Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:19, реферат
Система обр-ния- совок-сть вз/дей-щих органов упр-ния.Она как бы вкл-ет в себя преемственность образ-ных программ,ГОСТови сеть реализующих их ОУ.
Центральным элементом системы образ-ия яв-ся ОУ.
ОУ-такое учреждение,к-ое осущ-ет образ-ый процесс по какой-то опр-ной прог-ме,образ-ный минимум содержания каждойпрог-мы устанавливается соответ-щим ГОСТом.
— Памятка: что когда сделать, данные обещания, где и согда побывать, с кем поговорить и т.д.
В этом же журнале-дневнике имеется небольшой ягравочный отдел, в нем важные для директора сведения >б отдельных учителях, о "трудных" учениках, разного юда "курильщиках", нарушителях, об отдельных родителе и т.д.
19
Городское звено метод.службы представлено н.-м.центром (на базе усовершенствования учителей). Н.-м.центр должен иметь кафедральную структуру. Вф-ции н.-м.центра входят:
- орган-ция курсовой и семинарской подготовки и переподготовки пед.кадров
- разработка и внедрение новых направлений содер-ния уч.предметов,форм и орг-ции уч-восп.процесса
- научно-метод-ое обеспечение опытных и экспертных направлений д-ти
-аттестация пед кадров
- изучение обобщение и распрост-ние передового пед.опыта
В состав районного н-м.центра входят:методич.совет,метод.
Функции районного центра:
1.орг-ция работы рай-ных метод.объед-ний
2.орг-ция групп.и индив-ных консультаций
3.участие в аттестации пед.кадров
4.изучение и внедрение передового пед.опыта
5.сбор инф-ции по району о необх-сти курсовой подготовки и подача заказов в гор.центр
20
НОВЫЕ ИНФ-НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПР-НИИ ОБР-НИЕМ.
Новые ИТ- это системыцелостных вз/св приемов,методов и средств анализа и обработки инф-ции.
1.комплексная автомат-ция основных и вспомог-ых инф-ных процессов.
2.принципы легкого и удобного доступа пользователя к инф-ным ресурсам.
Ф-ЦИИ НОВЫХ ИТ:
1.общая обработка док-тов и их общее оформление.
2.локальное хранение док-тов
3.обеспечение доступности к док-ам
4.электр.почта
5.ведение персон-ой БД
6.обмен инф-цией мужду БД
МЕСТО ПРИМЕНЕНИЯ:
- составление наиб оптимального расписания занятий.
- накопление и систематизация необх-ых сведений и данных о текущих рез-тах уч-вопс.д-ти
-контроль за качеством уч-вопс.процесса
- дозировка загрузки учащихся и преподавателей.
Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими. Урок - коллективная форма обучения (типы —уроки-лекции, лабораторные (практические) занятия, уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);комбинированные уроки. Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - Экскурсии - форма, при которой знакомятся с объектами изучения. Домашняя работа - форма без непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п. Традиционная форма обучение —представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Новая форма обучения —дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET - когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают на вопросы не привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный момент подключен к их узлу сети. В эту систему входят: Лекции ДО на дискетах и CD-ROM – дисках; Консультации ДО— используется телефон и электронная почта; Лабораторные работы ДО; Контрольные работы ДО. Классическими формами воспитания и обучения являются семейное воспитание, воспитание в системе дошкольных и школьных гос учреждений, новые формы — негос дошкольные и школьные учреждения, семейное образование, частное репетиторство. Классическими формами обучения являются формы очного обучения и заочного (с отрывом и без отрыва от производства. Сейчас получают распространение новые формы — в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Основные принципы обучения (дидактические принципы: а)обучение должно быть научным, б) наглядность обучения; в)активность и сознательность обучения; д)доступность обучения; е)систематичность и последовательность обучения; ж)прочность обучения; з)единство обучения, развития и воспитания уч-ся.
21
В социал.психологии под межлич.отн-ниями понимают субъективно переживаемые вз/связи м/ людьми,объективно проявл-иеся в хар-ре и способах взаимных влияний,оказываемых людьми др на др в пр-се совместно д-ти.
Межлич-ые отн-ния делятся на:
1.официальные (отн-ния возникшие м/у людьми на должностной основе,они регул-ся опр-ыми нормами и правилами) и неофиц.(склад-ся на базе личностных вз/отн-ний)
2.руководство и подчинение.
3.деловые и личные
4.рациональные и эмоц-ые.
Соц-псих.климат коллектива- совок-сть психол-их условий способ-щих или препятств-их продуктивной совместной д-ти и всестороннему рузвитию л-ти в группе.
Ф-ЦИИ КЛИМАТА:
- консолидирующая. Сплочение членов колл-ва в объединении коллек-ных усилий на решение уч-восп.задач.
- создание эмоц-го потенциала.
- стабилизирующая.обеспечивает устой-сть внутриколлек-ых отнош-ний и создает благопр-ые условия для вхождения в колл-тив новых педагогов.
- регулирующая.реализ-ся в утверждении прогрессивно-этических норм вз/отн-ний.
ПРИЗНАКИ С.-П.КЛИМАТА:
1.доверие и высокая потребность членов колл-ва др в др
2.доброжелат. и деловая критика
3.свободное выражение собственного мнения.
4.отсутствие давления руководителя на подчиненных
5.принятие на себя ответ-сти за состояние дел в коллективе.
22
Информация-это сведения о состоянии системы и окр.среды,воспринимаемой челом/специальным устройством.
Информация,которая необходима д/управленческой системы и ее функционирования называется управленческой.
ПРИЗНАКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ:
1.м.б.временной (ежедневная,ежемесячная,
2. по функциям упр-ния она м.б.аналитической, оценочной, организационной
3.по источникам поступления м.б. внутришк-ной, ведомственной,вневедоственной.
4.по целевому назначению:ознакомительной и рекомендательной
Информационная потребность-форма отнош-ния специалиста к опр-ной инф-ции,которая квалифицируется как необх-мая д/решения поставленных задач.
Выделяют ряд особенностей инф-ных потребностей руководителя:
1.частное изменение инф-онных запросов,связанное с решением круга задач упр-ния.
2.требование оперативности,которая обеспечивает быстроту решения задач, конкретных управленческих ситуаций.
3.требование лаконичности,позволяющая в условиях ограниченности во времени получить максимум инф-ции.
4.необх-сть соблюдения принципов перспективности инф-ции.
Информационная потребность рук-ля удовлетворяется 2 способами:
-сбор, обработка, хранение и использование внутришк-ной инф-ции. С этой целью используются наблюдение, тест-ние, анкет-ие,работа с инструктивными материалами.
- информационное обслуживание, осуществляемой органами системы научной пед-кой инф-ции.
Инф-ция для обслуживания рук-лей системы обр-ния д.отличатся минимальным объемом, вкл-ать сопоставление и оценку отеч.и заруб.уровня и развития, содержать выводы, обощения, предложения по рассмотренному вопросу (аналитич.справки,рефераты,
НОВЫЕ ИНФ-НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПР-НИИ ОБР-НИЕМ.
Новые ИТ- это системыцелостных вз/св приемов,методов и средств анализа и обработки инф-ции.
1.комплексная автомат-ция основных и вспомог-ых инф-ных процессов.
2.принципы легкого и удобного доступа пользователя к инф-ным ресурсам.
Ф-ЦИИ НОВЫХ ИТ:
1.общая обработка док-тов и их общее оформление.
2.локальное хранение док-тов
3.обеспечение доступности к док-ам
4.электр.почта
5.ведение персон-ой БД
6.обмен инф-цией мужду БД
МЕСТО ПРИМЕНЕНИЯ:
- составление наиб оптимального расписания занятий.
- накопление и систематизация необх-ых сведений и данных о текущих рез-тах уч-вопс.д-ти
-контроль за качеством уч-вопс.процесса
- дозировка загрузки учащихся и преподавателей.
23
МЕТОД ПОДДЕРЖКИ-глав.принцип гуманис-кой кул-ры в профессии педагога.
Виды поддержек:
1.педаг-кая (оказание пом.в освоении инф-ции,повышение ответ-сти оценки уче-ков)
2.соц-ая (предоставление всем равных стартовых возм-тей в обр-нии в соответ-вии с их потреб-ями)
3.правовая (признание прав кажд.чела как равноправного участника пед.проц-са)
4.валеологическая (гигиен.нормы)
Приемы поддержки: подкрепление, одобрение, присут-вие рядом.
МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ (воздействие на поведение чела)
МЕТОД ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ (предпосылкой применения метода яв-ся открытая позиция уч-ля/руков-ля в отнош-нии эмоц-ых прояв-ний тех с кем он нах-ся во вз/дей-вии)
24
Специальные методы:
- метод дидакт.игры -это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
Виды дид.игр:
1.Анализ конкретных ситуаций (Наиболее часто выделяют три вида АКС по типу рассматриваемой ситуации: Ситуация-иллюстрация. Ситуация-оценка, Ситуация-упражнение)
2. Игровое проектирование (В соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме)
3. Разбор почты руководителя (Метод Разбор почты руководителя (документации, корреспонденции) имеет явно выраженную управленческую направленность)
- приемы форм-ния мыслей, чувств и эмоциональной окраски поведения
- наблюдение-описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Наблюдение м. осущ-ться непосредственно иссл-лем, либо посредством приборов набл-ия и фиксации его рез-тов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты набл-ия.
1.По систем-сти различают:
-Несистем-кое набл-ие, при к-ом необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
-Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
2.По фиксируемым объектам
-Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
-Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.
3.По форме наблюдения
-Осознанное наблюдение
-Неосознанное внутреннее наблюдение
-Неосознанное внешнее наблюдение
-Наблюдение окружающей среды
- тестир-ние-это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.
Виды тестовых заданий:
1. Задания с выбором ответов (закрытые задание).
2. Задания на установление соответствия.
3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
4. Задания с открытым ответом.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую(заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося), обучающую(состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала) и воспитательную(роявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля).
- анкетир-ие-психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анк-ние — опрос при пом. анкеты.
Виды анк-ния:
1.По числу респондентов
-Индивидуальное анкетирование (один респондент)
-Групповое анкетирование (несколько респондентов),
-Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
-Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
2.По полноте охвата
-Сплошное (опрос всех представителей выборки)
-Выборочное (опрос части выборки)
3.По типу контактов с респондентом
-Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
-Заочное (анкетёр отсутствует)
-Рассылка анкет по почте
-Публикация интернете, прессе
-Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
- беседа-псих-кий вербально-комм-вный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога м/у пед-гом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Существует два вида беседы:
- Управляемая психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.
- Неуправляемая происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту.
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
- Терапевтическая беседа
- Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
- Автобиографическая беседа
- Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
- Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
- Телефонная беседа
25
Особенности содержания педагогических советов представлены их тематикой, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики.
Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.
Содержательный тезаурус современной проблематики педагогических советов в обобщенном виде можно представить такими модулями:
Модуль А. Знания, умения, навыки учащихся
Модуль В. Образовательные технологии.
Модуль С. Урок.
Модуль D. Воспитание.
Модуль Е. Работа классного руководителя.
Модуль F. Развитие школы (управление).
Модуль G. Школьник.
Модуль Н. Учитель.
Модуль J. Родители (семья, социум).
Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули D и Е – воспитание, Р – управление, а модули G, Н, J включают проблемы, связанные с субъектами и объектами этих процессов.
В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления, регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет.