Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Цель реферата – анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения
1.2. Виды и формы девиантного поведения
Глава 2. Социальная работа с детьми девиантного поведения
2. 1.Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
2.2. Работа с детьми девиантного поведения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дети девиантного поведения как объект социальной работы.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     Описанные отклонения в поведении, требуют медицинского вмешательства, т.е. вмешательства таких специалистов, как психотерапевты, психоаналитики, неврологи, наркологи и т.п. А так же, подобное поведение, если имеет под собой криминогенную основу, требует присоединения к работе местных органов милиции.

     Однако, несмотря на то, что выбранная для  исследования категория подростков с девиантным поведением, не основывается на столь глубоких, патологических изменениях личности, она тоже требует  тщательной диагностики и эффективной  работы с множеством тонкостей.

           В общем смысле под социальной  работой с подростками понимается  профессиональная деятельность  по оказанию помощи, как отдельной  личности, так и группе людей  в целях улучшения или восстановления  их способности к социальному  функционированию. Такую работу можно разделить на три большие группы: профилактика, коррекция и реабилитация.

     Суть  профилактической деятельности заключается  в создании для ребенка и подростка  условий и возможностей, с одной  стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.

     Необходимо  отметить, что организация работы с подростками с девиантным поведением - это задача межведомственная, включающая в себя следующие признаки девиантного поведения:

    • социальная апатия;
    • аутизм;
    • агрессивность;
    • раздражительность;
    • отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
    • чрезмерная эмоциональность и раздражительность;
    • конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению.

     Коррекция девиантного поведения представляет социально-педагогический и психологический  комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных  операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

     Классифицировать  методы коррекционной работы с подростками с девиантным поведением можно на две группы: педагогические методы и психотерапевтические методы. Соответственно, каждая из этих групп методов подразделяется на подгруппы. Рассмотрим подробнее педагогические методы.

     1. Методы общественного влияния:

    • коррекция активно-волевых дефектов;
    • коррекция страхов;
    • метод игнорирования;
    • метод культуры здорового смеха;
    • коррекция навязчивых мыслей и действий;
    • коррекция бродяжничества;
    • самокоррекция.

       2. Специальные или частные педагогические методы:

    • коррекция недостатков поведения детей;
    • коррекция нервного характера.

          3. Метод коррекции через труд.

     4. Метод коррекции путем рациональной  организации детского коллектива.

     К психотерапевтическим методам относятся:

    • внушение и самовнушение;
    • гипноз;
    • метод убеждения;
    • психоанализ.

     Успех коррекционной работы обеспечивается путем мобилизации усилий. Поэтому  не последнюю роль ней играют волевые  личностные качества человека. Они  позволяют личности активизировать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, но так, же и при кризисах, конфликтах и т.п. Благодаря усилию воли коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

     Самокоррекция включает в себя:

    • принятие индивидом цели,
    • учет условий деятельности,
    • ее программирование,
    • оценку результатов,
    • коррекцию.

     В контексте коррекционной работы с детьми с девиантным поведением было бы так же уместно сказать  о функциях такого важного процесса как перевоспитание, которое состоит из следующих элементов:

     Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка  о его добрых делах.

     Компенсаторная  — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

     Стимулирующая - активизация положительной социально  полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

     Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

     Регулирующая  — это способ воздействия социальной группы на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

     По  своим проявлениям регуляция  развивается от уровня взаимных влияний  участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

     При организации коррекционной работы с детьми и подростками с девиантным поведением не стоит забывать о сложностях, с которыми сталкивается сама личность в процессе переходного периода  и в процессе непосредственной работы. В работе с подростками следует придерживаться следующих принципов:

    • единство диагностики и коррекции;
    • нормативность развития;
    • системность развития психической деятельности;
    • деятельностный принцип коррекции;
    • нравственно-гуманистическая направленность социально-психологической помощи;
    • понимание и сочувствие;
    • прагматизм социально-психологического воздействия;
    • приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
    • своевременность помощи и поддержки;
    • творческое сочетание специализации и комплексности в работе;
    • профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов, социальных работников и т.д.

     Что же касается реабилитации, то сама по себе она представляет довольно многогранное явление. В случае реабилитации подростка с девиантным поведением, она затрагивает все сферы его жизнедеятельности и позволяет восстановить или же приобрести утерянные функции, необходимые для нормальной жизни в обществе.

     Реабилитация  может рассматриваться как система  мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

     Реабилитация  может рассматриваться и как  результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции. В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация.

     Следовательно, реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение  ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

     Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

     Медицинская реабилитация направлена на полное или  частичное восстановление или компенсацию  той или иной утраченной функции  организма ребенка или на возможное  замедление прогрессирующего заболевания.

     Психологическая реабилитация направлена на психическую  сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

     Профессиональная  реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным  для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

     Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

     Социальная  реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

     Под социально-экономической реабилитацией  понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

     Социально-педагогическая реабилитация – это система мер  воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

     Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными  центрами.

     Задачами  таких учреждений являются:

    1. профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
    2. медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
    3. формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
    4. выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
    5. психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
    6. содействие в возвращении в семью;
    7. обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
    8. забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

     Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

     Таким образом, суть технологии социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением, заключается в профилактической, коррекционной и реабилитационной деятельности, которая носит межведомственный характер и основывается в основном на предотвращении и раннем выявлении склонности к асоциальному поведению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Работа с детьми девиантного поведения 

     Каждому учителю, социальному работнику, а социальному педагогу чаще всего в своей практике, так или иначе, приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.

     Развитие  гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе. Хотя известный психотерапевт М.И.Буянов отметил, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции, но оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных - более зрелыми, невыдержанных - более уравновешенными, глупых - более умными.

Информация о работе Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением