Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Цель реферата – анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения
1.2. Виды и формы девиантного поведения
Глава 2. Социальная работа с детьми девиантного поведения
2. 1.Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
2.2. Работа с детьми девиантного поведения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дети девиантного поведения как объект социальной работы.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

      Правонарушения.

      Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов  общества в целом или личных интересов граждан, является правонарушение.

      В юриспруденции различают правомерное  и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) - такие юридические факты, которые  противоречат нормам права. Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

      На  практике преступления классифицируются по следующим основаниям:

          -по степени тяжести: на тяжкие, менее тяжкие и не представляющие  большой общественной опасности; 

      -по  форме вины: на умышленные и  неосторожные;

      -по  объекту посягательства целям  и мотивам: антигосударственные  корыстные насильственные и др.

      -по  социально-демографическим и криминологическим  основаниям: преступления взрослых  и молодежи, преступления несовершеннолетних, первичные, повторные и рецидивная преступность.

      Преступление - это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред. Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права. Правонарушение в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

      Подросткам  и юношам в возрасте 14-18 лет присуща  как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят  незавершенный детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушения можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.

      Агрессивность.

       Наиболее распространенных видов девиантного поведения у подростков на сегодняшний день является агрессивное поведение, остановимся на этом виде более подробно.

      В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Однако ни одно из предложенных выше определений  агрессии нельзя считать исчерпывающим  и общеупотребительным. Я предлагаю, остановится на следующем определении: агрессивность - поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которая направлена на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью.

    Анализируя  деструктивность, как проявление злокачественной  агрессии, Э. Фромм (1994) выделяет две  формы – спонтанная агрессивность  и агрессивность, связанная со структурой личности. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

    Агрессивность, связанная со структурой личности, присуща ей (личности) всегда и проявляется во всех формах его жизнедеятельности.

      Агрессия  разделяется по формам и результатам. От злых шуток, до деструктивных противоправных форм поведения. Различают следующие виды агрессии:

      • реактивная - возникает в ответ  на предшествующую провокацию;

      • проактивная - возникает при отсутствии провокации;

      • сверхактивная (особый вид реактивной агрессии) - тенденция реагировать  мощной агрессией даже на самую слабую провокацию;

      • физическая - это использование физической силы в акте агрессии против другого живого существа;

      • вербальная - нападение осуществляется либо в словесной форме, ругательство, проклятие, угрозы) либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криком, визгов или иной подобной форме;

      • враждебная - намеренное причинение вреда  другому живому существу;

      • инструментальная - использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения позитивной цели. Примером проявления данного вида агрессии является поведение ребёнка, кричащего и топающего ногами, который хочет, чтобы родители купили ему игрушку. Если родители неоднократно идут у него на поводу, то подобное поведение закрепляется, ребёнок часто использует такие действия для получения желаемого;

      • аутоагрессия - агрессия, направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, нанесении себе телесных повреждений (крайняя форма - самоубийство).

      Что же является основной причиной возникновения и проявления феномена агрессивности: индивидуально- типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия? Перечислим основные причины.

      Индивидуальные  детерминанты агрессии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, так как первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.

      Личностная  характеристика (предвзятая атрибуция агрессии). Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.

      Темперамент проявляется в самом раннем детстве и обычно не меняется в течение жизни.

      Авторитаризм  - авторитарные люди более агрессивны.

      Чувство стыда. Существует следующая закономерность - чем чаще человек испытывает чувство стыда в процессе взаимодействия с другими людьми, тем выше его склонность к гневу и агрессивному поведению.

      Половые различия. Мужчины и женщины различаются, прежде всего, своими установками относительно агрессивного поведения. Мужчины относятся к агрессии как к средству достижения поставленной цели и склонны прибегать к прямой агрессии. Женщины относятся к агрессии как средству выражения гнева и снятия стресса путём высвобождения агрессивной энергии и склонны прибегать не к прямой, а к косвенной агрессии, нанося вред противнику чаще всего окольными путями. Половые различия в агрессии порождаются тем, что в большинстве культур считается, что мужчины во многих ситуациях должны вести себя более агрессивно, чем женщины.

      Национальная  принадлежность оказывает определённое влияние на формирование агрессивного поведения, так как существуют культуры, в которых присутствует положительное отношение к проявлению агрессивности.

      Негативные  средовые воздействия. Также агрессивность усиливает боль, причём как физическую, так и душевную. Особо сильным возбудителем является атакующее поведение другого человека. В жаркую погоду все становятся раздражительными и возбуждёнными. Теснота, вторжение в индивидуальное пространство человека также являются факторами, вызывающими стресс. Повышенная влажность, шум, загрязнённый воздух, занятие спортом или наблюдение за спортивными соревнованиями и др. усиливают возбуждение человека, которое в сочетании с враждебными мыслями или чувствами может облегчить агрессивное поведение.

      Телевидение. Зрители не только воспринимают экранные модели насилия, но при постоянном просмотре подобных сцен человек становится более безразличным к чужой боли, искажается его представление о реальности. Просмотр насилия по телевидению изменяет восприятие действительности, люди начинают воспринимать мир более опасным, что приводит к увеличению страхов и тревоги.

      Наследственность  - влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.

      Химический состав крови человека оказывает значительное влияние на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии.

      Алкоголь - усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и растормаживает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учитывать последствия совершаемых действий.

      В соответствии с вышесказанным необходимо иметь в виду, что биологические процессы протекают в социальном контексте, и следует признать, что на агрессию действуют разные типы факторов, а биологические факторы среды оказывают решающее влияние .

      Антисоциальными формами агрессии являются правонарушения - поведение человека, которое направлено против интересов общества, в целом или личных интересов граждан. В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) - это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране порядок.

      Насильственные  правонарушения вызываются потребностями  самоутверждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодёжные «разборки», которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием.

      Агрессия  возникает на фоне определенного  психического состояния, в данном случае — агрессивного. В соответствии с традиционной номенклатурой выделяют познавательный, эмоциональный и  волевой компоненты агрессивного состояния.

      Познавательный  компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать «наступательные» средства.

      Говоря  об эмоциональном компоненте агрессивного состояния, прежде всего, выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях — сила и уверенность.

      Сложным представляется вопрос о волевом  компоненте агрессивного состояния. Так, по мнению Н.Д. Левитова, «в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость... Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств». Вместе с тем агрессия, возникая на самых ранних этапах развития ребенка, долгое время не осознается им в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения. Более того, детская агрессия часто отражает неспособность ребенка адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия агрессивных действий, справиться с эмоциями и т.д.

      Обсуждение  волевого компонента агрессивного состояния  связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиями.

      Как уже было сказано, основная причина  возникновения и проявления феномена агрессивности – индивидуально- типологические особенности. И поэтому, для того, чтобы подобрать наиболее эффективные способы работы детьми девиантного поведения, необходимо рассмотреть вопрос о психологических особенностях развития подростков с девиантным поведением.

      Все эти данные помогают более глубоко и детально разобраться в причинах отклоняющего поведения у подростков и разработать наиболее эффективные методы работы с ними. 

 

Глава 2. Социальная работа с детьми девиантного поведения 

2.1. Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением 

           Итак, я определила, что такое девиантное поведение, и каким образом оно проявляется у человека в подростковый период развития. Я выяснила, что для эффективной социализации и социальной адаптации личности требуется целенаправленная деятельность не только ближайшего окружения подростков (семьи и школы), но так, же и специалистов по социальной работе и социальных педагогов, а в некоторых случаях и психологов.  Необходимость вмешательства специалистов определена характеристикой категорий детей и подростков:

    • С поведенческими и эмоциональными расстройствами;
    • С аддитивным поведением;
    • С агрессивным поведением;
    • С делинквентным поведением;
    • С социализированным и не социализированным расстройством поведения.

Информация о работе Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением