Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа
Управление социальным, экономическим, политическим и духовным развитием — одна из важнейших форм социального управления, модификации и модернизации социальных отношений. В основе создания сбалансированного общественного организма, конечно, лежит экономико-хозяйственная жизнь. Поэтому рассмотрение вопросов социального управления начнем с проблем управления в экономико-хозяйственной сфере. При этом часть вопросов методов современного управления в условиях рыночных отношений отнесем к социальному и экономическому менеджменту.
Управленческие функции на экономико-хозяйственном уровне сос
СОДЕРЖАНИЕ
І ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………… 3
ІІ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ……………………………………………………
7
2.1. Кадры и стиль управления……………………………………. 7
2.2. Социальное проектирование в системах управления……... 12
2.3. Специфика управления социальными процессами……….. 19
ІІІ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………….
23
3.1. Прогнозирование социальных процессов…………………… 23
3.2. Стратегии проектной деятельности………………………….. 26
3.3. Принципы протекания социальных процессов…………….. 31
IV ВЫВОДЫ……………………………………………………….. 36
V ЛИТЕРАТУРА………………………………………………...... 38
Стратегический сценарий.
Под стратегическим сценарием предполагается описание возможного хода событий в коммуникативном контексте. Он включает в себя следующие параметры:
1.
Целевые характеристики
2.
Ресурсные характеристики
3.
Технологические
4.
Функционально-ролевая
Здесь определяются ответы на вопросы следующего рода: а) кто участвует в процессе взаимодействия; б) кто и кого представляет в деловом взаимодействии; в) какие роли играют участники общения в реальных процессах; г) какие роли участники делового взаимодействия могут играть в кооперативном и конфронтационном контекстах?
Сценарий — это форма прогнозирования, предвидения, аналитического подсчета вариантов, учета альтернатив, вероятного хода развития событий. Он может формулироваться как прогноз, аналитический проект, гипотеза, предположение.
Обычно
выделяют оптимистические и
3.3. Принципы протекания социальных процессов
Формирование цели является важной стратегической характеристикой делового взаимодействия. Во многом от того, как найти и поставить цель, выделить главные и второстепенные цели, подобрать средства их реализации, зависит весь исход делового взаимодействия.
В принципе возможны две исходные позиции. Первая — это та, в который вы находитесь и с которой, учитывая свои возможности, можно попытаться заглянуть в будущее, делая своего рода прогноз-пожелание. Исходя из наличной базы мы задаемся вопросом, какой результат при имеющихся средствах можно получить за определенное (или отведенное для этого) время. На схеме рис. 1 дана линейная зависимость между результатом (А) и временем (В).
В этой схеме угол определяет имеющиеся возможности. В самом общем виде в процессе делового взаимодействия по поводу достижения поставленной цели можно ориентироваться на шесть простых шагов при постановке цели:
Шаг 1. Начните разговор с партнером и назовите причину (повод) обсуждения.
В - ВРЕМЯ
Рис.1
Шаг 2. Сформулируйте цель, поясните исходное положение и обоснуйте необходимость изменений.
Шаг 3. Убедитесь, что цель понята, и дайте возможность задать вопросы. Спросите о возможных возражениях. Разъясните позицию.
Шаг 4. Найдите соглашение по способам реализации цели, срокам, условиям.
Шаг 5. Зафиксируйте результаты обсуждения, договоритесь об условиях соглашения.
Шаг 6. Зафиксируйте основание сотрудничества, выразите партнеру доверие.
В
этой общей канве делового взаимодействия
требуется ряд уточнений. Они
связаны с принципами реализации
целей.
Принципы реализации цели
Принцип 1. «К успешному результату ведут только ясные цели». Характеристика ясности цели предполагает следующие компоненты. Во-первых, это осмысленность цели, ясное понимание ответов на такие вопросы, как: «Какой ситуации нужно добиться?», «Почему данная ситуация является приоритетной?», «Что необходимо «сделать для ее реализации?» и «Что произойдет, если данная ситуация не будет достигнута?»
Во-вторых, ясность цели— это отчетливая ее формулировка, понятная партнерам по команде и возможным оппонентам и противникам. В этой характеристике категоричность и однозначность вьражения, стремление избежать образных выражений и разговорных штампов, намеков и двусмысленностей — простые способы прояснения целей.
Принцип 2. «Цели должны концентрироваться на самом главном».
Для понимания этого в.. теории и практике коммуникативного менеджмента вводится пояснение с помощью «луковицы целей». «Луковица щелей» состоит из множества слоев; снятие, открытие каждого внешнего слоя открывает слой внутренний, более важный и более ценный. Основной целью является достижение центрального, внутреннего слоя. Рассмотрим схему на рис. 2:
По данной схеме движение идет от слоя 4 к слою 1. «Снимая» слой за слоем в этой «луковице целей», необходимо:
а) концентрировать внимание на главном;
б)
понимать, что цель имеет свои обязательные
условия и средства реализации.
Рис.2
Принцип 3. «Необходимо обсуждение целей».
Для достижения поставленной цели требуется, чтобы партнеры не воспринимали ее как скрытый тактический ход. Внезапные ходы и декларирование той или иной цели даже при рациональном способе ее обоснования порождает чувство недоверия. По своей сути принятие целей — это введение ориентиров для сотрудничества и кооперации. А последние обстоятельства обязательно предполагают обсуждение целей Такой подход помогает избавиться от неправильно выбранных ориентиров, устраняет «узкие места», создает хорошие условия для согласованных действий по их реализации.
Принцип 4. «Цели необходимо конкретизировать в мероприятиях».
Стратегия постановки цели и тактика ее реализации должны быть взаимоувязаны. Такой увязкой служит продуманная технология воплощения цели. Элементами этой технологии должны предстать конкретные мероприятия, поэтапно реализующие каждый аспект выбранной цели. Данная технология предусматривает координацию и субординацию средств достижения каждого этапа. Вся эта схема раскладывается во времени, и тогда технологическая цепочка становится моделью деятельности по достижении цели.
Принцип 5. «Целеполагание должно содержать в себе постоянное улучшение состояния».
Данный принцип напрямую связан с предыдущим. Но в его основе лежит то, что каждый последующий этап в реализации цели, в продвижении в глубь «луковицы цели» должен знаменовать улучшение состояния, большую эффективность, расширение поля сотрудничества, более прочные соглашения и т. п.
Принцип 6. «Приближение цели должно соответствовать большей мобилизации средств и усилий».
Указанный
принцип чаще всего используется
при реализации долгосрочных целей.
По мере достижения тех или иных этапов
требуется мобилизация и концентрация
усилий. Наиболее значимым аспектам цели
должны соответствовать более весомые
и сильные аргументы. Выход на внутренний
слой «луковицы целей» предполагает то,
что в этот момент ис-пользуются наиболее
сильные резоны. Учет данного принципа
не должен позволить расслабиться, успокоиться.
Деловое общение предполагает, что на
каждом этапе нужно контролировать успешность
достижения тех или иных результатов;
и вводить необходимые поправки, корректировать
цели и средства их реализации.
ВЫВОДЫ
Социальные технологии должны рассматриваться с разных сторон. С одной стороны, как средство практического и даже прагматического достижения поставленных целей, как системное и направленное целеполагание, основанное на социологическом анализе материала, упорядочиваемого императивами технологичности. Здесь выявляется незавершенность феномена многофакторности социологического упорядочивания, оптимизации и организации; процесс и объект не только трансформируются в нужном направлении, но и являют исследователю новые грани, свойства, качества и отношения. А это означает реальный процесс приращения социального и социологического знания. Однако и этим процесс приращения знания не исчерпывается. Он продолжается при применении результатов социального моделирования, анализа эффективности, учета разных форм обратной связи, внесения коррективов и поправок. Дальнейший процесс, связанный с генерализацией моделей, выражением их в языке математики, информатики, логики, дает новый уровень приращения знания, характеризуя исходную социальную и социологическую информацию об объекте под углом зрения. Достигнутая экспликация характерологических черт объекта «запускает» новый виток. И так виток за витком происходит наслоение новой информации.
С другой стороны, социальные технологии — это деятельность людей, реализация их социальной энергии, интеллекта, выражения способностей, умений и даже желания делать что-либо определенным образом. Эти социальные действия осуществляются в конкретных социальных условиях, реализация — через специфические социальные институты и социальные организации. Здесь социальные технологии выступают как разновидность социального менеджмента, форма выражения социального управления.
С третьей стороны, социальные технологии — вид операционального социального самопознания. Этакая операционально-прагматическая социальная рефлексия. Она выражается в осмыслении тех технологических законов, которые позволяют обществу найти внутреннее социальное измерение оптимальности метаморфоз. Можно сказать, что социальные технологии — это социальный институт инноваций и социального творчества, организации и самоорганизации, диагностики, тактики и стратегии развития.
Очень весомым является мировоззренческий, социокультурный эффект социальных технологий. Это прежде всего искусство и мастерство социальных преобразований. Говоря об искусстве и мастерстве, мы прежде всего имеем в виду такой способ базирования социальной теории на основе социальной практики, который помогает избежать пресловутого метода «проб и ошибок» в моделировании социальных процессов. Они должны быть изначально наполнены той степенью рационализации и оптимизации, которые не рассматривают человека лишь как средство, как технологическую функцию, как «винтик» в механизме социального конвейера.
Наконец,
социальные технологии — это просто
необходимое продолжение
С учетом всего вышесказанного социальные технологии становятся подлинно социальными, потому что, что они моделируют не отдельные социальные процессы, а социальную жизнь в целом.
Скажем так, они становятся реальной альтернативой всякой иной форме общественных изменений: социальной эволюции и социальной революции, социальным реформам и социальным трансформациям, ибо все эти указанные процессы вольно или невольно подчиняются воздействию того или иного идеологического фетиша. В отличие от этого социальные технологии — форма социального саморазвития.
Социальная технология является продуктом человеческой деятельности. Но одновременно социальная технология служит и ее предпосылкой, поскольку выступает формой, способом и условием организации деятельности и взаимодействия. При этом с необходимостью должно учитываться то каким образом может быть организована человеческая деятельность, на каких уровнях ее организации и самоорганизации возможен максимальный эффект, каковы характерологические особенности общественно-коллективного, группового и индивидуально-личностного феномена организации и самоорганизации, каково сочетание объективных и субъективно-личностных начал действия и взаимодействия. Все это неразрывно связано с понятием деятельности вообще с характеристиками деятельности как оптимального способа достижения цели.
В
основе социальной технологии — проверенное
достоверное социологическое знание.
В этом виде оно должно представлять собою
конечный и относительно завершенный
продукт социологического исследования.
Эта конечность и относительная завершенность
выражается в том, что, объект социологического
исследования на данном этапе может быть
описан с достаточной полнотой, определяемой
исследования_ ми, конечным числом понятий
и терминов. Подобный результат, хотя сам
по себе еще не служит достаточным основанием
для технологического представления процедур
и операций, но является хорошим и добротным
для этого, в свою очередь социологическая
репрезентация объекта задается его социальным
и общефилософским смыслом, в котором
задается и сущностная характеристика
и социально значимая ценностная и целевая
перспектива, а равно и ценностный и
целевой масштаб его изменений. Таким
образом, социальные технологии всегда
детерминированы общественными проблемами
и направлены на их решение.
Информация о работе Технологии управления социальными процессами