Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа
Следуя нормам международного права, Конституция России устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Понятно, что свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и уж тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Нравственно-этические основы социальной защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………. 6
1.1. Гуманизм как мировоззрение и нравственно-этическое содержание социальной работы…………………………………………………………………. 6
1.2. Понятие нравственно-этических регуляторов в социальной работе.. 11
1.3. Специфика нравственно-этических регуляторов в социальной работе………………………………………………………………………………. 13
Глава 2. Технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан: научно-методологический и правовой аспекты…………………. 15
2.1. Общие положения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов…………………………………………………………….... 15
2.2. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания……………………………………………………………………… 18
2.3. Понятие социальных технологий в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………… 24
Глава 3. Технология социальной работы в сфере защиты пожилых и престарелых граждан: содержание и специфика……………………………. 27
3.1. Классификация социальных технологий в области социальной защиты пожилых и престарелых граждан……………………………………….. 27
3.2. Специфика технологий в социальной работе в сфере защиты пожилых и престарелых граждан………………………………………………… 31
3.3. Анализ форм технологий социального обслуживания……………… 36
Заключение………………………………………………………………… 40
Список использованной литературы и других источников………… 43
Глоссарий…………………………………………………………………... 46
Впоследствии социальный статус и престиж индивида, его жизненные успехи и финансовая состоятельность будут зависеть в первую очередь от него самого, его настойчивости, целеустремленности, трудолюбия и других похвальных качеств. Однако начальное, стартовое равенство обеспечить всем было бы справедливо.
Конечно, такая упрощенная социальная модель не отражает всей сложности современных общественных отношений, но она иллюстрирует всеобщую распространенность идеи социальной справедливости, хотя бы в такой форме, в современном постиндустриальном обществе. Поддержание социальной справедливости повышает устойчивость, жизнеспособность и гибкость социальной системы, а отклонение от нее, перейдя грань некоторой меры, делает социальную систему уязвимой, нестабильной и даже нежизнеспособной.
Во-вторых, гуманистические принципы требуют осуществления всех прав индивида, ибо ущемление его в каком-то одном праве, пусть даже при достаточном развитии остальных, неизбежно ограничивает и все другие, и всю сферу человеческой свободы в целом.
Конечно, в обществе, в группе, в семье и т.д. имеют место ограничения и самоотказ индивида от абсолютной свободы в пользу общества, другого человека и других людей, которые в свою очередь также самоограничиваются в своих правах. Однако насильственное ограничение индивидов в их законных правах и интересах в пользу даже самых благородных абстрактных принципов с гуманистической точки зрения недопустимо и практически влечет за собой рано или поздно посягательство на основные права личности и отказ от гуманистических идеалов.
Понятие гуманизма близко по своему содержанию и происхождению к понятию гуманитарных проблем или интересов общества, т.е. того, что касается межличностных взаимоотношений, семейных связей, человеческих контактов.
Социальное развитие в XX в. с очевидностью продемонстрировало, что у человечества есть иные связи, кроме экономических и политических, и эти иные, поднятые над прагматизмом экономики или политики, незримые нити, объединяющие людей в человечество, заставляют их группироваться для защиты общих интересов поверх барьеров национальных границ или политических систем. На взгляд И.Г. Зайнышева, можно с уверенностью утверждать, что в основе решения всех гуманитарных проблем лежат именно гуманистические принципы.4
Конечно, качества и личностная направленность, выраженная понятиями эгоизма и альтруизма, вполне социальны и воспитуемы и представляют собой результат длительного развития общества и каждого индивида, однако можно предположить, что некоторые биологические механизмы, на которых они формировались, являются инстинктивными и прирожденными, воплощая эволюционно в первом случае врожденные предпосылки для выживания индивида, во втором — врожденные предпосылки для выживания рода. На этой достаточно узкой основе постепенно выстраивается континуум проявлений направленности личности, который в значительной степени определяет собой приятие или неприятие гуманистических представлений.
Альтруизм – принцип жизненной ориентации личности, основанной на заботе о благе другого человека и других людей, которые для альтруиста более важны, чем его собственные. Принципы и нравственно-поведенческая практика альтруизма, всегда высоко оцениваемые религиозными и моральными заповедями, никогда не были слишком широко распространены в человеческой истории, но и никогда не исчезали, не уничтожались полностью.
Разумеется, между полюсами абсолютного проявления этих качеств и личностных ориентации существует множество вариантов присутствия и того, и другого в одном индивиде, причем в этих промежуточных вариантах особенно большую роль играют воспитание, общественная оценка, моральное суждение, применяемые к мировоззрению и поведению личности.5
Таким
образом, уровень гуманизма в межличностных
и межгрупповых отношениях в целом исторически
повышается, что является объективной
закономерностью социального развития.
Помимо социальных предпосылок гуманизма
можно говорить об определенных социобиологических,
личностных основах, на которых строится
приятие или неприятие гуманистического
мировоззрения. Среди многих принципов,
которыми должны или хотят руководствоваться
социальные работники, есть более или
менее важные, но есть такие основные внутренние
побудители, общественные и личностные
предпосылки к выбору социальной работы
как профессии, значение которых является
онтологически сущностным.
1.2.
Понятие нравственно-этических
регуляторов в социальной
работе
Элемент
морального суждения, оценки действительности
с точки зрения добра и зла,
т.е. с моральной точки зрения,
всегда присутствует в каждом человеческом
поведенческом или
Поведение индивидов в обществе регулируется взаимопересекающейся совокупностью регулирующих нормативных систем, каждая из которых имеет свою специфику применения. Неверно говорить, что у каждой из них свой предмет регулирования – и у права, и у морали таковой составляет вся совокупность отношений и поведения. Скорее можно сказать, что они отличаются по инструментарию оценки и способу бытия своих норм.7
Так, правовые нормы фиксируются в единообразно трактуемых, обязательных к исполнению законах, кодексах и т.д. Соблюдение этих норм, охрану общества от их нарушения обеспечивает внушительный аппарат принуждения; тот, кто их преступил, подвергается санкциям, вплоть до лишения жизни в исключительных случаях.
Нормы морали существуют в невещественной форме общественного сознания (в качестве того, что «все знают»). К их исполнению индивидов побуждают, а иногда и принуждают, внутренние механизмы – долг, совесть. Наконец, за нарушение нравственных норм индивидов, как правило, не наказывают – если не считать угрызений совести8.
Конечно, на страже этих норм не стоит система разветвленных государственных институтов, надзирающих за их исполнением и наказывающих за нарушение, но нечувствительные, на первый взгляд, механизмы долга, совести, общественного мнения удерживают поведение индивидов в нужных рамках более надежно, чем страх наказания.
Таким
образом, общественная мораль, индивидуальный
нравственный контроль выступают в качестве
важнейших нравственно-этических регуляторов
в социальной работе; это могучие факторы
регуляции человеческого поведения. Они
не имеют писаных, зафиксированных в законе
норм, но заветы нравственности могут
быть более непреложными, чем юридические
положения.
1.3.
Специфика нравственно-этических
регуляторов в социальной
работе
Мотивация деятельности социального работника объясняется в первую очередь принятием на себя социального долженствования как индивидуального долга, личностной обязанности, которую за него не может выполнить никто.
Моральное содержание социальной работы влечет за собой определенные нравственные коллизии, которые постоянно приходится разрешать каждому специалисту в своей практике. Это прежде всего неприменимость абсолютных, метафизических, одномерных трактовок добра и зла как совершенно противоположных социальной действительности в целом и социальной ситуации каждого конкретного клиента.
Так, всякая помощь связана со скрытой опасностью воспитания иждивенчества или угрозой посягательства на свободу личности. В то же время воспитание самостоятельности, опоры на собственные силы чревато переоценкой этих собственных сил, надломом клиента, его неблагоприятным социальным самочувствием.
Добро и зло могут взаимосближаться, переходить друг в друга, менять свои полюсы при разных точках зрения и на разных этапах развития социальной ситуации. Поэтому, как отмечает Н.И. Бабкин, «социальный работник, оказывая содействие клиенту, должен полно и всесторонне анализировать его социальную проблему и особенности его личности, чтобы принести пользу и избежать вреда».9
Мыслитель Н.О. Лосский подчеркивает, что «к сожалению, индивидуальные представления о добре и зле всегда неизбежно ограничены, глубина нашей моральной оценки и обоснованность морального суждения лимитируются множеством факторов, среди которых и недостаточность индивидуальных знаний, и непривычка к этическим рефлексиям, и групповые, национальные и прочие предрассудки».10
Социальный работник как социальный менеджер, как лицо, изменяющее ситуацию и жизнь клиента, всегда стоит перед искушением считать свои моральные суждения, свое представление о должном и нормальном абсолютными и единственно правильными. Между тем, даже если не учитывать возможность ошибки в этом вопросе, вся социальная практика человечества показывает, что нельзя заставить человека быть счастливым на чужой лад, нельзя навязать ему судьбу и жизнь.
И.Г. Зайнышев отмечает, что «помимо единых требований общественной морали, социальная работа регулируется также такими принципами профессиональной этики, как конфиденциальность и толерантность»11.
В первом случае – это обязательство доверительного использования и неразглашения тех фактов о клиентах, которые стали известны социальному работнику в результате его деятельности, а во втором – необходимость терпимого отношения к религиозным, национальным, расовым, возрастным, социальным и поведенческим особенностям клиентов, не выходящим за рамки закона.
В основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, личностной предрасположенности и выбора судьбы, описываемых понятием «социальная работа».
Таким образом, социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Социальный работник должен стремиться к благу и избегать зла. Его личностное вознаграждение в значительной степени заключается в чувстве морального удовлетворения от сознания выполненного долга, а не в материальном поощрении.
Глава
2. Технологии социальной
защиты пожилых и
престарелых граждан:
научно-методологический
и правовой аспекты
2.1. Общие положения о социальном обслуживании граждан
пожилого
возраста и инвалидов
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.
И.А. Зимняя отмечает, что «социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности»12.
Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
Деятельность
в сфере социального
▪ соблюдения прав человека и гражданина;
▪
предоставления государственных гарантий
в сфере социального
▪ обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
▪ преемственности всех видов социального обслуживания;
▪ ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
▪ приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
▪
ответственности органов
Информация о работе Технологии социальной защиты пожилых и престарелых граждан