Технологии социальной адаптации личности к военной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблем разработки и внедрения эффективных технологий в социальной работе, как и в других сферах жизнедеятельности человека, обусловлена усложнением и динамичностью современных социально-экономических и духовно-нравственных процессов. Решение объемных и разноплановых задач требует их дробления, выработки соответствующей стратегии и тактики, иными словами – технологизации. Технологизация социальных процессов включает:
Разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
Координацию и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной цели;
Однозначность выполнения включенных в технологию процедур.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и содержание социальной адаптации 6
2. Особенность современных условий социальной адаптации 9
3. Понятие «социальная адаптация» 13
4. Виды адаптации 18
5. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 23
6. Технологии социальной адаптации личности к военной службе 29
Заключение 36
Литература 38

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 71.04 Кб (Скачать)

       Одна  из функций социальной работы в Вооруженных  Силах - обеспечение благоприятных  социально-бытовых и социально-экологических  условий для военнослужащих. Улучшение  условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения  окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

       Одна  из важных функций социальной работы - развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические  процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения  и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости  или несовместимости индивидов  для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов. Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие29.

       Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое  значение имеет развитие специальной  системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях  проживания вдали от больших городов  наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в  стабилизации семьи. Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно по экономическим или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи30.

       Специфическим и задачами социального работника  в Вооруженных Силах являются обучение и переобучение уволенных  военнослужащих и их жен гражданским  профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая  ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению  образа жизни.

       Культурно - досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно - досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       В связи с преодолением трудностей социальной адаптации кардинальным образом возрастает значимость деятельности центров социально-психологической  адаптации как военнослужащих, уволенных  в запас, так и членов их семей. Сущность социальной адаптации бывших военнослужащих включает в себя еще  и такие воспитательные задачи, как  включение личностных качеств в  процесс адаптации и гармонизации межличностных отношений и социальной среды.

       Исходя  из практического опыта, выделяются основные критерии эффективности процесса социальной адаптация, которые основаны на модели организации этого процесса:

  1. конкурентоспособность;
  2. уверенность в стабильности социального благополучия;
  3. успешность трудоустройства;
  4. закрепляемость на рабочем месте;
  5. стабильность семейных отношений;
  6. уровень профессиональной подготовки;
  7. степень удовлетворенности взаимоотношениями с окружающими людьми;
  8. удовлетворенность работой и оплатой труда.

       Проблемы  социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими  безработными, мигрантами и другими  слоями населения, утратившими привычный  социальный статус.

       Жизненно  важное значение имеет социальная адаптация  детей, лишенных родительского попечительства, воспитанников детских домов. Программы  социальной адаптации таких детей  направлены на формирование чувства  долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем  самообслуживания и ведения домашнего  хозяйства, умения обращаться с деньгами, к достижению социально-трудовой адаптации  через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.

       Медикаментозная и психологическая коррекция  может играть существенную роль в  решении задач социальной адаптации  лиц, переживших экстремальные военные  или социальные потрясения, ситуации насилия, либо работающих в экстремальных  и социально-негативных условиях (работники  правоохранительных органов, спасательных служб и пр.)

       Таким образом, конкретные разнообразные  социальные проблемы на всех уровнях  требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социальной адаптации отдельных  лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы  взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. «Дедовщина» в армии // Сборник социологических материалов/под. ред. Белановского С.А. - М., 1991. – 339 с.
  2. Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и иных граждан РФ // Сборник нормативных актов и образцов документов - СПб., 1994г. – 347 с.
  3. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. — СПб., 1994. – 285 с.
  4. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. – 409 с.
  5. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса - Л., 1984 – 378 с.
  6. Ростовский В.П. Критерии оптимальной адаптации // Вестник БашГУ. – 1999. – №2. – 390 с.
  7. Социологический справочник. / Под ред. В.И. Воловича. Киев: Изд-во политической литературы Украины, 1990. – 563 с.
  8. Ольшанский Д. В. Социальная адаптация // Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. М., 1989. – 302 с.
  9. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и её уровни. – М., 1996. – 296 с.
  10. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. – Н.: Институт психологии личности, 1997. – 275 с.
  11. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. – Н., 2002. – 260 с.
  12. Дубченко О.Н. Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности//Социс. – 1995. – №12. – 317 с.
  13. Александровский Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация. – М., 1996. – 425 с.

Информация о работе Технологии социальной адаптации личности к военной службе