Технологии управления социальными процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Управление социальным, экономическим, политическим и духовным развитием — одна из важнейших форм социального управления, модификации и модернизации социальных отношений. В основе создания сбалансированного общественного организма, конечно, лежит экономико-хозяйственная жизнь. Поэтому рассмотрение вопросов социального управления начнем с проблем управления в экономико-хозяйственной сфере. При этом часть вопросов методов современного управления в условиях рыночных отношений отнесем к социальному и экономическому менеджменту.
Управленческие функции на экономико-хозяйственном уровне сос

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
І ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………… 3
ІІ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ……………………………………………………
7
2.1. Кадры и стиль управления……………………………………. 7
2.2. Социальное проектирование в системах управления……... 12
2.3. Специфика управления социальными процессами……….. 19
ІІІ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………….
23
3.1. Прогнозирование социальных процессов…………………… 23
3.2. Стратегии проектной деятельности………………………….. 26
3.3. Принципы протекания социальных процессов…………….. 31
IV ВЫВОДЫ……………………………………………………….. 36
V ЛИТЕРАТУРА………………………………………………...... 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

    Это значит, что овладение методологией и методами прогнозного социального  проектирования равносильно приобретению второй специальности и приобщению к определенному «языку» межотраслевой коммуникации.

    Иными словами, речь идет о новой форме  связи социологии с общественной практикой, об отработке эффективного механизма использования результатов  социально-прогнозных и конкретно-социологических  исследований в практике принятия управленческих (организационно-правовых, научно-технических, производственно- и распределительно-экономических, территориально-планировочных и пр.) решений по широкому спектру взаимосвязанных проблем, влияющих на ход и характер социально-воспроизводственных процессов. Речь идет также о предваряющем управленческие решения участии специалистов по прогнозному социальному проектированию в отборе и комплексном социологическом обосновании научно-технических, архитектурно-строительных, организационно-управленческих и прочих проектов реконструкций и нововведений, затрагивающих разные сферы человеческой деятельности и преобразующих среду жизнедеятельности людей, вносящих изменения в системы их ценностных ориентации и в их образ жизни, влекущих за собой перемены в социальной структуре и в социальной инфраструктуре общества в целом.

    Прогнозное  проектирование вариантных образцов решений социальных проблем опирается, как отмечалось выше, на теорию и практику проблемно-ориентированного социального прогнозирования, поскольку отправной точкой этого вида проектирования служит прогнозно-поисковая и прогнозно-нормативная проработка перспективной социальной проблемы или совокупности таких проблем (перспективных проблемных состояний). Вместе с тем прогнозное проектирование является важнейшим элементом самого прогнозного поиска и нормирования, и в этом плане представляет собой новый этап в развитии теории и практики социального прогнозирования.

    Иными словами, прогнозное социальное проектирование, во-первых, сопутствует всем этапам разработки поискового и нормативного прогноза, обеспечивая анализ и осмысление естественного и управляемого хода социальных событий, вычленение факторов, допускающих и, напротив, не допускающих корректирующих или инновационных управленческих воздействий. Во-вторых, оно составляет существенный и неотъемлемый элемент переходного этапа от поискового прогноза к нормативному и состоит: а) в анализе (количественном и качественном) выявленных поисковым прогнозом социально значимых проблем с точки зрения возможности принятия тех или иных управленческих решений; б) в анализе возможности корректировки социальных процессов, влияющих как на методы, так и на средства (ресурсы), избираемые для целедостижения в ходе решения выявленных проблем. В-третьих, оно завершает разработку нормативного прогноза выработкой вариантных образцов решений перспективных проблем и анализом возможных последствий (а в ряде случаев и расчетом социального и экологического эффекта) от тех или иных корректирующих и инновационных управленческих мероприятий.

    Отсюда  следует, что социальное проектирование как завершающий этап социального прогноза наряду с «технологической картой» процесса разработки проекта должно включать в себя следующее:

    1) вариантные образцы решений социально  значимых проблем;

    2) оценку имеющихся для этого  ресурсов;

    3) «взвешивание» последствий от  проведения в жизнь соответствующих  управленческих мероприятий;

    4) экспертно и экспериментально  апробированные рекомендации, касающиеся организационных (институциональных) форм внедрения предлагаемых образцов управленческих решений в социальную практику: материально-технического, финансового, правового, социально-культурного и социально-психологического обеспечения их поддержки и развития.

    Социальное  проектирование в его прогнозном (проблемно-ориентированном) варианте опирается на теоретический анализ принципов и механизмов становления социально приемлемых нормативных социокультурных образцов, учитывает условия, необходимые для их внедрения в социальную практику. Это значит, что выработка образцов решений перспективных проблем осуществляется с учетом: а) специфики класса наблюдаемых объектов, присущих данному классу объектов закономерностей развития и функционирования; б) специфики позиций по меньшей мере трех субъектов управленческого взаимодействия, вступающих в воображаемый контакт по поводу характера, истоков и путей преодоления проблемных социальных ситуаций, — должностные лица («управленцы»), граждане и исследователи-эксперты (ученые и специалисты-практики).

    Учет  того и другого обеспечивает, с одной стороны, сопоставимость показателей проблемности применительно к конкретным классам наблюдаемых объектов, с другой — разработку. 

    2.3.Специфика  управления социальными  процессами

    1. Управление — внутреннее свойство, функция любой сложно организованной системы (биологической, технической, социальной), обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности и реализацию программы (цели).

    Управление, как очевидно, имеет много аспектов. Выделим такой аспект, как социальное управление. Управление в этой сфере имеет особые объект и субъект: человека. Оно предполагает сознательное воздействие на различные общности людей для организации, координации, согласования, стимулирования (мотивации) и контроля их деятельности для оптимального решения социально-экономических задач в разных сферах; политической (государственное управление — «government administration» или «public administration»), правовой, социологической, психологической, экономической и организационно-технической («business management»).

    Менеджмент  как подсистема социально-экономического управления означает не управление вообще, а только управление хозяйственными системами. Управление и менеджмент соотносятся как общее и частное. То есть менеджмент — часть управления, а понятие менеджмента несколько уже понятия управления. При этом объективные общие законы управления являются основополагающими и в сфере менеджмента.

    В экономическом аспекте управление — условие функционирования любой  кооперации труда. Управление как особый вид деятельности людей возникло на определенном этапе развития производства в результате углубления разделения труда и его специализации. При натуральном хозяйстве и простом товарном производстве сам производитель планировал, координировал и организовывал свою деятельность. Управление, как таковое, было включено в сам процесс производительного труда, работником и управленцем был один человек.

    В настоящее время особый человек  — управляющий (мастер, менеджер) — обеспечивает согласованность, упорядоченность, скоординированность, целенаправленность совместной работы, он устанавливает урегулированность и порядок между индивидуальными работами в ходе движения всего производственного организма. Управление объективно становится необходимым условием осуществления производственного процесса, управленческий труд рассматривается как производительный, а расходы на управление производством — как производственные издержки. Управление производством — функция собственности, т. е. управляет всегда собственник или человек по его поручению: менеджер, работающий по найму и чаще всего не являющийся собственником ресурсов, которые он организует и объединяет для успешного осуществления производственной деятельности и достижения целей фирмы. Поэтому управление всегда имеет социально-экономическую окраску, адекватную господствующим в обществе отношениям присвоения. Индивидуальным формам присвоения соответствует индивидуальное управление, групповым (общества, партнерства) — коллегиальные. Демократизация отношений собственности (распределение акций предприятия среди его работников, совместное владение работниками своим предприятием, внутрифирменное предпринимательство и пр.) объективно сопровождается соответствующими процессами демократизации управления и привлечением работников к управлению предприятием в различных формах.

    2.  Управление экономическими и  хозяйственными системами осуществляется  на разных уровнях. Менеджмент  касается только микроуровня экономики — организации (предприятия, фирмы). Понятия «менеджмент народного хозяйства» или «менеджмент отрасли» не имеют смысла.

    3.  Менеджмент занимается не любыми  существующими организациями на  микроуровне, а только организациями как открытыми системами. Такие организации существуют во взаимосвязи и взаимозависимости от внешнего мира, «открыты» для его воздействия, зависят от внешних поставок ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных) и передают вовне свой продукт. Для сохранения стабильности, долгосрочного развития и реализации своих целей организации по принципу «экономического дарвинизма» должны адекватно и своевременно реагировать на изменения своей внешней среды как прямого, так и косвенного воздействия.

    Менеджмент — деятельность, направленная на поддержание устойчивости организации в постоянно изменяющейся внешней среде.

    4. Организации в сфере экономики  имеют специфические цели, связанные  в первую очередь с получением  чистого дохода.

    Основной  целью социально-экономического менеджмента  является поиск путей эффективного управления, направленного на поддержание  динамической устойчивости и конкурентоспособности предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли.

    Проще говоря, понятие менеджмента (в социально-экономическом смысле) неприменимо к некоммерческим организациям, для которых извлечение прибыли не является главной целью. Вместе с тем в последнее время понятие «менеджмент» стало использоваться в расширительной трактовке как характеристика успешного функционирования любой организации в условиях рынка, приводящего к достижению ее целей и задач.

    Профессиональная  деятельность менеджера только тогда может считаться эффективной, когда ее результат — стабильная долгосрочная прибыль. Поэтому кажется весьма проблематичным говорить о прибыльности деятельности государственного чиновника или работника общественной сферы, а соответственно о менеджменте в государственном учреждении или благотворительной организации.

    Базисными понятиями социально-экономического менеджмента являются следующие: рентабельность, производительность, ответственность перед обществом, в том числе социальная и экологическая, нововведения, положение на рынке,, материальные и финансовые ресурсы.

    Достижение  этих целей предполагает управление процессами, происходящими внутри организации, внимание к ее внутренней микросреде.

    5. Производственная организация в  современном представлении — это не просто организованная техническая совокупность работников, информации, сырья и оборудования для его переработки в продукт, но сложные социально-экономическая и социотехническая системы. Главными элементами в ней являются люди, работники, сотрудники. Менеджмент — практическая деятельность не по управлению предметами, а организация и управление эффективной работой людей.

    Известный теоретик менеджмента М. П. Фоллет отмечала, что менеджмент — это «искусство получать вещи через людей. Главная задача менеджера в связи с этим — научить людей работать вместе для решения поставленных задач.

    Другой  важный аспект нацеленности бизнес - организаций  на человека предполагает достижение целей фирмы путем изучения и  максимально полного и эффективного удовлетворения нужд и потребностей потребителя через производство и продажу товаров и услуг; он связан с разработкой теории и практики маркетинга как функции менеджмента. Во внутренней микросреде предприятия приоритеты - менеджера любого звена и уровня (низшего, среднего, высшего) предполагают нацеленность на мотивацию и повышение эффективности работы персонала, во внешней среде главный для менеджера — потребитель. Именно такие основополагающие подходы характерны для современного менеджмента, хотя исторически они сформировались далеко не сразу.

    Согласно  существовавшим ранее представлениям управление человеческими коллективами рассматривалось как искусство, как деятельность субъектов, наделенных особыми, исключительными талантами и способностями.

    ІІІ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВИДЕНИЯ  ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ

    3.1. Прогнозирование  социальных процессов. 

    Руководство предприятием осуществляется на основе предвидения, прогнозирования изменений внешней среды и осуществления соответствующих изменений (инноваций) внутри организации для адекватной подстройки к ним.

    Современный системный подход рассматривает  организацию как целостный социально-технический организм во всей сложности и многоаспектном его функционировании в быстро и непрерывно изменяющейся среде. Управление осуществляется на основе гибких экстренных решений и в гибких формах. Очевидно, что такое возможно только с использованием нежестких и дебюрократизированных методов управления и организационных структур. Поэтому адекватными требованиям производства становятся программно-целевой метод управления и программно-целевые (проектные и матричные) управленческие структуры. В них в отличие от жестких формально-бюрократических механистических способов построения организации используются преимущества адаптивных систем управления. В последних отсутствуют жесткая иерархия и регламентация работ, преобладают горизонтальные коммуникации и неформальные связи, управление частными задачами может осуществляться на любом уровне и в любом звене организации, что предполагает инициативу и творчество исполнителей и их непосредственную «включенность» в процесс достижения общей цели организации. Главное в такой управленческой структуре — «сельскохозяйственный» (вырастить продукт!), а не «индустриальный» (получить готовым и при необходимости заменить на такой же стандартный массовый продукт) подход к персоналу: развитие персональных качеств работников и их потенциала. В этом — залог качественного выполнения работ.

Информация о работе Технологии управления социальными процессами