Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:58, курсовая работа
По данной работе можно сделать следующие выводы:
1. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сейчас сложно представить себе деятельность человека, который не ну-
ждался бы в услугах других людей. Без преувеличения можно сказать, что
все мы обслуживаем друг друга. Деятельность людей, направленных на вы-
полнение тех или иных поручений, помогающих другим людям в самых раз-
личных жизненных ситуациях, была известна достаточно давно. Вспомнить
хотя бы персонажей романов Ф.М. Достоевского, которые занимались тем,
что «хлопотали» в различных инстанциях по просьбе своих клиентов, устраи-
вали свадьбы, юбилеи и т.п. мероприятия. Но лишь в ХХ в. эта многогранная
деятельность получила статус профессиональной сферы. Стала сервисом в
полном смысле этого слова.
Под сервисом понимается «особый вид человеческой деятельности, ко-
торый направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания
услуг, востребованных отдельными людьми или организациями»
1
. Для выяс-
1
Сервисная деятельность: Учеб. пособие. СПб., 2002. С. 8.
7нения теоретических
оснований сервисной
титься к анализу таких понятий, как деятельность и потребность.
1.1. Сервис как специфический вид деятельности
Для того чтобы выявить
особенности сервисной
димо рассмотреть сущность самой деятельности, которая понимается как
универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем ак-
тивного, преобразующего отношения к миру. Деятельность человека направ-
лена не только на преобразование окружающего мира как природного, так и
социального, но и на преображение самого человека. В этом смысле деятель-
ность можно рассматривать как реализацию сущностных сил человека. Сущ-
ностные силы выступают интегративной характеристикой целостности чело-
века, необходимой и достаточной для его отличия от других систем (биоло-
гических, кибернетических, информационных).
Деятельность человека реализуется в определенных актах, имеющих
следующую структуру: субъект, цель, средство, предмет, действие, ре-
зультат. Субъектом акта деятельности может выступать как отдельный чело-
век, так и группа, общество в целом. Отличительной особенностью субъекта
деятельности является единая осознанная цель, которая понимается, прини-
мается и разделяется целостным субъектом. Если целевые установки субъек-
та деятельности, выступающего как определенное сообщество людей, раз-
личны, то будет ошибкой
считать такое объединение
сти. Сказанное выше в полной мере относится к сервисной деятельности, где
субъектом акта деятельности выступает группа, фирма, творческий коллек-
тив. Если, например,
часть сотрудников
место поставит цель – получение прибыли в короткий срок и любой ценой -
это, скорее всего, приведет
к финансовому краху
Не случайно, что в современных фирмах, серьезно озабоченных успехом
и процветанием своего дела, формируется особая корпоративная идеология.
Ее основная задача
– создать коллектив
приоритетными сферами деятельности будут интересы фирмы как единого
творческого субъекта.
Под целью понимается «идеальный образ желаемого будущего: то, чего
человек хочет достигнуть»
1
. Цель характеризует предвосхищение в сознании
человека ожидаемого результата деятельности. Цель выступает как способ
интеграции различных действий человека в некую последовательность или
систему. Цель, организуя деятельность субъекта, приводит его, при условии
правильного выбора цели, к реализации целевых установок.
Средство – это способ, каким человек достигает поставленную цель. До-
статочно расхожее мнение, приписываемое иезуитам, звучит достаточно
симптоматично: «Цель оправдывает средства, необходимые для ее достиже-
1
Бережной Н.М. Человек и его потребности. М.: МГУ. 2001. С. 74.
ния». Такое понимание средств, направленных на достижение цели, способно
оправдать все что угодно и не может быть принято в современном обществе.
Нам импонирует идея известного философа В.Н. Сагатовского, который с
присущей ему моральной
чуткостью существенно
ский афоризм: «Цель оправдывает средство до тех пор, пока средство не из-
менило цель».
Успех и эффективность сервисной деятельности во многом определяется
умением уловить ту (иногда едва заметную) грань, когда для достижения
цели, даже очень благородной, переходят к несоответствующим ей сред-
ствам.
Предмет деятельности – это то, на что направлена деятельность субъек-
та. По своему содержанию
и структуре предмет
представлен природными, социальными явлениями, отношениями между
людьми, вещами, созданными
человеком и призванными
потребности.
В сервисной деятельности предмет выступает как вещь, отношение, ко-
торые подвергаются воздействию в процессе оказания или потребления услу-
ги. Так, предметом такого вида сервисной деятельности, как образование, вы-
ступают в первую очередь те лица, которые получают образование. Предме-
том деятельности повара выступают не только продукты, из которых он го-
товит пищу, но в первую очередь люди, решившие воспользоваться его услу-
гами за соответствующую плату.
Действие – кульминация преобразования предмета, которая осуще-
ствляется с определенной целью. Это наиболее напряженный момент, требу-
ющий средоточия всех интеллектуальных и физических сил человека, такое
взаимодействие субъективного и объективного компонентов деятельности,
которое детерминирует результат деятельности.
Завершающим моментом деятельности является ее результат. Именно в
результате происходит опредмечивание деятельности, обнаруживается на-
сколько цель (идеальный объект) соответствует полученному результату.
1.2. Потребность и ее значение в развитии сервиса
Потребности пронизывают все сферы деятельности человека, определяя
развитие экономики, политики, культуры, стимулируют сферу сервисных
услуг. Потребность – это форма связи живых организмов с внешним миром,
источник их внутренней активности. Потребность как внутренняя сущност-
ная сила организма побуждает его к осуществлению качественно определен-
ных форм активности, необходимых и достаточных для развития индивида и
рода. В первичных биологических формах потребность выступает как ну-
жда, испытываемая организмом в чем-либо, находящемся вне его и необхо-
димом для его жизнедеятельности. Биологическим потребностям присущ го-
меостатический характер: побуждаемая ими деятельность всегда направлена
9на достижение
оптимального уровня
ных процессов, возобновляясь при отклонении от этого уровня и прекраща-
ясь при его достижении.
Система потребностей человека – это постоянно развивающаяся систе-
ма, включающая в себя следующие стадии:
Ø возникновения, когда потребность осознается человеком;
Ø становления, когда идет процесс организации потребности; зрелости,
когда система достигает состояния целостности;
Ø преобразования, в рамках которой начинается процесс дезорганиза-
ции системы.
Рассмотрим каждый из выявленных этапов становления и развития си-
стемы потребностей человека более подробно.
Возникновение означает появление новой потребности, но не из «небы-
тия», а на основе предшествующего развития потребностей человека. Основ-
ными причинами этого является противоречие между уже сформированны-
ми потребностями
и потребностями
териальное положение формирующегося в России «среднего класса», газета
«Аргументы и факты» отметила парадоксальность потребления у этой кате-
гории населения страны. «Мы опросили россиян, и 40% считают себя сред-
ним классом. При этом материально обеспеченными можно признать чуть
больше 20%. Примерно у 21% есть социально-профессиональный статус, хо-
рошая работа. Реально к среднему классу можно отнести тех, у кого есть и
соответствующее материальное положение, и социальный статус, и ощуще-
ние причастности к среднему классу»
1
. Принадлежность к среднему классу
формирует у человека новый круг потребностей.
На стадии становления происходит количественный рост социальных
потребностей в связи с их нарастающим многообразием. Он сопровождается
дифференциацией и
одновременной интеграцией
ностей, установление между ними взаимодополнительных связей. Так, уста-
новлено, что люди, обладающие устойчивым материальным положением, го-
раздо больше приобретают услуг, связанных с удовлетворением их потребно-
стей в более качественном обслуживании, отдыхе и т.д.
Система человеческих потребностей вступает в стадию зрелости, когда
взаимосвязь ее элементов становится максимальной для данных условий,
когда система превращается в целое, т.е. в «(1) то, у чего не отсутствует ни
одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а
также (2) то, что так объемлет объемлемые вещи, что последние образуют не-
1
Как изменился за год средний класс // Аргументы и факты 2002. № 30. С. 6. что одно»
2
. Во взаимодействии образующих ее биологической и социальной
подсистем преобладает гармония.
Достигнув целостного состояния, система потребностей устремляется к
стадии преобразования, где развитие ее определяется динамическим равно-
весием между становлением и преобразованием оставляющих ее элементов.
Преобразовательные процессы имеют место на протяжении всей истории
развития системы потребностей. На пути к целостному состоянию ее струк-
тура постоянно изменяется, преобразуется. Но, по сравнению с преобразова-
нием становящейся системы, преобразование системы уже сформировавшей-
Информация о работе Теоретические основы сервисной деятельности