Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа
Управление социальным, экономическим, политическим и духовным развитием — одна из важнейших форм социального управления, модификации и модернизации социальных отношений. В основе создания сбалансированного общественного организма, конечно, лежит экономико-хозяйственная жизнь. Поэтому рассмотрение вопросов социального управления начнем с проблем управления в экономико-хозяйственной сфере. При этом часть вопросов методов современного управления в условиях рыночных отношений отнесем к социальному и экономическому менеджменту.
Управленческие функции на экономико-хозяйственном уровне сос
СОДЕРЖАНИЕ
І ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………… 3
ІІ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ……………………………………………………
7
2.1. Кадры и стиль управления……………………………………. 7
2.2. Социальное проектирование в системах управления……... 12
2.3. Специфика управления социальными процессами……….. 19
ІІІ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………….
23
3.1. Прогнозирование социальных процессов…………………… 23
3.2. Стратегии проектной деятельности………………………….. 26
3.3. Принципы протекания социальных процессов…………….. 31
IV ВЫВОДЫ……………………………………………………….. 36
V ЛИТЕРАТУРА………………………………………………...... 38
Последние два десятилетия ознаменованы интенсивными теоретическими разработками в областях технологий осуществления нововведений, конфликтологии, мотивации сотрудников, анализ социокультурных и национальных особенностей работников, корпоративной культуры, поиском ключевых факторов успеха и конкурентоспособности предприятия: теория «Z» В. Оучи, концепция «7С», общая стратегическая модель М. Портера, модели «Мак - Кинзи» и Бостонской консультативной группы, и др.
Отметим, что в практике реального управления в современной России имеют место все подходы к организации менеджмента. Менеджмент — это система философии и политики управления, имеющая свою систему ценностей и приоритетов, пропорции и направления экономического развития, свой инструментарий управления.
Так, в арсенале методов управления существуют четыре основные группы:
—
прямые, административные или организационно-
— экономические, или косвенные методы, как более мягкие, воздействуют на экономические интересы субъекта управления через систему экономических и финансовых инструментов, таких как цены, заработная плата, кредит, финансы, налоги и т. п.;
—
социально-психологические
— идеологические методы воздействуют на мировоззрение людей, на гражданские и патриотические чувства коллективов и каждого работника. Их диапазон широк: от политической пропаганды и агитации до контроля деятельности
администрации трудовым коллективом и привлечения трудящихся к управлению производством.
Выбор методов управления в каждом конкретном случае специфичен. Он зависит от множества обстоятельств, например, таких как внутренняя и внешняя среда организации, ее цели и задачи, характеристики персонала и руководства.
Менеджмент — совокупность социально-экономических методов, средств и форм управления фирмами в конкурентных рыночных условиях, направленных на обеспечение устойчивости организации и получение долгосрочной прибыли.
Развитие менеджмента привело к его современному пониманию не только как искусства, но и науки, использующей в том числе количественные методы и ориентирующей производственные системы на получение эффективного результата через людей.
В структуре современного менеджмента можно выделить теорию руководства (управления) и практические образцы эффективного управления, демонстрирующие сочетание искусства и практики в руководстве организациями в конкретных ситуациях.
Современный менеджмент основывается на междисциплинарном подходе. Он понимается как единство техники, политики и культуры управления (Н. Тичи, М. Девана).
Успешное, эффективное управление возможно при научном использовании объективных экономических и социально-психологических закономерностей правления на всех уровнях народного хозяйства. Изучение менеджмента — практическая задача не только высших управленцев, но и всех участников рыночных отношений.
Эволюция
менеджмента показала, что развитие
методологических подходов, принципов
и организационных структур управления
предприятиями идет от жестких, формальных,
централизованных — к более гибким, децентрализованным,
основанным на развитии демократии и усилении
непосредственного производителя в управлении
производством.
3.2. Стратегии проектной деятельности
Социальное проектирование как специфический вид творческой предметно-преобразовательной деятельности подчиняется принципам оптимизации, рационализации, целесообразности. Эти принципы во многом связаны с тем, что они выражают соотношение стратегии и тактики достижения определенной цели.
Понятие стратегии взято из военного лексикона. Там оно обозначает планирование и проведение в жизнь генеральной линии, связанной с основной целью (или с основными целями), с помощью использования и комбинирования всех доступных средств и методов (тактики). В общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долговременных мер и подходов.
Данное понятие вошло и в словарь делового управления и признается необходимой составляющей оптимизации деятельности. Рассмотрим основные аспекты стратегии как концепции оптимизации деятельности. Многие из них являются общими с деловым управлением. В целом к стратегическим принципам оптимизации деятельности относятся способы управления взаимодействием. В их числе выделяются пять моментов.
Первый — это умение моделировать ситуацию. В это понятие входит целостное представление о ситуации. Образно говоря, нужно уметь оглядеть сложившуюся ситуацию с выпоты «птичьего полета». Такой подход позволяет увидеть связи данной ситуации с другими, обозреть историческую переменную, формирование ситуации, проанализировать ее связь с другими ситуациями, прогнозировать ее развитие, учесть существенные и привходящие условия, факторы, способствующие улучшению или ухудшению сложившегося положения дел.
Второй
элемент стратегического
1)
готовности реагировать на
2)
интеллекта и творчества, позволяющих
на основе учета комбинаций
известных и неизвестных
Третий элемент — это способность разработать общую стратегию изменений. Определение и формулировка стратегии представляют поиск наиболее приемлемого варианта.
Четвертый элемент связан со способностью использовать в ходе изменений наиболее надежные методы, выбирать оптимальные пути и решения, опираться на корректные оценки и рационально предпочитать лучшие из возможных альтернатив.
Пятый
элемент — это способность
воплощать стратегию в
Можно выделить несколько видов стратегий как оптимальных способов достижения поставленных целей. Среди них деловая стратегия, функциональная стратегия, стратегия как тактика выбора тактик и стратегический сценарий. Рассмотрим их в данной последовательности.
Деловая стратегия.
Цель деловой стратегии состоит в том, чтобы добиться долговременных деловых преимуществ при достижении определенной цели, этапами которой являются сопоставления различных путей достижения этой цели, сравнение разных методов и методик реализации плана, выбор разных способов, доказательство большей эффективности одного из них, конфликт мнений, позиций, принципов.
Такая стратегия представляет собою обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и оптимального распределения и планирования всех компонентов процесса взаимодействия.
Процесс разработки такой стратегии включает в себя:
1.
Определение роли
2.
Квалификацию субъектов
3.
Конкретизацию целей в
4.
Всестороннее определение
5.
Формулирование основной и
6. Окончательное, обобщенное определение стратегии в соответствии со всеми вышеназванными пунктами.
Функциональные стратегии.
Стратегии этого сорта необходимы для распределения ре-сурсов по достижении основной цели между всеми субъектами взаимодействия. Такие стратегии можно назвать стратегиями координации средств.
Функциональные стратегии — внутренний ресурс увеличения степени эффективности и надежности собственной позиции. Используя их, можно путем перераспределения ресурсов на разных этапах усилить собственную позицию.
Стратегия как тактика выбора тактик.
Стратегию можно описать, как вид рациональной деятельности. Элементарными действиями такого вида деятельности будут принятие предложений или отказ от ранее принятых предложений. Тот или иной способ принятия предложений можно условно называть «логикой» стратегии. «Логика» стратегии определяется системой ранее принятых предложений. Тогда тактика представляет собою вид правил, методов и предписаний, принимаемых для расширения класса существующих описаний. Способ предписаний, выраженный в языке, называется «методом», а принятие любого предложения в языке этого метода называется «допущением».
В терминах данного языка метод состоит из разрешений, запрещений и предписаний подобного типа. Так, на каждом этапе коммуникативной деятельности А разрешается, если не оговорено противное, рассматривать новое действие В, в котором принимается каждое допущение А. И коль скоро в В не принято никаких других допущений, кроме тех, которые приняты в А, и принято допущение С, то разрешается принятие нового допущения типа «если А, то С».
Всякий класс предложений (допущений и описаний) условно можно назвать «ситуацией». Ситуация Т содержит в себе достаточное условие для реализации деятельности А. Если положение дел таково, как описывается ситуацией Т, то можно говорить о том, что существует определенная степень точности реконструкции (предвидения и достижения) ситуации.
Это описание можно сделать более точным путем присоединения к Т новых допущений об обстановке или новых параметров цели. Всякий набор правил для расширения класс. при описании сложных действий называется «характером».
Следовать «характеру» — значит выполнять хотя бы одно предписание, при этом не нарушая ни одного. Если «характер» выражен в языке, то он становится методом.
Метод всегда должен стремиться к полноте. Обычно встречаются в основном два вида неполноты методов:
1.
Наличие для некоторых
2.
Отсутствие предписаний для
а)
если в методе М поступок А при
условии Т не запрещен, то он разрешен
(«либеральный» режим
б) если в методе М поступок А при условии Т не разрешен, то он запрещен («деспотический» режим стратегии).
В результате получается новый пополненный метод. Причем первое правило используется, когда мы ищем средства для достижения цели, а второе — когда стремимся достичь цели уже известным способом, рискуя в противном случае не достичь цели вообще. Тактика выбора наиболее оптимальных тактик называется «стратегией». Стратегия, выбранная для некоторой цели, называется «неуклонной стратегией». Менять однажды выбранную стратегию можно лишь тогда, когда: а) цель достигнута; б) если возможна безысходная ситуация, т. е. ситуация, при которой цель не может быть достигнута средствами и методами данной стратегии.
Информация о работе Технологии управления социальными процессами