Технология социальной защиты детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социальные технологии защиты прав детства.
Объект исследования: формы и методы работы по социальной защите прав детей.
Предмет исследования: способы реализации социальных технологии защиты прав детства.

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………….стр.3
Глава I. Социальная политика в области защиты прав детей в Российской Федерации.
1.1 Социальное положение детей и защита их прав в Российской Федерации в современных условиях…………………………стр.6
1.2 Нормативно - правовое регулирование социальной защиты прав детства в России………………………………………………….стр.19
1.3 Механизмы социальной защиты прав различных категорий детей……………………………………………………………...стр.33
Выводы по Главе I………………………………………………стр.37
Глава II. Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей.
2.1 Опыт деятельности органов социальной защиты………
2.2 Анализ деятельности органов социальной защиты в области обеспечения прав детей в г. Бирск и Бирском районе………….
2.3 Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей…………………
Вывод по Главе II……………………………………
Заключение………………………………………
Список использованной литературы…………….

Работа содержит 1 файл

НАН.docx

— 310.96 Кб (Скачать)

 

С одной стороны, они получили большую свободу в выборе форм и способов такой поддержки с  учетом социальных, демографических  и национальных особенностей своих  территорий.

 

С другой стороны - их ответственность  неизмеримо возрастает. Перед региональными  органами законодательной и исполнительной власти стоит сложная задача формирования правовых, финансовых, организационных, институциональных, информационных, пропагандистских, консультационных, научных, кадровых механизмов обеспечения региональной семейной политики.

 

Одновременно возрастает роль федерального центра, который  должен взять на себя методическую поддержку проводимой реформы, обеспечить гарантированные федеральным законодательством  нормы социальной поддержки детей  и семей с детьми, внедрение  положительного опыта регионов в  реформировании социальной политики[11;82].

 

В переходный период реформирования важно также учесть, что в связи  с принятием Федерального закона № 122-ФЗ и передачей ряда полномочий и ответственности в проведении государственной семейной политики в субъекты Российской Федерации, произошла  отмена некоторых федеральных гарантий государственной поддержки семей.

 

8 февраля 2007 года Российское  правительство одобрило федеральную  целевую программу «Дети России»  на 2007-2010 годы.

Ее реализация на обновленной  концептуальной основе предполагает сосредоточить  усилия на ряде приоритетных направлений. Среди них - обеспечение безопасного  материнства, создание условий для  рождения здоровых детей, профилактика заболеваемости и инвалидности в  детском и подростковом возрасте. Также в числе приоритетных направлений - укрепление семьи как социального  института, развитие системы социальной защиты семьи, повышение эффективности  поддержки социально уязвимых семей  с детьми, профилактика семейного  неблагополучия, социального сиротства, развитие различных форм семейного  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, сокращение числа детей  в детских интернатных учреждениях.

 

Программа предполагает комплексное  решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности  и интеграции в общество. Также  планируется создание условий для  выравнивания возможностей выявления  и развития природных задатков одаренности  в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности всех категорий детей. ФЦП «Дети России» включает подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

 

Предполагается, что в  результате реализации первого этапа  Основных направлений будет осуществлен  перелом в положении российских детей, находящихся в особо сложных  обстоятельствах, сформируются позитивные тенденции снижения масштабов бедности в среде малообеспеченных семей  с детьми. Сложатся правовые и организационные  механизмы их адресной социальной поддержки, сокращения детской безнадзорности и беспризорности, проституции, наркомании и алкоголизма. Улучшатся условия  социализации детей. Прекратится рост социального сиротства. Будет обеспечена доступность базовых услуг в  сфере образования и охраны здоровья детей, продолжится снижение детской  заболеваемости и смертности. Возрастет  качество образовательных услуг, а  также доля выпускников общеобразовательных  школ, получающих высшее профессиональное образование. Повысится роль субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, институтов гражданского общества, семей в защите прав и  интересов детей, реализации семейной и демографической политики.

 

На реализацию трехлетней программы «Дети России» правительство  выделит из федерального бюджета 10 млрд. 101,7 млн. рублей. Финансирование программы  предусматривается за счет средств  федерального бюджета, а также средств  бюджетов субъектов РФ в порядке  софинансирования и при условии разработки субъектами собственных региональных программ, которые будут финансироваться за счет средств собственных бюджетов. Проект предусматривает, что из региональных бюджетов на реализацию ФЦП будет выделено 36,3 миллиарда рублей и из внебюджетных источников - 1,4 миллиарда. Таким образом, общий объем финансирования программы в 2007-2010 годах составит 47,8 миллиарда рублей.

 

Лишь в немногих регионах созданы специальные программы  по обеспечению сирот жильем. Министерство образования внесли изменения и  дополнения в целевую программу  «Дети-сироты», входящую в президентскую  программу «Дети России» - из федерального бюджета выделить средства в объеме 40 процентов, необходимых для погашения  задолженности в жилье для  таких детей, а 60 процентов на себя должны взять региональные и муниципальные  бюджеты. Но в процессе обсуждения таких необходимых поправок возникли серьезные проблемы в согласовании с Министерством экономического развития и Министерством финансов. До настоящего времени этот вопрос решен не был и в федеральную программу «Дети России» на 2007-2010 годы не включен[24;45].

 

Сегодня, несмотря на меры, принимаемые  органами государственной власти Российской Федерации, реальные механизмы защиты прав детей – самой бесправной части российского населения  – продолжают отсутствовать. Достаточно привести пример многолетнего игнорирования  настоятельных и неоднократных  рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка о необходимости введения в России ювенальной юстиции им поста  Уполномоченного по правам ребенка. В настоящее время сделаны  лишь первые шаги в этом направлении. До сих пор не создано никаких  действенных механизмов контроля за соблюдением прав детей: эксперимент  с региональными уполномоченными  по правам детей так и остался  локальным экспериментом, поскольку  не обеспечен ни законодательно, ни организационно-методически (законы об Уполномоченном по правам детей приняты и реализуются только в 18 субъектах Российской Федерации). По сути, лишение родительских прав, изоляция ребенка от родных по-прежнему остается единственной мерой его защиты.

 

Вопреки оптимистичной информации некоторых министерств и ведомств о принимаемых мерах, в целом  ситуация не меняется и значительное количество одних и тех же нарушений  законодательства в сфере прав и  интересов несовершеннолетних не только продолжает иметь место, но увеличилось  за последние пять лет в два  с половиной раза.

 

Очевидно, что многие негативные явления, связанные с положением детей в российском обществе, порождены  не только экономическими, но и законодательными причинами. Традиционным стало в  нашей стране разделение ответственности  за ребенка между различными уровнями и структурами исполнительной власти, между властью и местным самоуправлением, которые не способны согласовать  свою работу по оказанию помощи не только детям вообще, но и конкретному  ребенку в частности. Отсутствует, закрепленный в нормативно-правовых актах, эффективный механизм контроля, который бы заставил органы исполнительной власти, местного самоуправления и  государственные учреждения выполнять  свои прямые обязанности по защите прав детей[16;269].

 

Государственная политика в  области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами  Конституции Российской Федерации  и международными обязательствами. Между тем, совершенно очевидно –  без знания фактического положения  дел невозможно планировать и  реализовать какие-либо меры по улучшению  положения детей в стране.

 

Разобщенная деятельность министерств  и ведомств не дает положительных  результатов при решении значительного  количества проблем несовершеннолетних – социально-экономические показатели положения детей в последние  годы по ряду параметров оказались  неблагоприятными, также ухудшилось их правовое положение, и при этом некоторые негативные тенденции  продолжают нарастать.

В последние годы в России произошел ряд принципиальных перемен  в системе защиты интересов детей, что обусловлено новыми социально  – экономическими реалиями.

Среднесрочная государственная  стратегия улучшения положения  подрастающих поколений россиян  на период до 2000 г. была представлена  в Национальном плане действий в  интересах детей, утвержденном Указом Президента Российской Федерации. Во исполнение этого основополагающего документа  проделана большая работа, благодаря  которой удалось значительно  продвинуться в решении многих острых проблем детства.

Стратегической базой  улучшения положения детей в  Российской Федерации является осуществляемый в стране курс на повышение уровня жизни населения на основе модернизации экономики и развития социальной сферы страны. Правительство Российской Федерации, органы власти субъектов  Федерации уделяют этой задаче повышенное внимание.

В результате в 1999-2000 годах  впервые за последнее время финансирование социальной сферы, включая ту ее часть, которая связана с осуществлением прав и интересов детей, существенно  возросло по сравнению с предыдущим  периодом.

Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под  защитой государства, основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения  образования, право на жилище, социальное обеспечение и пр. В дальнейшем предстояло сформировать  целостную  систему правовой защиты интересов  детей применительно к новым  социально – экономическим условиям, обеспечить механизмы ее реализации. Сегодня можно отметить определенный прогресс, достигнутый в этом направлении. Так, в  предыдущие годы принято около 300 нормативных правовых актов, затрагивающих проблематику детства, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

Новый семейный кодекс Российской Федерации, содержащий специальную  главу «Права несовершеннолетних детей», установил особые нормы защиты прав и интересов детей, оставшихся без  попечения родителей, ввел для них  новый институт семейного воспитания – приемную семью.

Большое значение для улучшения  положения детей имело принятие новых Гражданского и Уголовного кодексов Российской Федерации, которые  расширили средства и способы  защиты несовершеннолетних; федеральных  законов «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  », «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации » и др[14;31].

На протяжении 1999-2004 годов  на парламентских слушаниях обсуждались  наиболее актуальные вопросы по  улучшению положения детей и  молодежи, такие, как наркомания несовершеннолетних и меры противодействия этому  социальному злу, борьба со СПИДом, международное усыновление. На заседаниях Правительства Российской Федерации  только за два последних  года рассматривались  вопросы, связанные с распространением детской безнадзорности, положением детей – сирот, продлением действия программ «Дети России»,  политикой  в отношении пособий на детей. Аналогичная работа велась в субъектах  Российской Федерации, где принимались  соответствующие региональные законы, разрабатывались и выполнялись  программы, направленные на улучшение  положения детей с учетом местной  специфики и имеющихся ресурсов.

Учитывая важность согласованной  совместной деятельности по защите прав детей в рамках Содружества Независимых  Государств, Советом глав правительств государств – участников СНГ в  ноябре 2000г. принято решение «О защите детства в государствах – участниках СНГ».

Ребенок, находящийся в  трудной жизненной ситуации, иногда сопряженной с риском для жизни, не может ждать. Именно поэтому усилия Правительства Российской Федерации  сосредоточены, прежде всего, на мерах по защите и поддержке наиболее уязвимых групп детей. Разработка и реализация президентской программы «Дети России»,  включающей 11 федеральных целевых программ, явилась эффективным средством оказания на основе программно – целевого подхода комплексной помощи детям, особенно нуждающимся в социальной защите (детям – инвалидам, детям – сиротам, детям – беженцам и пр.), решение острых проблем детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, охрана здоровья матери и ребенка и др.), а также объединение действий ряда федеральных органов исполнительной власти, региональных органов законодательной и исполнительной власти по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности и всестороннего развития детей. За короткий период (практически за 5 лет) в стране создана принципиально новая система индивидуализированной социальной помощи детям, находящимся в особо трудных условиях, - сеть специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, подведомственных Минтруду России. Основными задачами учреждений социального обслуживания семьи и детей являются профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная поддержка семьи и детей в кризисных жизненных ситуациях, помощь детям с девиантным поведением, детям – инвалидам, детям – сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в семье и обществе. Очень важно, что благодаря этим учреждениям появилась альтернатива помещению ребенка в интернатное учреждение, в том числе для детей – инвалидов, возможность сохранить его семейные связи, предотвратить угрозы развитию, здоровью, а часто и жизни. Создание современной системы специализированной социальной помощи потребовало не только формирования совершенно новой для страны концепции работы с семьей и детьми, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, разработке законодательной и нормативно – правовой базы, методического обеспечения. В условиях тяжелейшего перманентного финансового кризиса на эти цели были изысканы необходимые средства. В начале 2002 года в России насчитывалось 2744 учреждения социального обслуживания семьи и детей (в 1995г.-1997г.), в том числе 396 социально – реабилитационных центров для несовершеннолетних, 490 социальных приютов для детей и подростков, 237 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В течение 2001 г. в них получили помощь 3,6 млн. детей; необходимая помощь – как материальная, так и психологическая, консультативная - предоставлена 2,9 млн. семей. В течение 1998-2001 годов на федеральном уровне было осуществлено реформирование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. Первым этапом этой работы явилась передача функций назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка органами социальной защиты населения, которая к концу 1998 г. была в основном завершена во всех субъектах Российской Федерации. По данным государственной статистической отчетности, на 1 января 2002 г. ежемесячное пособие на ребенка было назначено и выплачивалось в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на 18,8 млн. детей[14;100].

Информация о работе Технология социальной защиты детства