Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Цель реферата – анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения
1.2. Виды и формы девиантного поведения
Глава 2. Социальная работа с детьми девиантного поведения
2. 1.Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
2.2. Работа с детьми девиантного поведения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дети девиантного поведения как объект социальной работы.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     Причины отклонений в поведении обучении ребенка возникают как результат  политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.

     Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и  мобильной личности, способной к  успешной социализации в обществе и  активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения учащихся.

     В специальной организационной формой изучения детей является служба социального  педагога и психолога, которая содействует  эффективности учебно-воспитательного процесса, предоставляя педагогам, диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении и обучении, помогая в выработке оптимальных мер воздействия на учащегося.

     Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

    • дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
    • ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
    • нарушения физического или психического здоровья;
    • акцентуация характера, темперамент;
    • проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
    • педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
    • социальные причины.

      Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.

     К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия.

   Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.

    Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора - или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.

Эрих  Фромм в своей книге "Искусство  любви" писал: "Человек обладает способностью любить. И если он не может  найти применения своей способности  любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли".

Выпускники  школ вступают в трудовую жизнь с  ее жестокими законами. В этих условиях от молодежи требуются резкий рост самостоятельности, умений, способность  сохранять оптимистическое самочувствие в периоды неудач. Молодежи необходима педагогическая помощь в профориенации, защита его права на трудоустройство.

Неподготовленность  к новым реалиям жизни и  обратная связь между интеллектуальным содержанием труда и его оплатой  приводят к изменению статуса образования - как общего, таки профессионального. Отсюда слабая мотивация учебного туда, отказ части молодежи от получения образования. Перед родителями и педагогами встает вопрос: каким образом включить детей в рыночные отношения? А тем более, если это подросток с девиантным поведением. Чему и как могут в этом помочь школа и дополнительное образование.

На основании  вышесказанного мною, как социальным педагогом, была разработана программа "Ты не один".

Цель  программы: создание модели профессионального, конструктивного, позитивного взаимодействия с проблемными детьми.

Задачи  программы:

  1. расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения учащихся.
  2. сформировать у родителей учащихся представления о "проблемном ребенке" и как с ним общаться.
  3. помочь детям и подросткам справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, в дальнейшей социализации.
 

    План  реализации программы "Ты не один" 2008 - 2011 гг. 

 

п/п

МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
1 Работа с  педагогическим коллективом. 

Семинар "Отклоняющееся поведение как  проявление отклоняющегося развития и  одна из форм школьной дезадаптации"

Сентябрь Психолог 

Социальный  педагог

2 Подбор литературы по проблеме девиантного поведения. Регулярно в  течение года Библиотекарь 

Психолог

3 Выступление на заседании педагогического совета: "Нарушение речи - как один из факторов, влияющий на отклоняющееся поведение". Октябрь Логопед 
 
 
 
 
 
 
 
4 Сотрудничество  с детским психиатром: 

- консультирование  педагогов; 

- индивидуальное  консультирование учащихся и  их родителей.

Регулярно в  течение года  
Психолог 

Социальный  педагог 
 
 
 
 

5 Разработка  рекомендаций для родителей и  педагогов по поводу обучения и воспитания "проблемных детей". Раз в четверть Психолог 

Социальный  педагог 

Зам. директора  по учебной части

6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анкетирование педагогов: 

"Как  помочь ребенку справиться с  проблемами?". 

"Пожелания,  замечания, предложения по работе  с    "особенными" детьми" 
 

Ноябрь 

Декабрь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Социальный  педагог 
 
 
7
Сотрудничество  с организациями дополнительного  образования: ДДЮ, спортивной школой олимпийского резерва, центром трудовой адаптации, станцией юных техников и натуралистов, с центром занятости населения  по поводу организации досуга учащихся. 
Регулярно в  течение года Классные руководители 

Зам. директора  по воспитательной работе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8 Работа с  родителями учащихся 
  1. Анкетирование родителей:
  2. "Мой ребенок. Его особенности".
  3. "Прошу помочь".
  4. "Что нового я узнал(а) о своем ребенке?"
Сентябрь 

Октябрь 

Апрель

Социальный  педагог 

Классные  руководители 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9 Индивидуальное  консультирование родителей по волнующим  их вопросам. 
Регулярно в  течение года Социальный  педагог 

Психолог

10 Родительские  собрания:

"Гиперактивные  дети".

"Межличностные  отношения в разных возрастных  группах".

"Мы  вместе". 

Октябрь 

Декабрь  

Январь

Психолог 

Зам. директора  по воспитательной работе 

Социальный  педагог

11 Вовлечение  родителей во внеклассные мероприятия. Регулярно в течение года Классные руководители 
 
 
12 Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации "проблемных" детей. Июнь  
Классные  руководители 

Зам. директора  по воспитательной работе

13 Работа с  учащимися.

Создание  банка данных "Особенные дети".

Сентябрь Социальный  педагог
14 Разработка  индивидуального и группового исследования личности: 

-самооценка; 

-особенности  темперамента и характера;

Сентябрь Психолог 

Социальный  педагог 
 
 
 
 
 
 

15 Индивидуальные  коррекционные занятия с психологом. Регулярно в  течение года Психолог 
 
 
16 Выявление интересов  и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении. Регулярно в  течение года Социальный  педагог 

Классные  руководители

17 Вовлечение  в кружки и секции проблемных учащихся. Регулярно в  течение года Социальный  педагог 

Классные  руководители

18 Учет посещаемости и успеваемости "особенных" детей. Регулярно в  течение года   Классные  руководители 

Социальный  педагог 

19 Рекомендации  родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению.   Социальный  педагог 

Психолог 
 
 

20 Проявление  интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного  поведения. Регулярно в  течение года Социальный  педагог 
 
 
 
21 Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении.   Социальный  педагог 

Классные  руководители 
 
 


 
 

      Работая по данной проблеме, с опытом других педагогов, глубоко вникаю в вопросы  детской психологии и психиатрии. Общаться с родителями и детьми по разным проблемным вопросам. И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения можно предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

      прежде  всего, необходим индивидуальный подход к каждому ученику;

      определение форм и методов воспитательного  воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;

      необходимо  найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его  проблемами;

      признать  и уважать в каждом ребенке  личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его  душевного мира;

      владеть методами и приемами коррекционной  работы с трудными детьми;

      быть  развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается  Личностью. 
 
 
 

 

Заключение.

     Итак, в процессе работы с трудными детьми, подростками педагоги, социальные работники и другие специалисты социальной сферы зачастую сталкиваются с решением задач, связанных с нарушением норм поведения. При этом нередко решение проблем  сопровождается обращением за помощью к государственным структурам.  Здесь уже главная роль отводится правовой базе, включающей в себя международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п.

     Однако, являясь важной составляющей в решении  вопросов, касающихся системы работы с детьми девиантного поведения, законодательные акты не могут рассматриваться как единственное средство для преодоления трудностей, возникающих при взаимодействии с детьми, склонными к отклоняющемуся поведению. Не менее, а даже может быть более значимым в данной ситуации может стать профессионализм работников и те методы, приемы, которые они выбирают для проведения профилактической и иного рода работы с данным контингентом детей. В связи с этим повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков, а также проводится разносторонняя работа на только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, разъяснительной, предупредительной деятельности. В этой связи очень важной  представляется работа комиссии по делам несовершеннолетних, чью работу мы попытались проанализировать в практической части нашей работы.

     Таким образом, одной из важнейших задач  работы с трудным подрастающим поколением в нашей стране является формирование в общественном сознании положительных установок к их неформальным проявлениям, уважительного отношения к детям и подросткам - как к новому поколению будущих граждан России. Соблюдение этих правил может считаться главным профилактическим мероприятием в плане возможности предупреждения социально-негативного поведения молодёжи. Также этому будет способствовать и совместная, целенаправленная  работа многих органов и учреждений, работающих на благо будущего поколения. Именно во взаимосвязи всех субъектов социальной работы, начиная от семьи и кончая социальными службами, есть залог успеха решения проблем детей с девиантным поведением.

      Нельзя  отрицать, что сегодня в стране происходят кризисные явления в  структуре семейных связей, так как многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемой, но и физиологический уровень содержания. Подобные социально-экономические явления. А также распад системы ценностей приводят к вытеснению множества детей на улицу. Такие дети балансируют между нормальной адаптированностью и дезадаптацией (приспособление к среде, ассоциации). Подростков может ждать бродяжничество, проституция, воровство, нищенство, вовлечение в преступный бизнес взрослых, алкоголизм, наркомания. В данной ситуации социальному работнику необходимо выявление таких детей, создания для них места и среды обитания вне улицы, восстановление их социального функционирования создания возможной пассивной возможности их заработка, возвращения их в школу.

  Можно выделить, прежде всего, информационный подход. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, худ. литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество. Как видим информационный подход к профилактике отклоняющегося поведения предполагает серьезное переосмысление, прежде всего на государственном уровне, роли и задач всех информационных средств, которыми располагает общество.

Информация о работе Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением