Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:38, контрольная работа
Актуальность проблем разработки и внедрения эффективных технологий в социальной работе, как и в других сферах жизнедеятельности человека, обусловлена усложнением и динамичностью современных социально-экономических и духовно-нравственных процессов. Решение объемных и разноплановых задач требует их дробления, выработки соответствующей стратегии и тактики, иными словами – технологизации. Технологизация социальных процессов включает:
Разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
Координацию и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной цели;
Однозначность выполнения включенных в технологию процедур.
Введение 2
1. Сущность и содержание социальной адаптации 6
2. Особенность современных условий социальной адаптации 9
3. Понятие «социальная адаптация» 13
4. Виды адаптации 18
5. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 23
6. Технологии социальной адаптации личности к военной службе 29
Заключение 36
Литература 38
Содержание
Введение 2
1. Сущность и содержание социальной адаптации 6
2. Особенность современных условий социальной адаптации 9
3. Понятие «социальная адаптация» 13
4. Виды адаптации 18
5. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 23
6. Технологии социальной адаптации личности к военной службе 29
Заключение 36
Литература 38
Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма - необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.
Социальная
адаптация личности является актуальной
и одновременно одной из сложнейших
проблем социальной педагогики, так
как она представляет собой не
только состояние человека, но и
процесс, в течение которого личность
приобретает равновесие и устойчивость
к влиянию и воздействию
Дезадаптивность
личности в социальной среде, как
проблема социального функционирования
выражается в неготовности индивида
к критическим периодам и поворотным
моментам его жизни, а также к
сознательному пересмотру своей
жизненной позиции в новых
обстоятельствах. В последнее время
приобрела особую актуальность проблема
дезадаптации детей и подростков.
По сведениям Российского
Такая
социальная статистика наиболее полно
свидетельствует о наличии в
обществе проблемы адаптации на всех
возрастных стадиях развития личности.
Адаптация занимает существенное место
в практике социально-педагогической
работы. Поэтому понимание сущности
адаптивных процессов, их механизма
– необходимое условие
Актуальность
проблем разработки и внедрения
эффективных технологий в социальной
работе, как и в других сферах
жизнедеятельности человека, обусловлена
усложнением и динамичностью
современных социально-
Социальные технологии обычно понимаются в двух аспектах:
Социальные технологии весьма многообразны, отличаются друг от друга по содержанию, могут быть классифицированы по различным критериям:
Применительно к социальной работе социальные технологии трактуются как совокупность приемов, методов воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.
Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.
Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.
Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»)1.
В настоящее время мы переходим от одной цивилизации к другой. Однако мы не идем от нецивилизованности к цивилизации. Но даже такой переход не прост. Не случайно, что сейчас, в переходный период, нас охватил кризис. Особенно с чрезвычайной ясностью он выступает в экономике. Но по сути дела он имеет общесоциетальный, цивилизационный характер и проявляется в политике, общественных отношениях, культуре, идеологии столь же сильно, как и в производственно-хозяйственной сфере. Соответственно здесь сегодня ключевые точки адаптации. Впрочем, прежде чем перейти к описанию подобных точек, стоит взглянуть на адаптационный процесс, его противоречия и средства их преодоления в целом. Потому что игнорирование данного момента в процессе социальной работы не приведет к созданию в рамках ее деятельности эффективно функционирующих моделей.
Отмечено, что адаптация к новым условиям интенсивнее всего идет у людей с высшим образованием, у самых квалифицированных работников, в наиболее крупных городах. Почти половина опрошенных моложе 30 лет отметила, что теперь у них больше возможностей, чем раньше. В этих средах большинство определенно за реформы и чувствует себя способным вынести трудности переходного времени. В подобных условиях, казалось бы, простая смена поколений должна завершиться полной адаптацией населения (или его подавляющей части) к системе новых отношений и новой жизненной обстановке. Сложность, однако, в том, что общественное развитие и, в частности, адаптационные процессы развертываются так противоречиво, что народного терпения может не хватить на период смены поколений2.
В ряду факторов, увеличивающих риск социального взрыва, немалое место занимают противоречия самой адаптации. Решающее значение тут имеет глубокая неравномерность адаптационных процессов. Она проявляется в двух отношениях.
Во-первых, из приведенных цифр видно, что, хотя тех, кто поддерживает реформы и способен переносить связанные с ними трудности, сегодня больше, чем их противников, сама по себе доля последних достаточно велика. Судя по данным различных опросов, около 25-35% взрослого населения России из месяца в месяц повторяет, что больше терпеть нынешнее бедственное положение невозможно, 40-45% хотели бы вернуться к доперестроечной ситуации, 50% регулярно говорят, что в их настроениях преобладают напряженность, раздражение, тоска, страх. В обществе, где от 1/3 до 1/2 взрослого населения ощущает себя выбитой из нормальной жизни, не чувствует возможности терпеть происходящие перемены, трудно рассчитывать на мирное и стабильное развитие.
Во-вторых,
неравномерность адаптации
В общем, простое продолжение нынешних тенденций приспособления населения к последствиям социально-экономических преобразований будет сопровождаться повторяющимися взрывами массовой неудовлетворенности, возникновением ситуаций, в которых неадаптированность станет, временами, ощущать едва ли не большинство общества. Соответственно, чтобы обеспечить успех рыночно - капиталистической модернизации, нужны специальные корректирующие и упреждающие меры, облегчающие адаптацию населения к последствиям преобразований, прежде всего к условиям переходного кризиса.
Если адаптация не станет таким процессом и результатом взаимодействия индивида (группы) с кардинально изменяющейся социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда – воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию, то тогда общество потеряет способность самосохранения и скорее всего погибнет. Чтобы адаптация осуществлялась, надо рассмотреть ее специфику подробнее.
Адаптация,
чтобы стать реальным процессом
самосохранения общества и индивидов,
должна обрести следующие
Информация о работе Технологии социальной адаптации личности к военной службе