Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:18, дипломная работа
Цель дипломной работы – выявить функции и взаимосвязи социальных институтов в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1.осветить методологические основы исследования жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как системы;
2. сформировать концептуальную модель системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3.провести анализ социальных институтов образования, здравоохранения, семьи, социальной защиты и их элементов в функционировании системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Введение
Глава 1 Научно-методические опыты проблемы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации
1.1. Проблема социального сиротства, научные подходы к её решению
1.2. Опыт решения проблем устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ на муниципальном уровне ,управления в СР
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2 Опыт совершенствования системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на муниципальном уровне
2.1.Структура Министерства образования Ульяновской области и её характеристика.
2.2.Результаты анкетирования.
2.3. Формы работы «Школа приемных родителей», «Совет опекунов»,«Клуб опекунов Доброе Сердце».
2.4.Реализация Федеральных и областных программ «Здоровая семья в Ульяновской области», «Вернуть детство», «Ульяновская область без жестокости к детям»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Но можно предположить,
что беспокойство носит скорее абстрактный
характер и не связывается с личной
готовностью к реальному
Число людей, согласных взять ребенка на воспитание, достаточно велико - 70% с учетом всех вариантов согласия, но доминирующей является позиция "Да, но в том случае, если это мой родственник" (40% респондентов). Количество , выбравших ответ «да, конечно» невелико - 12%. Не согласных ни при каких условиях взять на себя заботу о ребенке - 4% опрошенных. Люди в возрасте старше 50 лет проявляют меньшую готовность к принятию ребенка в семью, объясняя это тем, что не позволяет возраст. Другая проблема, которая снижает количество кандидатов в замещающие родители - это размышления следующего характера: «Я чувствую, что могу дать уход и заботу, но смогу ли я полюбить чужого ребенка?». В варианте "Другое" фигурировали следующие ответы: "не позволяют жилищные условия», "не могу решиться", "не позволяет материальное положение". 24% респондентов вообще затруднились ответить на вопрос.
Отношение к семьям, воспитывающим
приемных детей, носит выраженн
На вопрос анкеты о «поддержке семей, принимающих к себе детей», респонденты могли выделить несколько вариантов ответа. Равное количество, 48% респондентов, считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются в денежной помощи и улучшении жилищных условий. Среди тех, кто выбрал эти варианты ответа, преобладают женщины , 36% женщин так же отмечают необходимость предоставления льгот. 49% опрошенных женщин обращают внимание на то, что семьям, принимающим к себе детей, необходима квалифицированная педагогическая, психологическая, правовая помощь, среди мужчин этот показатель почти в два раза ниже, 9% респондентов уверены, что вообще никакая поддержка не нужна, так как люди знают, на что идут.
На вопрос о наличии или отсутствии собственных детей у приемных родителей были получены следующие ответы: для 28% респондентов наличие собственных детей у приемных родителей (воспитателей) представляется желательным, при чем среди мужчин этот ответ встречается в два раза чаще. Наличие собственных детей у приемных родителей не имеет значения для 54% опрошенных, 11% считают, что собственных детей иметь нежелательно, так как приемным детям достанется меньше любви, заботы и внимания.
Что касается требований к
наличию собственного жилья,
Анализируя полученные ответы на вопрос о формах устройства социальных сирот, известных респондентам можно сделать вывод о недостаточной информированности: большинству опрошенных известны не все формы устройства социальных сирот, особенно, такие как патронат, наставничество: «Где-то слышал, что-то читал, смотрел по телевизору» и т.п. Кроме того, респондентов волновали вопросы: можно ли усыновлять детей, родители которых живы, чем отличается патронат от приемной семьи или от наставничества, сколько детей может быть в приемной семье, какие требования предъявляются потенциальным воспитателям и т.п. Одним из наиболее сложных для респондентов стал вопрос о желаемых личностно-психологических качествах потенциальных воспитателей. Среди наиболее часто называемых характеристик доброта - 49%, любовь к детям - 45%, терпение - 31%, ответственность - 23%, бескорыстие - 15%, понимание, порядочность, честность - 14%. Только 10% опрошенных отметили необходимость таких качеств как «педагогическая подготовка», «педагогические способности», «знание психологии». В анкете было также предложено оценить деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства .Анализируя ответы, можно сделать вывод о том, что количество людей, позитивно оценивающих деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства, относительно невелико (15%) и среди них преобладают женщины.10% опрошенных считают, что городские власти «ничего не делают». Большинство респондентов (65%) придерживается варианта «отдельные меры предпринимаются, но этого недостаточно». В немалой степени существование такого мнения объясняется слабой информированностью населения о деятельности в этой области социальных служб, воспитательных учреждений, городской администрации.
Таким образом на основании проведенного анкетирования были сделаны следующие выводы:
1. Проблема социального
сиротства приобрела в
2. Никакие меры не
смогут изменить ситуацию, если
к проблеме устройства детей-
3. Результаты анкетирования
показывают, что большинство опрошенных
беспокоят судьбы детей,
4. Точку зрения о том, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем случае высказывают большинство опрошенных женщин, а мужчины отмечают, что это необходимая мера.
5. Большинство опрошенных считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются в денежной помощи, улучшении жилищных условий, меньшее внимание уделяя квалифицированной педагогической, психологической, правовой помощи.
6. Несмотря на большую работу, которую осуществляют городской отдел опеки и попечительства, опрошенные слабо информированы о деятельности этой службы, о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ состояния проблемы в литературе и опросе познали следующие пути преодоления социального сиротства:
Для решения проблемы предусматривается комплексное осуществление реформ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. В профилактике сиротства в России приоритетной является поддержка и укрепление статуса социально-здоровой семьи. Как показало исследование, особая роль отводится информированию граждан о возможностях семейного устройства детей. Информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому: на телевидении и радио (видеоролики, социальная реклама, специализированные программы), в печатных средствах массовой информации, в буклетах, брошюрах и т.п.Также необходимо организовать психолого-педагогическую подготовку граждан, желающих принять ребенка в свою семью. Думается, что подобные меры будут способствовать решению проблемы социального сиротства.
2.3. Формы работы «Школа приёмных родителей», «Совет опекунов» , «Клуб опекунов Доброе сердце»
На муниципальном уровне сложились определенные формы работы, рассмотрим их на примере Управления Министерства образования города Ульяновска.
«Школа приёмных родителей»
Успешно в регионе функционирует «Школа приёмных родителей» для претендентов в замещающие родители. Задачей этой школы является подготовка кандидатов по правовым, медицинским, педагогическим и психологическим аспектам. В 2010 году обучение в ней прошли 455 кандидатов в замещающие родители и усыновители, а в 2011 году число обучающихся возросло до 919.Кажется совершенно очевидным, что первый шаг на этом пути — найти сайт с фотобанком детей и выбрать по фотографии ребенка, которого вы готовы принять в свой дом и в свою жизнь от всего сердца. На самом деле, первый шаг на этом пути — осознать, что дети, которые выросли без настоящей родительской ласки и заботы или остались без нее уже с самого рождения, — это особые дети, и что у них особые потребности. И помимо умения дарить ласку и любовь, надо знать еще очень много нюансов, которые позволят вам суметь справиться с трудностями, дать детям самое лучшее (а вы безусловно хотите дать им именно лучшее), и при этом не наделать ошибок, сохранить себя, свою семью. Школа приемных родителей поможет вам:
Осознать свою готовность к такому серьезному шагу; Лучше понять свою мотивацию; Узнать все об особенностях воспитания приемного ребенка
о влиянии генетических и социальных факторов на его развитие; Узнать, что скрывается за страшным словом «адаптация» ; Разобраться в процедуре оформления документов; Понять, нужна ли вам «тайна усыновления»; Узнать, как выстроить общения с биологическими родственниками ребенка; Получить квалифицированную консультацию специалиста по всем вашим вопросам;
«Доброе сердце»
Предметом деятельности Фонда является:
-материальная и
-содействие в социальной
реабилитации детей-инвалидов,
-разработка мероприятий
по профилактике хронических
болезней у детей и
-содействие организации лечебно - диагностической помощи детям
содействие в создании и эффективной реализации проектов в области паллиативной медицины;
-содействие работе по профилактике детской инвалидности;
-налаживание и развитие
связей с заинтересованными
-материальная и нематериальная поддержка, а также содействие в социальной реабилитации детей сирот;
-содействие в получении
медицинской, консультационной
-организация деловых встреч, симпозиумов, семинаров, конференций по тематике Фонда;
-осуществление иной
деятельности, направленной на достижение
уставной цели Фонда и не
запрещенной действующим
Цель программы -помощь в лечении и реабилитации детей с различными нарушениями в развитии, а также детей с ДЦП, направленную на устранение или же возможную полную компенсацию их ограниченных возможностей, что ведет, в конечном итоге, к интеграции особого ребенка в общество здоровых детей.
Также в регионе действует:
«Совет опекунов»
Общественный совет опекунов (попечителей) и приёмных родителей при Министерстве образования Ульяновской области (далее Совет) является общественно-консультативным органом, созданным в целях координации деятельности опекунов (попечителей) Ульяновской области, оказания содействия поддержки опекунам (попечителям) и приёмным родителям.
Основными целями деятельности Совета являются:
- пропаганда семейных форм устройств;
- формирование у населения
позитивного отношения к
Основными задачами Совета являются:
- укрепление взаимодействия
институтов гражданского общества
с муниципальными органами
- выдвижение и поддержка
гражданских инициатив,
- распространение
положительного опыта
- повышение уровня
педагогической подготовки
- оказание консультативной помощи по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Совет в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка(1989 г.), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно- правовыми актами Ульяновской области, а также осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением. Совет формируется из помощника Губернатора Ульяновской области по права человека; представителя Министерства образования Ульяновской области, представителя Департамента социальной защиты населения, представителей опекунов (попечителей) по 1 человеку от каждого муниципального образования Ульяновской области муниципальных образований Ульяновской области. Совет строит свою деятельность на основе открытости, гласности, коллегиальности, исходя из задач, закреплённых в разделе 3 настоящего положения, и плана работы утверждённого Советом. Совет работает в режиме заседаний. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, не реже 1 раза в квартал. Для подготовки и проработки конкретных вопросов в рамках Совета могут образовываться временные рабочие группы. К работе Совета также могут привлекаться специалисты по охране прав детей, специалисты других органов и ведомств. В период проведения заседаний Совета ведётся протокол. Протокол подписывается председателем Совета и секретарём Совета. Решения Совета принимаются простым большинством голосов членов Совета. Решения Совета носят рекомендательный характер. Организационно-техническое и документальное обеспечение заседаний, ведение делопроизводства, подготовка заседаний и связь с членами Совета осуществляет секретарь Общественного Совета. Состав и положение об общественном Совете утверждается исполнительным органом государственной власти уполномоченным в сфере образования. Совет прекращает деятельность по собственному решению либо по решению Министерства образования Ульяновской области. Изменения и дополнения в настоящее Положение и состав Совета вносятся на основании Министерства образования Ульяновской области.
Информация о работе Управление системой социальной защиты детей-сирот