Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:08, реферат
Цель реферата – анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения
1.2. Виды и формы девиантного поведения
Глава 2. Социальная работа с детьми девиантного поведения
2. 1.Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
2.2. Работа с детьми девиантного поведения
Заключение
Список использованной литературы
Причины
отклонений в поведении обучении
ребенка возникают как
Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения учащихся.
В
специальной организационной
Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:
Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.
К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия.
Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.
Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора - или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.
Эрих Фромм в своей книге "Искусство любви" писал: "Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли".
Выпускники школ вступают в трудовую жизнь с ее жестокими законами. В этих условиях от молодежи требуются резкий рост самостоятельности, умений, способность сохранять оптимистическое самочувствие в периоды неудач. Молодежи необходима педагогическая помощь в профориенации, защита его права на трудоустройство.
Неподготовленность
к новым реалиям жизни и
обратная связь между интеллектуальным
содержанием труда и его
На основании вышесказанного мною, как социальным педагогом, была разработана программа "Ты не один".
Цель программы: создание модели профессионального, конструктивного, позитивного взаимодействия с проблемными детьми.
Задачи программы:
План
реализации программы "Ты
не один" 2008 - 2011 гг.
№ п/п |
МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1 | Работа с
педагогическим коллективом. Семинар "Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из форм школьной дезадаптации" |
Сентябрь | Психолог Социальный педагог |
2 | Подбор литературы по проблеме девиантного поведения. | Регулярно в течение года | Библиотекарь Психолог |
3 | Выступление на
заседании педагогического |
Октябрь | Логопед |
4 | Сотрудничество
с детским психиатром: - консультирование
педагогов; - индивидуальное консультирование учащихся и их родителей. |
Регулярно в течение года | Психолог Социальный
педагог |
5 | Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания "проблемных детей". | Раз в четверть | Психолог Социальный
педагог Зам. директора по учебной части |
6 |
Анкетирование
педагогов: "Как
помочь ребенку справиться с
проблемами?". "Пожелания,
замечания, предложения по |
Ноябрь Декабрь |
Социальный педагог |
7 |
Сотрудничество
с организациями |
Регулярно в течение года | Классные руководители Зам. директора
по воспитательной работе |
8 | Работа с
родителями учащихся
|
Сентябрь Октябрь Апрель |
Социальный
педагог Классные
руководители |
9 | Индивидуальное
консультирование родителей по волнующим
их вопросам. |
Регулярно в течение года | Социальный
педагог Психолог |
10 | Родительские
собрания:
"Гиперактивные дети". "Межличностные отношения в разных возрастных группах". "Мы
вместе". |
Октябрь Декабрь Январь |
Психолог Зам. директора
по воспитательной работе Социальный педагог |
11 | Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия. | Регулярно в течение года | Классные руководители |
12 | Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации "проблемных" детей. | Июнь | Классные руководители Зам. директора по воспитательной работе |
13 | Работа с
учащимися.
Создание банка данных "Особенные дети". |
Сентябрь | Социальный педагог |
14 | Разработка
индивидуального и группового исследования
личности: -самооценка; -особенности темперамента и характера; |
Сентябрь | Психолог Социальный
педагог |
15 | Индивидуальные
коррекционные занятия с |
Регулярно в течение года | Психолог |
16 | Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении. | Регулярно в течение года | Социальный
педагог Классные руководители |
17 | Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся. | Регулярно в течение года | Социальный
педагог Классные руководители |
18 | Учет посещаемости и успеваемости "особенных" детей. | Регулярно в течение года | Классные
руководители Социальный
педагог |
19 | Рекомендации родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению. | Социальный
педагог Психолог | |
20 | Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения. | Регулярно в течение года | Социальный
педагог |
21 | Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении. | Социальный
педагог Классные
руководители |
Работая по данной проблеме, с опытом других педагогов, глубоко вникаю в вопросы детской психологии и психиатрии. Общаться с родителями и детьми по разным проблемным вопросам. И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения можно предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:
прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
быть
развивающейся и
Заключение.
Итак, в процессе работы с трудными детьми, подростками педагоги, социальные работники и другие специалисты социальной сферы зачастую сталкиваются с решением задач, связанных с нарушением норм поведения. При этом нередко решение проблем сопровождается обращением за помощью к государственным структурам. Здесь уже главная роль отводится правовой базе, включающей в себя международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п.
Однако, являясь важной составляющей в решении вопросов, касающихся системы работы с детьми девиантного поведения, законодательные акты не могут рассматриваться как единственное средство для преодоления трудностей, возникающих при взаимодействии с детьми, склонными к отклоняющемуся поведению. Не менее, а даже может быть более значимым в данной ситуации может стать профессионализм работников и те методы, приемы, которые они выбирают для проведения профилактической и иного рода работы с данным контингентом детей. В связи с этим повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков, а также проводится разносторонняя работа на только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, разъяснительной, предупредительной деятельности. В этой связи очень важной представляется работа комиссии по делам несовершеннолетних, чью работу мы попытались проанализировать в практической части нашей работы.
Таким образом, одной из важнейших задач работы с трудным подрастающим поколением в нашей стране является формирование в общественном сознании положительных установок к их неформальным проявлениям, уважительного отношения к детям и подросткам - как к новому поколению будущих граждан России. Соблюдение этих правил может считаться главным профилактическим мероприятием в плане возможности предупреждения социально-негативного поведения молодёжи. Также этому будет способствовать и совместная, целенаправленная работа многих органов и учреждений, работающих на благо будущего поколения. Именно во взаимосвязи всех субъектов социальной работы, начиная от семьи и кончая социальными службами, есть залог успеха решения проблем детей с девиантным поведением.
Нельзя отрицать, что сегодня в стране происходят кризисные явления в структуре семейных связей, так как многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемой, но и физиологический уровень содержания. Подобные социально-экономические явления. А также распад системы ценностей приводят к вытеснению множества детей на улицу. Такие дети балансируют между нормальной адаптированностью и дезадаптацией (приспособление к среде, ассоциации). Подростков может ждать бродяжничество, проституция, воровство, нищенство, вовлечение в преступный бизнес взрослых, алкоголизм, наркомания. В данной ситуации социальному работнику необходимо выявление таких детей, создания для них места и среды обитания вне улицы, восстановление их социального функционирования создания возможной пассивной возможности их заработка, возвращения их в школу.
Можно выделить, прежде всего, информационный подход. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, худ. литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество. Как видим информационный подход к профилактике отклоняющегося поведения предполагает серьезное переосмысление, прежде всего на государственном уровне, роли и задач всех информационных средств, которыми располагает общество.
Информация о работе Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением