Технологии управления социальными процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Управление социальным, экономическим, политическим и духовным развитием — одна из важнейших форм социального управления, модификации и модернизации социальных отношений. В основе создания сбалансированного общественного организма, конечно, лежит экономико-хозяйственная жизнь. Поэтому рассмотрение вопросов социального управления начнем с проблем управления в экономико-хозяйственной сфере. При этом часть вопросов методов современного управления в условиях рыночных отношений отнесем к социальному и экономическому менеджменту.
Управленческие функции на экономико-хозяйственном уровне сос

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
І ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………… 3
ІІ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ……………………………………………………
7
2.1. Кадры и стиль управления……………………………………. 7
2.2. Социальное проектирование в системах управления……... 12
2.3. Специфика управления социальными процессами……….. 19
ІІІ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………….
23
3.1. Прогнозирование социальных процессов…………………… 23
3.2. Стратегии проектной деятельности………………………….. 26
3.3. Принципы протекания социальных процессов…………….. 31
IV ВЫВОДЫ……………………………………………………….. 36
V ЛИТЕРАТУРА………………………………………………...... 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

    Все это остро ставит вопрос о необходимости  научного решения проблемы управленческого  труда. С точки зрения социологии на первый план выдвигается исследование и совершенствование стиля работы управленческих кадров, поиск новых и более эффективных форм и методов планомерного воздействия на общественную жизнь.

    Совершенствование стиля — это коренной вопрос управления, качественного улучшения взаимосвязей теории и практики, надежного обеспечения единства слова и дела.

    Каковы  наиболее уязвимые точки совершенствования  стиля управления?

    Во-первых, это проблема информации. На практике она нередко сводится к увеличению потока бумаг, которые прикрывают несовершенство управления, неумение управлять. Ежегодно у нас в обороте находится 100 млрд. документов, и на их заполнение затрачивается около 600 млн. человеко-часов. Например, металлургический комбинат с численностью работающих 25—30 тыс. человек получал в год 130— 140 тыс. документов.

    К сожалению, не так уж редки случаи, когда необходимая информация собирается предвзято, без учета всех характеристик  как говорящих за принятие решения, так и предостерегающих от поспешных  умозаключений. Психологически можно  понять людей, которые, добиваясь именно такого, а не: иного решения, стараются подобрать информацию, подтверждающую именно их точку зрения, и нередко игнорируют все, что противоречит ей. Но если это в какой-то степени объяснимо для поведения в повседневной жизни, то на официальном уровне такой подход нельзя расценивать иначе, как тенденциозный, ибо он ведет к негативным последствиям в практике управления. Поэтому одно из первейших требований к совершенствованию стиля — это стремление к получению полной, всесторонней, самой представительной информации, позволяющей сделать более обоснованные рекомендации.

    Это требование выдвигает перед руководителями необходимость реально опираться  на науку, ее выводы и результаты. Ситуация же пока далека от идеальной Практически  очень часто в жизни независимо друг от друга сосуществуют два направления, которые реализуются группами ученых и практиков. Первые что-то пишут, исследуют, предлагают, вторые прекрасно обходятся без их научных выкладок. В этом случае стиль управления теряет ориентиры, его поражают прагматизм, верхоглядство, возникают суета и ошибки.

    Во-вторых, стиль управленческой работы во многом зависит от умения осуществить всесторонний, системный подход. Ушли в прошлое времена, когда по объективным и субъективным причинам первенствовал административный волюнтаризм. В современных условиях управление столкнулось с другой бедой, с иными пороками: отсутствием профессионализма, дилетантством, верхоглядством и поспешностью в принятии решений.

    В-третьих, улучшение стиля управления предполагает постоянный учет интересов работников и их согласование с интересами производства и общества. Рабочая сила сегодня выступает уже не просто как ресурс, а прежде всего как субъект производства. Поэтому нужно не на словах, а на деле отказаться от того, что развитие и функционирование производства рассматриваются только с точки зрения наличия материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При такой постановке вопроса рабочая сила по своим функциям практически уравнивается с другими ресурсами, и становится сложным определить особенности этого элемента производства. К трудовым ресурсам нельзя подходить с такими же мерками, как и к материальным и финансовым резервам. При недостаточно продуманном и эффективном решении можно в конечном счете списать и материальные, и финансовые потери. Поступить так с людьми — значит сознательно вызвать тяжелые социальные последствия.

    Одна  из важнейших проблем совершенствования  стиля управления — это умение видеть перспективу, не теряться в сиюминутных  заботах, не упускать ориентиров. Однако нередко все силы уходят на то, чтобы провести одно мероприятие, затем другое, третье, и где-то волей-неволей исчезает из виду главное, во имя чего затрачиваются энергия, время. Работа на перспективу предполагает возможные потери в пути, но она окупается тем, что воплощается в жизнь центральная, ведущая идея.

    Особенно  высока ответственность руководителя, который призван задавать тон, служить  примером для окружающих. От его  решений и действий во многом зависит  нравственная атмосфера в коллективе. Поэтому неумение критически оценивать свои поступки, начальническая амбиция, неуважение к людям не могут быть оправданы ни в каких ситуациях.

    Среди ключевых проблем находится проблема показателей. Много — это не значит хорошо, скорее здесь проявляются дезорганизация и дезориентация управления, всех его звеньев сверху донизу. В период перестройки были пред приняты некоторые шаги. Если в 1986 г. было 46 тыс. централизованно планируемых показателей, то в 1987 г. их стало в 2 раза меньше — 22 тыс. В 1988 г. их число уменьшилось до 3,5 тыс. Но их полное отсутствие в период перехода к рынку вряд ли оправдано.

    Анализ  практики управления показывает, что  оно эффективно в том случае, если применяется несколько групп  показателей. Первая группа в известной мере опирается на опыт, накопленный при планировании экономического и социального развития. Эти показатели выражаются с помощью количественных характеристик и могут быть спроектированы на несколько лет вперед. Это касается главным образом; показателей развития материальной базы, подготовки кадров и т. д. Вторая группа характеризует только качественные характеристики, связанные с тем, что для многих процессов крайне трудно указать точные параметры будущих изменений. Третья группа показателей может быть использована после окончания планового периода для того, чтобы оценить результативность принятых мер.

    Видное  место в совершенствовании стиля  занимает координация. В настоящее  время в стране функционирует  большое количество организаций, занимающихся управлением в той или иной сфере. Но к сожалению, приходится констатировать, что действие этих организаций слабокоррелирует друг с другом. Это проявляется, с одной стороны, в дублировании деятельности, а с другой — в необеспеченности отдельных участков работы.

    На  эффективность управления, рациональное использование всех его возможностей влияет разобщенность многих его институтов. В результате нередко складывается парадоксальная ситуация: вместо того чтобы усилия организаций дополняли друг друга, они «гасят» их, усугубляя тем самым неблагополучие в различных сферах общественной жизни.

    Совершенствование стиля управления предполагает также  создание максимума условий для  эффективного труда управленцев. Долгое время этому аспекту уделялось  недостаточно внимания. Не случайно материально-техническая база управления отстает от потребностей времени. При ее создании плохо используется нормативный метод, посредством которого можно определить, насколько существующие условия обеспечивают управленческие функции.

    Жизнь свидетельствует, что оптимальный стиль управления — это обязательная опора на научную базу, учет реальностей во всех сферах общественной жизни и тех особенностей, которые обусловлены спецификой современного этапа развития общества. 

    2.2.Социальное  проектирование в  системах управления

    Прежде  чем перейти к рассмотрению прогнозного  социального проектирования как  социальной технологии, отметим, что  социальное управление осуществляется, как правило, применительно к  социальным объектам двух типов —  территориально-производственным и территориально-поселенческим комплексам и включает в себя ряд структурных этапов, ни один из которых не может быть исключен из числа составляющих управленческого цикла без деформации последнего и снижения эффективности. К числу таких этапов, или стадий, социально-управленческого цикла могут быть отнесены как минимум следующие:

    1. Поисково-прогнозная деятельность, связанная с созданием научно обоснованного (т. е. учитывающего реальные жизненные процессы) представления о наметившихся тенденциях развития объекта управления, о будущем его состоянии, которое скорее всего наступит при условии отсутствии управленческих решений, способных видоизменить или откорректировать неблагоприятные тенденции. Эта деятельность включает в себя выявление перспективных социальных, экономических, экологических проблем, равно как и назревающих комплексных (многоаспектных) проблемных состояний (ситуаций), включая диагностику управляемости обнаруженных тенденций.

    2. Нормативно-прогнозная деятельность, связанная с формированием перспективных социальных целей общественного развития и основанная на учете взаимосвязи объективных социальных законов и сознательной деятельности людей. Эта деятельность включает в себя разработку «дерева целей», представляющего собой подробную иерархию соподчиненных ', и взаимосвязанных целей. Эти элементы управленческого цикла могут быть названы его дискриптивно-диагностическим этапом.

    3. Прогнозная социально-проектная деятельность, связанная с выявлением альтернативных (вариантных) образцов управленческих решений перспективных социально значимых проблем и с оценкой имеющихся резервов (жизненных и социальных ресурсов), необходимых для преодоления назревающих проблемных ситуаций, с ориентацией на достижение ' целей социального развития, определенных нормативным прогнозом.

    Социально-проектная  деятельность, опирающаяся на прогнозные разработки, результаты конкретных эмпирических исследований, социальные эксперименты, —необходимое звено управленческого  цикла, предписывающее долгосрочным социальным программам и социальным планам определенное «поле выбора» ресурсно-обоснованных образцов управленческих мероприятий на перспективу. Именно поэтому этот элемент управленческого цикла может быть назван прескриптивным (предписывающим) этапом.

    4. Программно-планировочная деятельность, где программа представляет собой комплекс социально-экономических, политических, экологических, культурных, научно-исследовательских и прочих мероприятий, направленных на достижение конкретной цели общественного развития в долгосрочной перспективе. Составленные на основе программы планы социального развития управляемых объектов предусматривают конкретную реализацию частей комплексной программы.

    Обоснованность  этого этапа, его научность и  реалистичность зависят прежде всего  от того, в какой мере он опирается на прогнозную социально-проектную модель совершенствования и развития социальной реальности, конкретизированную в ресурсно-обоснованных и сообразуемых с нормативным прогнозом образцах решений перспективных социальных проблем. При отсутствии такой опоры социальные программы и планы оказываются беспочвенными в научном отношении.

    5. Внедренческо - исполнительская деятельность, включающая в себя создание организационных структур, позволяющих мобилизовать материально-техническую базу, ресурсы, финансовые средства, кадры, информационные массивы и пр. на внедрение в практику запланированных управленческих мероприятий и само выполнение решений в надлежащие сроки и с надлежащим их организационным, экономическим, экологическим, социально-психологическим и правовым обеспечением. Четвертый и пятый элементы управленческого цикла могут быть названы реализационно - исполнительскими.

    6. Контрольно-коррекционная деятельность, включающая в себя обобщение и анализ результатов выполнения управленческого решения, учет его «полезного коэффициента», а также корректирующие действия с целью обеспечения соответствия между реальным управленческим мероприятием и его проектным образцом, а также между конечным результатом и целью, предусмотренной ранее нормативным прогнозом.

    Вслед за цитируемым выше представляется целесообразным назвать этот элемент управленческого  цикла ретроспективным.

    Следует отметить, что возможности научного обеспечения социально-управленческой деятельности используются пока далеко не полностью. Такие недочеты в значительной степени связаны с неразработанностью технологии, обеспечивающей использование прогнозов и результатов эмпирических исследований при разработке народнохозяйственных планов. Причина неразработанности названной технологии кроется в фактическом отсутствии в трехзвенной (прогноз — проект — программа) системе управленческого цикла важнейшего среднего, социально-проектного звена, в котором кроется значительный резерв повышения научной обоснованности, а значит, и эффективности управления социальными процессами.

    Отсутствие  этого звена лишает необходимых  научных оснований перспективные  программы и планы социально-экономического развития, поскольку только на этапе  создания социальных проектов, ориентированных, с одной стороны, на учет жизненных реалий социально-воспроизводственного процесса, а с другой — на цели, обозначенные в нормативном прогнозе и требующие обоснованной формулировки стратегии их достижений, оценки имеющихся для этого ресурсов, а также и социальных и экономических последствий от намечаемых нововведений, представляется возможной комплексная междисциплинарная предплановая проработка специалистами разного профиля взаимосвязанных проблем и образцов их решений на перспективу.

    Долгосрочные  социальные программы социально-экономического развития, намечающие любые управленческие мероприятия, с необходимостью должны опираться на такие проблемно-целевые проектные разработки, выбирать из них те варианты решений перспективных социальных проблем, которые наилучшим образом обеспечены ресурсами, апробированы экспертами, проверены социальными экспериментами.

    Разработка  прогнозных проектов требует, как отмечалось выше, привлечения к этому виду социально-практической деятельности специалистов, имеющих теоретические  и эмпирические заделы в различных областях специализированного научного знания о человеке и обществе, о ключевых условиях, сферах и механизмах регуляции их жизнедеятельности. Они требуют также постоянной опоры на механизм социологического и экологического мониторинга, позволяющий перманентно «держать руку на пульсе» естественной динамики жизненных процессов.

Информация о работе Технологии управления социальными процессами