Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:08, реферат
Цель реферата – анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения
1.2. Виды и формы девиантного поведения
Глава 2. Социальная работа с детьми девиантного поведения
2. 1.Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
2.2. Работа с детьми девиантного поведения
Заключение
Список использованной литературы
Реферат по дисциплине социальная реабилитация
на тему: “Технология
социальной работы с
детьми и подростками
с девиантным поведением”.
Содержание
Введение
Глава
1. Теоретические подходы к
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения
1.2. Виды
и формы девиантного поведения
Глава 2. Социальная работа с детьми девиантного поведения
2. 1.Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
2.2. Работа
с детьми девиантного поведения
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Социально-экономические
Под сомнение поставлены идейные и нравственные ориентиры предшествующей эпохи. Рост социальной напряжённости и углубление экономического кризиса затронули коренные основы жизни всего населения, в том числе детей и подростков.
Одной
из наиболее сложных и
Поэтому, тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возрос уровень преступности среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей, в том числе и у детей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Профессиональный интерес психологов, социологов, социальных работников к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.
Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике отклоняющего поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.
Также надо отметить, что резко уменьшилось количество людей, работающих с детьми. Сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных учреждений, летних лагерей, практически отсутствует база внеурочной работы.
Из-за напряжённости в экономической сфере родители меньше внимания уделяют своим детям. Увеличивается число неполных семей. В итоге многие дети и подростки оказались по существу в социальном вакууме, где они никому не нужны. Снижается роль родителей в воспитании.
В настоящее время в России актуализировалась проблема девиантного поведения подростков. Это распространенный феномен, сопровождающий личность в процессе, как социализации, так и в зрелости. Этот феномен возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после восемнадцати лет. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение девиантного поведения в контексте вторичной профилактики, то есть профилактики девиантного поведения подростков групп риска. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся изменениями традиционных отношений к воспитанию несовершеннолетних, противоречия между личными стремлениями подростка и сужение их границ институтами социализации, противоречия между духовными и материальными потребностями подростков и реальными возможностями их удовлетворения. Все эти факторы и создают условия для развития поведенческой девиации подростков и позволяют внести их специалистами в группы риска.
На данный момент намного проще осуществлять профилактику девиантного поведения, но бывают, случи, когда подросток проигнорировал информацию о рисках подверженности девиантному поведению, или, же родители не сумели в полной мере привить ребенку ценностные ориентиры, а педагог не сумел вовремя распознать признаки формирующегося девиантного поведения. В этом случае в процесс профилактики и коррекции поведения несовершеннолетнего необходимо вступить социальной службе. При работе с подростками с девиантным поведением или же находящимися в группе риска, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой личности, по тому, как неверно истолкованное действие специалиста подросток может принять за акт агрессии, попытки его изменить, что незамедлительно приведет к обратному эффекту - агрессии, отрицанию, замкнутости, абстиненции.
Цель реферата – анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3.
Обобщить опыт работы по
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного
поведения
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь-то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Кон И.С. выделяет две большие категории, на которые подразделяется девиантное поведение. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.
Отклоняющееся поведение выражает конфликт в разных его формах между индивидом и обществом. При этом далеко не всегда истинным может быть признано то, что утверждается обществом: все зависит от того, с позиции какой системы норм производится оценка.
Отклоняющееся поведение различается по многим критериям:
– в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, политика, этикет и т. п.);
– по целевой и мотивационной направленности (корыстные альтруистические, прогрессивно-конструктивные, агрессивные, эгоистические);
– по субъектам действия (индивиды, социальные группы, организации, сообщества).
Существует достаточно много форм и видов девиантного поведения, но как, ни различны эти формы и виды, они взаимосвязаны.
Отклоняющееся поведение может носить положительный и отрицательный характер. Положительные формы, как правило, связаны с творческой, новаторской деятельностью, которая неразрывно сочетается с преодолением и нарушением существующих стандартов (например, развитие предпринимательской деятельности в условиях господства централизованного производства и распределения; политические формы деятельности, основанные на признанных в цивилизованных странах нормах права и морали, но не имеющих фактической реализации в данном обществе, и т. п.).
К отрицательным формам принято относить: пьянство, употребление наркотиков, агрессивность, противоправное поведение. Они образуют единый блок, так что вовлечение в один вид девиантного поведения повышает вероятность вовлечения и в другой.
Существует несколько подходов, объясняющих природу такого явления, как девиантное поведение.
Биологический подход.
Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.
Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт.
Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям.
Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен.
И наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.
Хотя подобные биологические теории были популярны в начале XX в., но постепенно другие концепции вытеснили их.
Социологический подход.
Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность».
По сути, аномия, — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.
Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.
Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.
Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Под аномией он понимал ситуацию, когда конкретное лицо проявляет недостаточное уважение к основным социальным нормам данной социальной системы или стремится усмотреть в этих нормах определенную утрату их обязательности для него самого. Следовательно, аномия не означает отсутствие норм, а лишь констатирует, что тот или иной субъект относится к социальным нормам негативно или равнодушно.
Информация о работе Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением