Управление образовательными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:19, реферат

Описание работы

Система обр-ния- совок-сть вз/дей-щих органов упр-ния.Она как бы вкл-ет в себя преемственность образ-ных программ,ГОСТови сеть реализующих их ОУ.

Центральным элементом системы образ-ия яв-ся ОУ.

ОУ-такое учреждение,к-ое осущ-ет образ-ый процесс по какой-то опр-ной прог-ме,образ-ный минимум содержания каждойпрог-мы устанавливается соответ-щим ГОСТом.

Работа содержит 1 файл

Управление образовательными системами.doc

— 424.00 Кб (Скачать)

 

Особое внимание следует уделить системе повышения квалификации учителей: создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию.

 

Годовой общешкольный план составляется в мае-июне, утверждается педсоветом в конце августа. О каждом изменении ставится в известность педсовет.

 

 

39

 

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления, изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. Другими словами, контроль как функция управления есть наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.

 

Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

 

Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, а также при создании структуры школы. В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, в школе различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

 

Контроль, осуществляемый руководством школы, называют административным.

 

Контроль, осуществляемый учительским коллективом — коллективный контроль. Это контроль равных по положению учителей, он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе.

 

Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу - взаимоконтроль. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации.

 

Самоконтроль означает работу учителя на доверии. Доверие оказывается лучшим сотрудникам в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.

 

Можно выделить две основные группы форм контроля.

 

1. текущий и итоговый контроль, используемые для проверки состояния образовательного и других процессов жизнедеятельности школы

 

2. специальные формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса.

 

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы.

 

Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ.

 

Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена, например, в конце года.

 

Выделяется два вида контроля уч-восп пр-са: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в своих формах. Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

 

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам.

 

Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту.

 

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями.

 

Персональный контроль — это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах.

 

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим.

 

 

40

 

Существует два крайних типа технологий обучения, между которыми расположен весь остальной спектр: знаниясуммирующие и интеллектразвивающие технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии). Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний, во втором конкретные знания являются средством формирования системы знаний. В суммирующих технологиях процесс формирования интеллекта не отслеживается. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Приемы, которые используются: 1. убеждение, 2.положительный пример, 3.упражнение (приучение), 4.одобрение-осуждение, 5.требование, контроль. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия, подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. Лабораторные работы —это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

 

Средства воспитания — это конкретные мероприятия работы (беседы, вечера), виды деятельности уч-ся (олимпиады, кружки, конкурсы), а также предметы (картины, фильмы, спектакли), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Новые средства обучения — с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET…

 

Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими. Урок - коллективная форма обучения (типы —уроки-лекции, лабораторные (практические) занятия, уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);комбинированные уроки. Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - Экскурсии - форма, при которой знакомятся с объектами изучения. Домашняя работа - форма без непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п. Традиционная форма обучение —представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Новая форма обучения —дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET - когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают на вопросы не привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный момент подключен к их узлу сети. В эту систему входят: Лекции ДО на дискетах и CD-ROM – дисках; Консультации ДО— используется телефон и электронная почта; Лабораторные работы ДО; Контрольные работы ДО. Классическими формами воспитания и обучения являются семейное воспитание, воспитание в системе дошкольных и школьных гос учреждений, новые формы — негос дошкольные и школьные учреждения, семейное образование, частное репетиторство. Классическими формами обучения являются формы очного обучения и заочного (с отрывом и без отрыва от производства. Сейчас получают распространение новые формы — в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Основные принципы обучения (дидактические принципы: а)обучение должно быть научным, б) наглядность обучения; в)активность и сознательность обучения; д)доступность обучения; е)систематичность и последовательность обучения; ж)прочность обучения; з)единство обучения, развития и воспитания уч-ся.

 

 

41

 

Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объектов управления в соответствии с заданной целью, а также анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Субъекты управления –министерство образования РФ, управление образованием края, города, района.

 

Школа - объект внутришкольного управления, система, которая обладает своими компонентами: ПП, классно-урочная система, система воспитательной работы, профессиональной ориентации и т.д.

 

Внутри школьное управление – взаимодействие участников Пед Проц на основе познания его закономерностей с целью достижения оптимального результата.

 

Общие принципы управления педагогическими системами

 

Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. К числу основных закономерностей специалисты внутришкольного управления и менеджмента относят такие закономерности, как зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе; аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.

 

1.демократизация и гуманизация упр-ия пед.системами (развитие инициативы не т.руков-лей но и уч-лей,уч-ихся,родителей)

 

2.системность и целостность (вз/дей-ие и вз/св всех управляющих ф-ций)

 

3.оптимальное сочитание централизации и децент-ции (оптим-ое сочитание и распред-ние полномочий при принятии управл-ких решений)

 

4.научная обоснованность в упр-нии (построение упр-ния на новейших данных науки)

 

Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. К основным принципам относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

 

42

 

Пед. Менеджмент - такое руководство людьми и такое использование средств,которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманными,экономичными и рациональными путями.

 

Пед.менедж-научно организационное управ-ние со своеобразной иерархией (руководитель,пед.колле-в,коллек-тив обучаемых).

 

ПРИНЦИПЫ(Симонов):

 

1.целеполагание как основа планир-ния,организ-ии и контроля всей д-ти менеджера любого уровня упр-ния.

 

2.целенапрвленность упр-ния,умение ставить цель с учетом реал-сти.

 

3.кооперация и разделение управленческого труда.опора на коллект-ное творчество.

 

4.функцион-ый подход.Постоянное обновление, уточнение и конкретизация ф-ций исполнителя.

 

5.комплексность.Организация выполнения принятых решений,контроль.

 

6.систематическое самосавершен-ние.

 

ФУНКЦИИ:

 

1.принятие решений.

 

2.организ-ция выполнения принятых решений.

 

3.предварительный,текущий и итоговый контроль.

 

МЕТОДЫ:

 

Экономического стимулирования

 

Организационно-распорядительные или административные

 

Методы психолого-педаг-кого воздействия

 

Методы общест-ого воздействия

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ:

 

1.должно иметь целевую напрв-сть

 

2.быть обоснованным,иметь конкрет.адрес

 

3.решение д.б.согласовано с общей системой упр-ских решений

 

4.решение д.соответ-ть оптимальной затрате сил,стредств и времени.

 

5.решение д.б.актуальным,современным и кратким.

 

УСЛОВИЯ:

 

1.профессионализм и ценностная ориентация руководителя учреждения.

 

2.морально-психологический климат в коллективе.

 

3.материально-техническое обеспечение

 

4.гигиенические и эстетические условия.

 

 

43

 

В основе плановой фин.д-ти лежит смета,к-рая яв-ся осн.док-том,опр-ющим объем,целевое направление и поквартальное распр-ние средств предназначенных на содержание ДОУ.

 

На основании сметы предусматриваются ассигнования в бюджете и допускаются средства д/финн-ния ДОУ. На лицевой стороне бланка указывается полное наименование учреждения,его адрес,год на к-рый рассчитана смета и бюджет за счет к-ого финан-ся учреждение.

 

В смете показ-ются все затраты и источники покрытия этих затрат:ассигнование из бюджета,средства родителей.

 

В смете на ряду с расчетами проводятся общие сведения о занимаемом ДОУ здании и производст-ые показатели,хар-щие объем д-ти ДОУ (число гр.,детей). Обязательным прилож.сметы яв-ся тарификационный список педаг-ого,медиц-ого и др.персонала ДОУ.

 

Утвержденная смета оформ-ется вышестоящей организацией,спец0ной подписью и печатью.

 

Финансовые операции ДОУ производит центральная бухгалтерия,к-рая контролирует д-ть ДОУ и составляет смету. В случае если ДОУ имеет своего бухгалтера,то распределением кредитов занимается заведущая

 

44

 

Законодательство РФ в области образования включает: федеральный Закон об образовании 92г, законодательные и иные правовые акты субъектов Федерации. Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества. Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Основное общее образование и государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояние здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости — это конституционные права. Право граждан на образование обеспечивается госу путем создания системы образования. Госу гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в гос, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Образовательная программа в РФ подразделяются на: а) общеобразовательные; б) профессиональные. Общеобразовательные про­граммы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе. К общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Професс образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразов уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К професс относятся программы: а) начального профессионального образования; б) среднего профессионального образования; в) высшего профессионального образования; г) послевузовского профессионального образования. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной професс образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Информация о работе Управление образовательными системами