Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:19, реферат
Система обр-ния- совок-сть вз/дей-щих органов упр-ния.Она как бы вкл-ет в себя преемственность образ-ных программ,ГОСТови сеть реализующих их ОУ.
Центральным элементом системы образ-ия яв-ся ОУ.
ОУ-такое учреждение,к-ое осущ-ет образ-ый процесс по какой-то опр-ной прог-ме,образ-ный минимум содержания каждойпрог-мы устанавливается соответ-щим ГОСТом.
Он расставляет точки над i по комплексу проблем, определяет пути и средства их решения, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно, искусство управления состоит и в том, чтобы предупредить многие проблемы, сгладить их остроту.
Конкретная тема, встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:
освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;
состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т. д.);
обзор учебно-методического обеспечения;
рекомендации по затронутым проблемам.
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.
Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:
1) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);
2) наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фото-, кино-, телематериалов, компьютерные средства);
3) практические методы (действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью учителей в учебно-воспитательном процессе).
Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В форме проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет прежде всего публичное собрание, деловое совещание.
26
В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.
Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы.
Базисный учебный план общеобр-ьной школы — это гос-ный нормативный док-т, утверждаемый Правительством РФ и яв-йся составной частью ГОСТа обр-ия. Его основное назначение — сохранение единого обр-ного пространства в России.
В стр-ре базисного учебного плана выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
В соответствии с Законом "Об образовании", установление федерального компонента государственного образовательного стандарта относится к компетенции РФ, а установление национально-регионального компонента — к компетенции ее субъектов.
Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального и школьного компонентов обусловливает существование в его структуре инвариантной и вариативной частей.
Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любой школы выделяются три основных типа учебных занятий:
обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
обязательные занятия по выбору учащихся;
факультативные занятия.
Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап планирования — расписания занятий.
В практике школы существуют различные виды расписаний: расписание учебных занятий, занятий ГПД, внеурочных занятий второй половины дня. Они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему.
Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана школы и является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени учащихся и педагогов.
Перспективный план развития школы (на 3—5 лет) согласуется с планами муниципалитета и составляются на 1-е января текущего года.
Этот план предусматривает направления деятельности школы с учетом работы органов власти. В нем отражены:
1.Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.
2.Потребность в учителях разной квалификации.
3.Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.
4.Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, ТСО, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.
5.Финансовую, коммерческую деятельность.
Особое внимание следует уделить системе повышения квалификации учителей: создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию.
Годовой общешкольный план составляется в мае-июне, утверждается педсоветом в конце августа. О каждом изменении ставится в известность педсовет.
27
Конфликт-это процесс разного обострения пр/речий и борьбы двух или более сторон-участников,решения проблемы,имеющих личную значимость д/кажд.из них.
Они м.б.:
- внутриличн-ные
- межличн-ные
- м/у группой и л-тью
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ конфликтов:
1.професс-ые. Возникают как реакция на препятствие к достяжению целей в проф-пед.д-ти
2.конфликты-ожидания. Возникают когда поведение отдельного педагога не соответ-ет опр-ным нормам и правилам, которые приняты в этом коллективе.
3.конфликты личностной несовместимости. Возникают в рез-те личных особенностей участников пед. процесса, особенностей их хар-ра и темперамента.
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА:
Предупреждение конфликта
Принятие решения в конкретной ситуации
Разрешение конфликта.
Известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;
анализ результатов;
- корректировка результатов педагогического воздействия;
- самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
28
Информация-это сведения о состоянии системы и окр.среды,воспринимаемой челом/специальным устройством.
Информация,которая необходима д/управленческой системы и ее функционирования называется управленческой.
ПРИЗНАКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ:
1.м.б.временной (ежедневная,ежемесячная,
2.по функциям упр-ния она м.б.аналитической,оценочной,
3.по источникам поступления м.б. внутришк-ной,ведомственной,
4.по целевому назначению:ознакомительной и рекомендательной
Информационная потребность-форма отнош-ния специалиста к опр-ной инф-ции,которая квалифицируется как необх-мая д/решения поставленных задач.
Выделяют ряд особенностей инф-ных потребностей руководителя:
1.частное изменение инф-онных запросов,связанное с решением круга задач упр-ния.
2.требование оперативности,которая обеспечивает быстроту решения задач, конкретных управленческих ситуаций.
3.требование лаконичности,позволяющая в условиях ограниченности во времени получить максимум инф-ции.
4.необх-сть соблюдения принципов перспективности инф-ции.
Информационная потребность рук-ля удовлетворяется 2 способами:
-сбор, обработка, хранение и использование внутришк-ной инф-ции.С этой целью используются наблюдение, тест-ние, анкет-ие,работа с инструктивными материалами.
- информационное обслуживание, осуществляемой органами системы научной пед-кой инф-ции.
Инф-ция для обслуживания рук-лей системы обр-ния д.отличатся минимальным объемом, вкл-ать сопоставление и оценку отеч.и заруб.уровня и развития, содержать выводы, обощения, предложения по рассмотренному вопросу (аналитич.справки,рефераты,
НОВЫЕ ИНФ-НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПР-НИИ ОБР-НИЕМ.
Новые ИТ- это системыцелостных вз/св приемов,методов и средств анализа и обработки инф-ции.
1.комплексная автомат-ция основных и вспомог-ых инф-ных процессов.
2.принципы легкого и удобного доступа пользователя к инф-ным ресурсам.
Ф-ЦИИ НОВЫХ ИТ:
1.общая обработка док-тов и их общее оформление.
2.локальное хранение док-тов
3.обеспечение доступности к док-ам
4.электр.почта
5.ведение персон-ой БД
6.обмен инф-цией мужду БД
МЕСТО ПРИМЕНЕНИЯ:
- составление наиб оптимального расписания занятий.
- накопление и систематизация необх-ых сведений и данных о текущих рез-тах уч-вопс.д-ти
-контроль за качеством уч-вопс.процесса
- дозировка загрузки учащихся и преподавателей.
29
Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления, изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. Другими словами, контроль как функция управления есть наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.
Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.
Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, а также при создании структуры школы. В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, в школе различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.
Контроль, осуществляемый руководством школы, называют административным.
Контроль, осуществляемый учительским коллективом — коллективный контроль. Это контроль равных по положению учителей, он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе.
Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу - взаимоконтроль. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации.
Самоконтроль означает работу учителя на доверии. Доверие оказывается лучшим сотрудникам в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.
Можно выделить две основные группы форм контроля.
1. текущий и итоговый контроль, используемые для проверки состояния образовательного и других процессов жизнедеятельности школы
2. специальные формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы.
Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ.
Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена, например, в конце года.
Выделяется два вида контроля уч-восп пр-са: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в своих формах. Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.
Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам.
Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту.
Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями.
Персональный контроль — это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах.
Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим.
30
Органы управления образованием осуществляют процессы лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.