кодекса) действовало 368 домов семейного типа, в которых воспитывались более 2,5 тыс. приемных и 1,5 тыс. кровных детей. Такие семьи принимают в первую очередь воспитанников домов ребенка и детских домов. Дети при этом обретают вторую семью, граждане, желающие воспитывать сирот, получают работу, которая засчитывается в трудовой стаж, зарплату, а также пособие в соответствии с социальными нормативами и нормами для воспитанников детских домов. Большинству детских домов семейного типа выделяют жилье, транспорт, землю для организации подсобных и фермерских хозяйств. Около десяти лет семейные детские дома доказывают свое право на существование успешным воспитанием детей и благополучным устройством их жизни в дальнейшем.
Приемная семья - это форма
устройства детей-сирот и детей
В России существуют три типа учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей:
Дома ребенка для детей в
возрасте до 3 лет (до 4 лет - для
детей-инвалидов), как для детей,
оставшихся без попечения
Детские дома и школы-
Специализированные детские
Дома ребёнка. Дома ребенка в России определяются как "медицинские учреждения, созданные для воспитания и предоставления медицинской помощи детям, лишенным попечения родителей, а также детям с физическими и психическими нарушениями. Дома ребенка бывают двух типов - общего и специализированного. Дома общего типа принимают детей до 3 лет, а специализированные дома (которые могут располагаться как в отдельном здании, так и занимать часть дома общего типа) принимают детей с различными нарушениями до 4 лет. Дети поступают в дома ребенка в двух основных случаях. Во-первых, это дети, от которых отказались родители, в основном незамужние матери подросткового возраста, которые не желают или не могут оставить ребенка. В большинстве случаев это происходит в роддоме и часто предлагается персоналом роддома. Родители более половины детей, содержащихся в домах ребенка, бросили их или отказались от них. Во-вторых, родители могут принять решение поместить своего ребенка в дом ребенка для диагностики и лечения, обычно когда ребенок страдает тяжелым врожденным или иным заболеванием. Все еще широко бытует убеждение, отнюдь не уникальное для России, что детей с нарушениями необходимо помещать в специализированный стационар. В случаях, когда ребенок поступает в дом ребенка по желанию родителей, подписывается контракт, в котором родители указывает срок, который ребенок проведет в доме малютки. Однако нередки случаи, когда в назначенный срок родители не забирают ребенка домой, таким образом, де-факто отказываясь от него. В некоторой степени это происходит из-за утери связи с ребенком, когда его оставляют в доме ребенка[ Tolfree ссылается на работу, проведенную Дартингтонским сектором социальных исследований Великобритании. В ней подчеркивается проблема «отмирающих связей», т.е. контакты между ребенком, находящимся на воспитании, и его семьей имеют тенденцию к ослаблению с течением времени. Во избежание этого явления или по крайней мере для снижения вероятности его проявления такие контакты необходимы и должны поощряться персоналом дома ребенка, т.е. родителей следует обязать участвовать в уходе за своим ребенком. ].Из дома ребенка детей либо возвращают родителям, усыновляют, устраивают под опеку или в приемную семью, либо переводят в детский дом или интернат по достижении ими 3 лет (или, как в случае с детьми-инвалидами, в специальное учреждение для таких детей, в возрасте 4 лет).Дома ребёнка и развитие ребёнка на ранних этапах жизни. Невзирая на те усилия, которые были предприняты в последние годы в России, чтобы повысить качество ухода за детьми в домах ребенка, серьезные проблемы, связанные с недостаточным уровнем ухода за детьми младенческого и младшего возраста в государственных учреждениях, остаются нерешенными. Дома ребенка в состоянии обеспечить лишь некоторые элементы ухода за ребенком в раннем возрасте, например те, что связаны с его физической безопасностью и питанием. В то же самое время, в силу своих особенностей, они не могут создать такую обстановку, которая стимулировала бы в детях развитие познавательных способностей, двигательных навыков, социального поведения и речи, создавала бы возможности для развивающих игр и взаимодействия со взрослыми и другими детьми и обеспечивала бы непрерывную стимуляцию всех органов чувств. В домах ребенка дети распределяются по группам, существует неизменный распорядок дня, несколько воспитателей работают посменно, текучесть персонала может быть очень высокой и т.д. Даже лучшие из домов не могут дать младенцу той любви, привязанности и внимания, которые ему необходимы для нормального развития. Таким образом, никакого удивления не вызывает тот факт, что даже у детей, поступивших в такие учреждения совершенно здоровыми, впоследствии наблюдается задержка развития. Негативные последствия для дальнейшего развития ребенка системы ухода, существующей в государственных детских учреждениях, послужили той основой, на которой в середине 1950-х годов в западных странах возникло и набрало силу движение, направленное на ликвидацию института детских учреждений; в результате целенаправленной политики, оно к началу 1980-х годов привело к исчезновению заведений, аналогичных тем, что функционируют ныне в России.[ Отчет ООН 1951 г. «О материнском уходе и психическом здоровье», сделанный Джоном Боулби, явился поворотным пунктом в отношении специалистов и политиков к проблеме устройства детей в воспитательные учреждения. В отчете приводится подробный анализ значительного количества научных работ, иллюстрирующих негативные последствия институциональных форм воспитания на развитие детей. ]По-видимому, у специалистов в России существуют две точки зрения на проблему домов ребенка. Сторонники первой утверждают, что такие дома "все еще необходимы", в особенности для устройства детей-сирот, больных детей и детей, чьи родители нуждаются или больны, "чтобы сохранить новую жизнь". Сторонники второй точки зрения выступают за радикальное изменение политики в этой сфере в пользу профилактических мер и программ по привлечению отдельных семей и общественности к решению данной проблемы. Исследовательские данные в области физиологии, диетологии, здравоохранения, социологии, психологии и образования свидетельствуют, что первые годы жизни ребенка являются решающими в процессе становления его интеллекта, личности и социального поведения. Исследования показывают, что в основе развития интеллекта происходит до 7 лет. Первый год жизни является важнейшим этапом в процессе физического развития, дети, чьё развитие в этот период протекает в неблагоприятных условиях, подвержены риску возникновения задержки или умственной отсталости.
Информация о работе Управление системой социальной защиты детей-сирот