Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа
Следуя нормам международного права, Конституция России устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Понятно, что свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и уж тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Нравственно-этические основы социальной защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………. 6
1.1. Гуманизм как мировоззрение и нравственно-этическое содержание социальной работы…………………………………………………………………. 6
1.2. Понятие нравственно-этических регуляторов в социальной работе.. 11
1.3. Специфика нравственно-этических регуляторов в социальной работе………………………………………………………………………………. 13
Глава 2. Технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан: научно-методологический и правовой аспекты…………………. 15
2.1. Общие положения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов…………………………………………………………….... 15
2.2. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания……………………………………………………………………… 18
2.3. Понятие социальных технологий в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………… 24
Глава 3. Технология социальной работы в сфере защиты пожилых и престарелых граждан: содержание и специфика……………………………. 27
3.1. Классификация социальных технологий в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан……………………………………….. 27
3.2. Специфика технологий в социальной работе в сфере защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………… 31
3.3. Анализ форм технологий социального обслуживания……………… 36
Заключение………………………………………………………………… 40
Список использованной литературы и других источников………… 43
Глоссарий…………………………………………………………………... 46
Технологии
социальной защиты пожилых
и престарелых
граждан
Содержание
Введение……………………………………………
Глава 1. Нравственно-этические основы социальной защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………. 6
1.1.
Гуманизм как мировоззрение и
нравственно-этическое
1.2.
Понятие нравственно-этических
1.3.
Специфика нравственно-
Глава 2. Технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан: научно-методологический и правовой аспекты…………………. 15
2.1.
Общие положения о социальном
обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов…………………………
2.2.
Права граждан пожилого
2.3.
Понятие социальных технологий
в области социальной защиты
пожилых и престарелых граждан…
Глава 3. Технология социальной работы в сфере защиты пожилых и престарелых граждан: содержание и специфика……………………………. 27
3.1.
Классификация социальных
3.2. Специфика технологий в социальной работе в сфере защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………… 31
3.3.
Анализ форм технологий
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы
и других источников…………
43
Глоссарий…………………………………………
Приложения………………………………………
Введение
Актуальность.
Следуя нормам международного права, Конституция России устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Понятно, что свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и уж тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности.
Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства. Это: 1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 2) назначение пенсий инвалидам и иным нетрудоспособным лицам; 3) создание системы, социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; 4) выплата государственных пенсий и социальных пособий; 5) охрана груда и здоровья людей; 6) установление гарантированного минимального размера заработной платы.
Особое значение в общей социальной концепции современной политики России придается социальной защите пожилых и престарелых граждан. В данной связи наибольший интерес представляют технологии и формы организации социальной защиты пожилых и престарелых граждан.
В силу вышеуказанных обстоятельств, считаем, что изучение технологий социальной защиты пожилых и престарелых граждан является актуальным, требует объективного научно-методологического анализа.
Характеризуя степень изученности данной проблематики отметим, что технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан рассматриваются с разных точек зрения в теории социального обеспечения и социальной защиты. Оригинальность данного исследования состоит в комплексном подходе, который сочетает нормативно-правовые и научно-методологические аспекты в изучении проблемы.
Объект исследования – социальная защита пожилых и престарелых граждан как одно из направлений социальной политики государства.
Предмет исследования – содержательные аспекты использования технологий социальной защиты пожилых и престарелых граждан.
Цель исследования – всестороннее изучение и обосновании необходимости использования современных технологий социальной защиты пожилых и престарелых граждан.
В ходе исследования автором были поставлены следующие задачи:
▪
изучить нравственно-этические
▪ проанализировать научно-методологический и правовой аспекты технологий социальной защиты пожилых и престарелых граждан
▪ проанализировать содержание и специфику технологий социальной работы в сфере защиты пожилых и престарелых граждан.
Теоретико-
Нормативно-правовую базу исследования составили федеральные законы, регламентирующие вопросы социальной защиты граждан России, в целом, и пожилых и престарелых граждан, в частности.
Эмпирическую базу исследования составил научно-практический анализ положений законодательства в отношении организации технологий социальной защиты пожилых и престарелых граждан.
Гипотеза исследования: предполагается, что технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан представляют собой важный элемент социальной политики государства, имеющий разноплановое содержание. Следовательно, проанализировав технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан, мы сможем определить их современное значение и структуру.
Работа имеет следующую структуру.
Глава 1 называется «Нравственно-этические основы социальной защиты пожилых и престарелых граждан».
Здесь
мы заострили внимание на рассмотрении
аспектов, во-первых, гуманизм как мировоззрение
и нравственно-этическое
Глава 2. Технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан: научно-методологический и правовой аспекты
Здесь мы заострили внимание на рассмотрении аспектов, во-первых, общие положения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, во-вторых, права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, в-третьих, понятие социальных технологий в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан.
Глава 3 называется «Технология социальной работы в сфере защиты пожилых и престарелых граждан: содержание и специфика».
Здесь мы заострили внимание на рассмотрении аспектов, во-первых, классификация социальных технологий в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан, во-вторых, специфика технологий в социальной работе в сфере защиты пожилых и престарелых граждан, в-третьих, анализ форм технологий социального обслуживания.
Перейдем
к рассмотрению данных аспектов.
Глава 1. Нравственно-этические основы социальной защиты
пожилых
и престарелых
граждан
1.1. Гуманизм как мировоззрение и нравственно-этическое
содержание
социальной работы
Как показывает продолжительный опыт изучения социальной работы во многих странах, различающихся национальными, экономическими, социокультурными условиями, религиозной или расовой спецификой, социальная работа практически нигде не является высокооплачиваемой профессией. Е.И. Холоапова подчеркивает, что «ее выбирают не для того, чтобы заработать много денег, – ее специалисты относятся к «среднему классу», и их труд оплачивается на столь же скромно-достойном уровне, как труд учителя»1.
Более того, широко распространена волонтерская социальная работа, осуществляемая в свободное от основной деятельности время и без всякого вознаграждения. Поэтому основной престиж, главное условие выбора ее как профессии и жизненного предназначения, мотивация к участию в социальной работе на волонтерской основе или в дополнение к основной работе – гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности.
Термин «гуманизм» применяется в настоящее время широко, но нередко без реального представления о том, что он содержит и как появился в европейской социальной практике и европейском мышлении. Иногда он просто отождествляется с добротой, милосердием. Полезно рассмотреть его происхождение и содержание, чтобы оценить все богатство его смысла.
Гуманизмом в узком, конкретно-историческом смысле слова называется масштабное литературно-философское движение, которое развернулось в Европе в XIV-XVI вв., в период Возрождения. Н.И. Бабкин отмечает, что «исследования сущности земного человека, не скованного религиозными догматами (от выражения studiorum humanitatis, т.е. исследования, касающиеся человека, и произошел сам термин), отстаивающего свое право на счастье на земле и при жизни, а не только на загробное блаженство по смерти, регулирующего свое поведение свободным разумом, а не запретительной церковной моралью, были серьезным шагом вперед в развитии социального знания».2
Основанное на разуме понимание природы человека и сущности соединения индивидов в общество, безусловное признание естественных, т.е. прирожденных и неотъемлемых, прав человека, лежащее в основе мощной традиции рационализма эпохи Просвещения и последующих периодов, послужили фундаментом для формирования системы гуманистических представлений и традиции гуманистического мышления и чувствования в широком смысле слова.
Гуманизм как мировоззрение, основная направленность рационально-эмоциональной сферы индивида и общества – это исторически подвижная система идей и представлений, признающая самоценность человеческой личности, ее право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей.
Именно поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета. Право на счастье от рождения принадлежит мужчинам и женщинам, детям, взрослым и пожилым, интеллектуально и физически полноценным людям и инвалидам. На взгляд Е.И. Холостовой, «в действительности существует множество ограничителей для реального пользования этими правами, но все международные правовые документы, принятые сообществом наций в послевоенные годы, подчеркивают приверженность человечества их соблюдению»3.
Из этого основного гуманистического тезиса вытекают два следствия, важных в мировоззренческом и практическом плане. Во-первых, принцип социальной справедливости является одним из оснований гуманизма, гармонизирующим регулятором взаимоотношений в обществе. Его сущность заключается не в призыве ко всеобщему уравнению, а в обязательствах государства и общества обеспечить каждому индивиду максимально равные возможности для успешного социального старта.
Информация о работе Технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан