Управление образовательными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:19, реферат

Описание работы

Система обр-ния- совок-сть вз/дей-щих органов упр-ния.Она как бы вкл-ет в себя преемственность образ-ных программ,ГОСТови сеть реализующих их ОУ.

Центральным элементом системы образ-ия яв-ся ОУ.

ОУ-такое учреждение,к-ое осущ-ет образ-ый процесс по какой-то опр-ной прог-ме,образ-ный минимум содержания каждойпрог-мы устанавливается соответ-щим ГОСТом.

Работа содержит 1 файл

Управление образовательными системами.doc

— 424.00 Кб (Скачать)

 

 

7

 

Система внутришк-ого упр-ния

 

1.ЦЕЛЬ:форм-ние базисного уровня образ-ия.Устойчивой потреб-ти к самообраз-ию.

 

ПОДСИСТЕМА:обучение,воспитание,развитие

 

СОДЕР.Д-ТИ:формир-ние данных о состоянии уч-восп.пр-са и методике работы.Исп-ние протоколов пед.совета,вып-ие гос.прог-м.

 

ОТВЕТ-НЫ:завуч

 

2. ЦЕЛЬ:форм-ние у учителя потреб-ти непрерывного проф-го роста как условие достижения эфек-ого рез-та обр-ния в школе

 

ПОДСИСТЕМА:научно-метод.обеспечение

 

СОДЕР.Д-ТИ:форм-ние данных о передовом пед.опыте(ППО),новых иссл-ниях в обл-ти пед-ки,псих-ии;по форм-нию данных об отдельных уч-лях.Совместно с метод.объединением опр-ние зоны ближ.развития уч-восп.пр-са;организация испол-ния уч.планов,прог-м,плана работы,повыш.квалиф.

 

ОТВЕТ-НЫ:завуч,зам.дир.по науке

 

3. ЦЕЛЬ:создание эконом-го мех-зма обеспе-щего автономное функ-ние школы в условиях рын.отн-ний

 

ПОДСИСТЕМА:экон,матер-техн.обеспечение

 

СОДЕР.Д-ТИ:обесп-ние оперативного устранения аварий,ремонта оборудования,вып-ние ТБ и санитарно-гиг-кого режима.Планир-ие и орг-ция бух.учета.

 

ОТВЕТ-НЫ:завхохы,медики,бухгалтер

 

4. ЦЕЛЬ:созд-ие условий соц-психол.комфорта и защищенности всех участников пед.пр-са

 

ПОДСИСТЕМА:соц-психол.обесп-ие

 

СОДЕР.Д-ТИ:контроль и коррекция соц-психол.и правовой защиты всего коллектива

 

ОТВЕТ-НЫ:психолого,соц.пед-г,директор

 

5 ЦЕЛЬ:обесп-ие соблюдения дей-ющих правовых норм и конвенций о правах реб-ка

 

ПОДСИСТЕМА:правовая защита

 

СОДЕР.Д-ТИ:-=- +планир-ние и орг-ция условий д/развития л-ти

 

ОТВЕТ-НЫ: психолого,соц.пед-г,директор

 

6. ЦЕЛЬ: соз-ние мех-зма вз/дей-вия школы и социума

 

ПОДСИСТЕМА:вз/дей школы с др соц.институтами

 

СОДЕР.Д-ТИ:планир-ие развития шк-ы и орг-ция согласованной д-ти с др.соц.инстит-ми

 

ОТВЕТ-НЫ:совет школы

 

7. ЦЕЛЬ:созд-ие мех-зма внутришк-го упр-ния

 

ПОДСИСТЕМА:самоупр-ние

 

СОДЕР.Д-ТИ:участие в анализе д-ти,планирование и орг-ция д-ти колл-ва совместно с др.органами

 

ОТВЕТ-НЫ:представители общест-х советов

 

 

8

 

Система обр-ния- совок-сть вз/дей-щих органов упр-ния.Она как бы вкл-ет в себя преемственность образ-ных программ,ГОСТови сеть реализующих их ОУ.

 

Центральным элементом системы образ-ия яв-ся ОУ.

 

ОУ-такое учреждение,к-ое осущ-ет образ-ый процесс по какой-то опр-ной прог-ме,образ-ный минимум содержания каждойпрог-мы устанавливается соответ-щим ГОСТом.

 

По своим организац-правовым формам ОУ м.б.: госуд,негос-ные ,муницип.

 

ТИПЫ ОУ:

 

- дошк-ные (создаются д/восп-ния детей от 1,5до 6-7 лет.Д/охраны и укрепления их физич.и психич.зд-я,развития инд-ных спос-тей и необходимой коррек-ции недостатков развития. Функц-ние ДОУ регул-ся типовым положение о ДОУ)

 

- общеобразоват-ые (нач.школа предназначена д/гармоничн вхождения реб-ка в уч.д-ть;основная школа направлена на форм-ние общеобраз-ной подготовки уч-щихся и их вкл-ния в общ-ную жизнь.Она яв-ся обязат-ой;средн.школа-завершение общеобраз-ой подготовки учащихся)

 

-профессиональные (начальные проф-ные(техникум);средн.проф(колледж);высшее;послевезовское)

 

- ОУ доп.обр-ния

 

-спец (коррек)ОУ (д/слеп/глух)

 

- ОУ д/детей сирот и оставшихся без попечения родителей (детдом)

 

- другио ОУ,осущ-щие образ.пр-с.

 

Одной из отличительных черт совр.системы обр-ния яв-ся переход от гос-ого к гос-общест-ому упр-нию обр-нием,сущность к-ого закл-ся в объединении усилий гос-ва и общ-ва в решении проблем обр-ния. Гос-ный хар-р обр-ния состоит в том что в стране проводится единая гос.политика в области обр-ния,к-ая определена Законом об обр-нии.

 

 

9

 

Управление инновационными процессами в школе.

 

Инновации в образовании. Инновации характерны для любой проф.д-ти чела и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

 

В связи с этим возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель школы все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них специальной псих-пед-кой подготовки, так как в проф. д-ти учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания.

 

Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.

 

Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания в школе определенной инновационной среды.

 

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

 

- выступает средством обновления образовательной политики.

 

-требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения

 

-инновационная деятельность приобретает все более избирательный исследовательский характер

 

-создание реальной ситуации развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности.Критерии педагогических инноваций. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

 

Знание критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве.

 

 

10

 

Понятие педагогической диагностики: сущность, содержание, объекты.

 

Педагогическая диагностика-контроль, проверка результатов обучения.

 

Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем.

 

Педагогическая диагностика (в отеч.науке)- обозначает измерение и анализ уровня воспитанности.

 

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

 

-Текущий контроль — это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.

 

-Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля.

 

-Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

 

Большую важность для науки представляет содержание контроля, что именно проверяется в обучении. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки учащихся. Они описываются как на общедидактическом, надпредметном уровне, так и на уровне предмета, обычно в виде материалов к программе по предмету. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. В когнитивной области Б.Блюм предложил такие ступени целей обучения: ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает. Это означает, что проверяется запоминание и воспроизведение учебного материала, умение выполнять различные действия с ним: говорить на иностранном языке, писать сочинение, решать задачи, делать лабораторную работу и пр.

 

Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие учеников. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение.

 

Педагогическая диагностика как средство для устранения дидактических причин неуспеваемости: Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанский предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

 

 

11

 

Система внутришк-ого упр-ния

 

1.ЦЕЛЬ:форм-ние базисного уровня образ-ия.Устойчивой потреб-ти к самообраз-ию.

 

ПОДСИСТЕМА:обучение,воспитание,развитие

 

СОДЕР.Д-ТИ:формир-ние данных о состоянии уч-восп.пр-са и методике работы.Исп-ние протоколов пед.совета,вып-ие гос.прог-м.

 

ОТВЕТ-НЫ:завуч

 

2. ЦЕЛЬ:форм-ние у учителя потреб-ти непрерывного проф-го роста как условие достижения эфек-ого рез-та обр-ния в школе

 

ПОДСИСТЕМА:научно-метод.обеспечение

 

СОДЕР.Д-ТИ:форм-ние данных о передовом пед.опыте(ППО),новых иссл-ниях в обл-ти пед-ки,псих-ии;по форм-нию данных об отдельных уч-лях.Совместно с метод.объединением опр-ние зоны ближ.развития уч-восп.пр-са;организация испол-ния уч.планов,прог-м,плана работы,повыш.квалиф.

 

ОТВЕТ-НЫ:завуч,зам.дир.по науке

 

3. ЦЕЛЬ:создание эконом-го мех-зма обеспе-щего автономное функ-ние школы в условиях рын.отн-ний

 

ПОДСИСТЕМА:экон,матер-техн.обеспечение

 

СОДЕР.Д-ТИ:обесп-ние оперативного устранения аварий,ремонта оборудования,вып-ние ТБ и санитарно-гиг-кого режима.Планир-ие и орг-ция бух.учета.

 

ОТВЕТ-НЫ:завхохы,медики,бухгалтер

 

4. ЦЕЛЬ:созд-ие условий соц-психол.комфорта и защищенности всех участников пед.пр-са

 

ПОДСИСТЕМА:соц-психол.обесп-ие

 

СОДЕР.Д-ТИ:контроль и коррекция соц-психол.и правовой защиты всего коллектива

 

ОТВЕТ-НЫ:психолого,соц.пед-г,директор

 

5 ЦЕЛЬ:обесп-ие соблюдения дей-ющих правовых норм и конвенций о правах реб-ка

 

ПОДСИСТЕМА:правовая защита

 

СОДЕР.Д-ТИ:-=- +планир-ние и орг-ция условий д/развития л-ти

 

ОТВЕТ-НЫ: психолого,соц.пед-г,директор

 

6. ЦЕЛЬ: соз-ние мех-зма вз/дей-вия школы и социума

 

ПОДСИСТЕМА:вз/дей школы с др соц.институтами

 

СОДЕР.Д-ТИ:планир-ие развития шк-ы и орг-ция согласованной д-ти с др.соц.инстит-ми

 

ОТВЕТ-НЫ:совет школы

 

7. ЦЕЛЬ:созд-ие мех-зма внутришк-го упр-ния

 

ПОДСИСТЕМА:самоупр-ние

 

СОДЕР.Д-ТИ:участие в анализе д-ти,планирование и орг-ция д-ти колл-ва совместно с др.органами

 

ОТВЕТ-НЫ:представители общест-х советов

 

Управление совр.школой требует от руководителя научного подхода в построении целост.системы. Д/этого необходимо четко опр-ить:

 

1.реал-ый вид и цель школы

 

2.инф-ное обесп-ие

 

3.оценить кадровые,матер-тех,психол.условия

 

4.опр-ть вариант уч.плана

 

5.выбрать систему об-ия(лекционная,урочная)

 

6.опр-ить режим орг-ции уч-восп.работы

 

7.опр-ть приоритетные условия(кадровые,матер-тех,финан)

 

 

12

 

В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.

 

Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы.

 

Базисный учебный план общеобр-ьной школы — это гос-ный нормативный док-т, утверждаемый Правительством РФ и яв-йся составной частью ГОСТа обр-ия. Его основное назначение — сохранение единого обр-ного пространства в России.

 

В стр-ре базисного учебного плана выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

 

В соответствии с Законом "Об образовании", установление федерального компонента государственного образовательного стандарта относится к компетенции РФ, а установление национально-регионального компонента — к компетенции ее субъектов.

 

Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального и школьного компонентов обусловливает существование в его структуре инвариантной и вариативной частей.

 

Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любой школы выделяются три основных типа учебных занятий:

 

обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

 

обязательные занятия по выбору учащихся;

 

факультативные занятия.

 

Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап планирования — расписания занятий.

 

В практике школы существуют различные виды расписаний: расписание учебных занятий, занятий ГПД, внеурочных занятий второй половины дня. Они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему.

 

Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана школы и является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени учащихся и педагогов.

Информация о работе Управление образовательными системами