Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа
Следуя нормам международного права, Конституция России устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Понятно, что свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и уж тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Нравственно-этические основы социальной защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………. 6
1.1. Гуманизм как мировоззрение и нравственно-этическое содержание социальной работы…………………………………………………………………. 6
1.2. Понятие нравственно-этических регуляторов в социальной работе.. 11
1.3. Специфика нравственно-этических регуляторов в социальной работе………………………………………………………………………………. 13
Глава 2. Технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан: научно-методологический и правовой аспекты…………………. 15
2.1. Общие положения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов…………………………………………………………….... 15
2.2. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания……………………………………………………………………… 18
2.3. Понятие социальных технологий в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………… 24
Глава 3. Технология социальной работы в сфере защиты пожилых и престарелых граждан: содержание и специфика……………………………. 27
3.1. Классификация социальных технологий в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан……………………………………….. 27
3.2. Специфика технологий в социальной работе в сфере защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………… 31
3.3. Анализ форм технологий социального обслуживания……………… 36
Заключение………………………………………………………………… 40
Список использованной литературы и других источников………… 43
Глоссарий…………………………………………………………………... 46
При анализе технологий в социальной работе следует помнить, что социальная работа – это прежде всего разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.
Если рассматривать социальную работу как науку, то социальные технологии есть способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть органическое единство знаний и умений социальной работы как науки.
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине, сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т. е. эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер.
Технологии учебного процесса обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественнонаучных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, по выбору, факультативных, а также формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная) и видами занятий (аудиторные, самостоятельные, с преподавателем и без него) и т. д.
В качестве технологий выступают и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, кинолекция, компьютерный урок и др.), и формы контроля (экзамен, контрольная работа, зачет, собеседование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).
Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения. Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.
В соответствии с таким общим подходом можно далее конкретизировать технологии, применяемые в социальной работе в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан (имеются в виду все три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (деятельность)).
Классификация технологий в социальной работе в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан как виде практической деятельности может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели.
Главное здесь – учесть специфику объектов и видов социальной работы и их взаимосвязь. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т. д.
Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан с различными группами населения.26 Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями. Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.
Виды работ (технологий) в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан весьма разнообразны. Приведем один пример – социальное обслуживание на дому пенсионеров. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся:
• организация питания и доставка продуктов на дом;
• помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;
• содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;
• помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
•
организация различных
• помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;
• содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.27
Поскольку социальную работу в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом – о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы. Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества.
Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.
Технологии в социальной работе в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.
Таким
образом, при определении технологий
в социальной работе в области социальной
защиты пожилых и престарелых граждан
необходимо учитывать общую трактовку
социальных технологий, особенности социальной
работы как одного из видов человеческой
деятельности, а также особенности объектов,
субъектов, содержания, средств и других
компонентов (элементов) социальной работы
как системы. Одновременно технологии
в социальной работе в области социальной
защиты пожилых и престарелых граждан
во многом предопределяют ее эффективность.
3.3.
Анализ форм технологий
социального обслуживания
Проанализируем далее формы технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В данной связи отметим, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:
1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативную помощь28.
Гражданам пожилого
возраста и инвалидам может
Социальное обслуживание
по желанию граждан пожилого возраста
и инвалидов может
Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2)
помощь в приобретении
3)
содействие в получении
4)
поддержание условий
5)
содействие в организации
6)
содействие в организации
7)
другие надомные социальные
При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Социально-медицинское обслуживание на дому
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.
Порядок
и условия социально-
Полустационарное социальное обслуживание
Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Стационарное социальное обслуживание
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Информация о работе Технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан