Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:58, курсовая работа
По данной работе можно сделать следующие выводы:
1. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности
Иррациональными называются потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы. Отдельные подобные потребности могут складываться у до-вольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой ир-рационализм получил в отношении к питанию. С этим связано ожире-ние, нарушение обмена веществ в организме и появляющиеся по при-чине этого болезни. Сюда относятся и наркотики. Легальная продажа водки и сигарет приносит большие доходы государству и с экономиче-ской точки зрения не приносит вреда.
1.2 Краткая характеристика общей сферы сервиса
Под «услугой» понимается работа (совокупность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обла-дающая законченностью и имеющая определенную стоимость. Отличительными особенностями услуг являются:
- неосязаемость, т.е. их нематериальный характер. Иными словами услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до за-вершения процесса его обслуживания;
услуги нельзя хранить (они нетранспортабельны), т.е. процесс предоставления и потребления услуг протекает одновременно, и потре-бители являются непосредственными участниками этого процесса;
изменчивость по своим качествам, поскольку во многом они за-висят от квалификации работника, его индивидуально-личностных черт и настроения;
ориентированность услуг на локальные рынки, их индивидуаль-ный характер, т.к. они имеют вполне определенную адресность и не мо-гут существовать вне индивидуального контакта с потребителем.
Качество услуги во многом зависит от характера взаимодействия работника сервиса и потребителя, от профессиональной подготовки ра-ботника, его личностных особенностей и сиюминутного настроения (состояния). Качество услуги является важнейшей составляющей куль-туры обслуживания. Под качеством услуги понимается совокупность свойств, обусловливающих её способность удовлетворять определен-ные потребности (нужды) клиентов.
Сфера услуг включает обширную группу отраслей, отличительной чертой которых является создание невещных благ, удовлетворяющих раз-нообразные общественные потребности. Результаты труда в этих отраслях не принимают предметную форму, а выступают в виде полезного эффекта, неотделимого от самой деятельности. «Услуга есть вообще лишь способ выражения для особой потребительной стоимости труда, поскольку она полезна не как вещь, а как деятельность» (К. Маркс).
За последнее столетие сфера сервиса получила стремительное раз-витие, из второстепенной она стала одной из важнейших экономиче-ских сфер. Растущее социально-экономическое значение этой сферы замечено уже давно.
В силу исторических причин развитие сферы услуг в нашей стране задержалось по сравнению с США и ускорялось медленнее, чем в Япо-нии. Оно приобрело свойственную развитым странам динамику только с 50-х годов. В СССР по данным причинам говорить о приоритетности сферы услуг не приходилось. На неё всегда смотрели как на второсте-пенную, вспомогательную отрасль экономики, труд в ней считался де-лом зазорным. Даже отчисления из бюджета средств на неё шли по ос-таточному принципу.
Индустриально развитые страны считаются таковыми не только потому, что они опережают нас в сфере материального производства, но и потому, что они гораздо более опережают нас в качестве сферы социальных услуг - той области экономики, которая непосредственно обращена к человеку, проявляет заботу о нём. Примечательны данные, характеризующие занятость населения в различных отраслях их нацио-нальной экономики. Так, в сфере сервиса в США занято 76 млн. чело-век, а в промышленности и сельском хозяйстве - 25 млн. и 3 млн. чело-век соответственно. После 1982 г. появление там новых рабочих мест также на 85 % связано с социальными услугами.
В целом трудно недооценить огромную роль инфраструктуры, ко-торую для общества, его экономики предоставляет сфера обслуживания в развитых странах. По мере развития социально-экономической сферы в этих странах роль сферы обслуживания усиливается, и всё больше людей вовлекаются в её разные отрасли. Около 70 % ВНП экономиче-ски развитых стран генерируется в сфере обслуживания.
1. 3 Многообразие форм современного сервиса. Инфраструктура обслуживания
В связи с научно-техническим прогрессом, с постоянными изменениями, которые происходят в различных сферах жизни общества, возникают и развиваются новые потребности, направленные на достижение комфорта, потребности, затрагивающие все сферы жизни человека (образование, общение, путешествия, развлечения, любимые занятия и т.п.).
Поэтому в обществе сложилась целая система, направленная на удовлетворение различных потребностей человека - сфера сервиса (обслуживания).
Под сферой сервиса понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах.
По своему функциональному назначению сфера услуг не пред-ставляет собой единого комплекса. Это чрезвычайно неоднородная группа отраслей, выполняющих существенно различные хозяйственные функции. Например, наука как отрасль производства невещных благ, генерируя научные знания (идеи, проекты, разработки), непосредствен-но влияет на материальное производство, является его органической ча-стью (НТП). В то же время в сфере услуг имеется обширная «индуст-рия» обслуживания населения - бытовое обслуживание (парикмахер-ские, прачечные и пр.), которые ориентируются на удовлетворение бы-товых, потребительских нужд. Ряд отраслей (торговля, финансы) зани-мают по этому признаку промежуточное положение: они участвуют в обслуживании как производства, так и потребления.
Неоднородность сферы услуг требует дифференцированного подхода к анализу тенденций и факторов развития каждого отдельного ви-да обслуживания, к характеристике соотношения экстенсивных и ин-тенсивных источников роста, социальных противоречий, сопутствую-щих развитию каждой отрасли.
Тем не менее, комплексный подход к анализу услуг представляет-ся вполне оправданным. Отрасли, входящие в эту сферу, имеют ряд об-щих черт, существенно отличающих их от материального производства (см. выше). За разнородностью состава сферы услуг, так же как и дру-гих подразделений хозяйства, стоит многообразие видов конкретного труда, удовлетворяющего различные общественные потребности.
Итак, сфера услуг есть совокупность отраслей, подотраслей и ви-дов деятельности, функциональное назначение которых в системе об-щественного производства выражается в производстве и реализации ус-луг и духовных благ для населения.
К сфере услуг относятся:
- жилищно-коммунальное хозяйство,
- бытовое обслуживание населения,
- образование и наука,
- здравоохранение, физкуль-тура и социальное обеспечение,
- культура и искусство,
- пассажирский транспорт,
- связь по обслуживанию населения,
- торговля, общественное питание,
- финансы и кредит (т.е. кредитно-финансовое обслуживание),
- пенсионное обеспечение,
- рекреационные услуги,
- индустрия «гостеприимств» (отели, рестораны и пр.), т.е. гостиничный сервис.
Услугами человек пользуется на протяжении всей своей жизни, в обществе все подчинено удовлетворению человеческих потребностей.
Какими - то услугами мы пользуемся каждый день, к чему - то прибегаем по мере необходимости (например, услуги связи, бытовые, медицинские услуги и т.п.), к чему - то не так часто, например, услуги, предоставляемые туристическими фирмами, удовлетворяющие потребности человека в путешествиях.
В зависимости от роли в процессе воспроизводства, от характера удовлетворяемых ими потребностей отрасли обслуживания можно объ-единить в две группы:
1.
Отрасли, деятельность
которых нацелена
на удовлетворение
соци-ально-культурных,
духовных, интеллектуальных
запросов человека,
поддержание его
нормальной жизнедеятельности
(образование, здравоохра-
2. Отрасли материально-бытового обслуживания: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транс-порт, непроизводственная, розничная торговля, общественное питание и др. Они призваны способствовать сокращению затрат труда на веде-ние домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширению возможностей для удовлетворения духовных запросов, всестороннему и гармоничному развитию личности.
Такое деление весьма условно, т.к. и отрасли первой группы соз-дают условия для жизнедеятельности людей, а отрасли второй группы в значительной степени влияют на удовлетворение духовных запросов и здоровья населения, высвобождая время для досуга (например, бытовое обслуживание населения, улучшение жилищных условий и т.д.).
Правомерность
такого деления обусловлена
спецификой отраслей
материально-бытового
обслуживания по сравнению
с отраслями соци-ально-
В индустриально развитых обществах производственные фирмы часто привлекают различные специализированные фирмы для получения от них бизнес-услуг (маркетинг, реклама, финансовые услуги, проведение испытаний и др.), которые обходятся им дешевле, чем, если бы они сами занимались ими. Банковская индустрия обеспечивает своевременный пе-ревод средств, предоставляя также консультационные услуги.
Торговые предприятия играют важную роль в деле обеспечения членов общества продуктами питания и различными товарами, а также они осуществляют послепродажное обслуживание и ремонт.
Услуги инфраструктуры (коммуникации, транспорт и др.) играют связующую роль между разными секторами экономики, областями общества, включая и конечного потребителя. Широкий круг социальных и персональных услуг (проживание, питание, здравоохранение) необхо-дим для поддержания должного уровня жизни и эффективного функционирования общества.
Государственное обслуживание играет важную роль в создании здоровой среды для инвестиций и роста. В странах, где это обслужива-ние по разным причинам (идеологическим, политическим) слабо разви-то, основные услуги недоступны многим гражданам.
Часто работники сферы обслуживания используют управленческие навыки своих коллег из других подразделений. Например, администра-торы больниц могут многому научиться у менеджеров гостиниц и рес-торанов.
Индустрия гостеприимства охватывает разные группы организа-ций, включая гостиницы, мотели, гостевые дома, рестораны, кафе, мага-зины туристских товаров, парки отдыха, клубы, другие сферы, связан-ные с туризмом и отдыхом, предоставляющие социальные и персональ-ные услуги.
Сфера обслуживания (сервиса) имеет цель удовлетворения спроса населения на услуги. Но население сконцентрировано (расселено) на определенных территориях.
Существует два типа расселения -- компактный и дисперсный. Компактный тип расселения представляет собой плотную сеть поселений, которые между собой связаны системой дорог, транс-портным сообщением, инфраструктурой. Для дисперсного типа характерно существование небольших поселений, находящихся на таком расстоянии друг от друга, когда взаимодействие между ними затруднено.
Такое деление предполагает разные формы обслуживания. В условиях компактного расселения услуги предоставляются стационарными предприятиями и организациями сферы обслу-живания (сервиса). Сфера обслуживания удовлетворяет потреб-ности населения данной территории, учитывая демографические, социально-культурные и поведенческие критерии.
При этом необходимо иметь в виду особенность, характерную для компактного расселения. В ее основе лежит плотность насе-ления данной территории. Более высокая -- в центральных рай-онах, она уменьшается по мере удаления от центра.
Информация о работе Теоретические основы сервисной деятельности