Технологии социальной адаптации личности к военной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблем разработки и внедрения эффективных технологий в социальной работе, как и в других сферах жизнедеятельности человека, обусловлена усложнением и динамичностью современных социально-экономических и духовно-нравственных процессов. Решение объемных и разноплановых задач требует их дробления, выработки соответствующей стратегии и тактики, иными словами – технологизации. Технологизация социальных процессов включает:
Разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
Координацию и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной цели;
Однозначность выполнения включенных в технологию процедур.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и содержание социальной адаптации 6
2. Особенность современных условий социальной адаптации 9
3. Понятие «социальная адаптация» 13
4. Виды адаптации 18
5. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 23
6. Технологии социальной адаптации личности к военной службе 29
Заключение 36
Литература 38

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 71.04 Кб (Скачать)

       Размещение  для проживания в доме-интернате. После двухнедельного пребывания в  приемно-карантинном отделении клиенты  переводятся в отделение на постоянное место жительства. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для человека. Перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех социально-психологической' адаптации зависит от многих факторов: подбора комнаты, соседей, психологического климата, традиций и т.д. Для того, чтобы помочь клиенту адаптироваться в новых условиях, социальному работнику необходимы сведения о характерологических особенностях этого пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Социальный работник может и должен также научить индивида общению, сочувствию, осмыслению ситуации совместного проживания и т.д.

       Третий, более длительный этап - проживание пожилого человека в доме-интернате  первые 6 месяцев. Здесь встает проблема окончательного решения: остаться в  доме-интернате на постоянное проживание или вернуться в прежние, привычные  домашние условия. В этот период происходит критическая оценка как социально-бытовых  условий в доме-интернате, так  и своих возможностей для адаптации  к ним. Одним из эффективных методов  является так называемая "терапия  средой", т.е. создание благоприятного психологического микроклимата. Этот процесс осуществляется совместно  с медработниками, трудинструкторами, культработниками и библиотекарями, а также с помощью методов  трудотерапии и т.п. Конечно, после  этого этапа работа по адаптации  не прекращается, так как и по истечении 6-месячного срока пребывания проблемы остаются21.

       Здесь очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые методы воздействия. Во многих домах-интернатах разрабатываются, например, «Индивидуальные программы социальной адаптации пожилого человека, проживающего в доме-интернате». Сюда включаются: трудовая деятельность, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. В этой программе указываются сроки, предусматриваются ответственные за ее выполнение, отслеживается эффективность различных видов занятости в процессе адаптации.

       В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским  персоналом, используя данные из истории  болезни, о прошлой жизни, знакомиться  с состоянием здоровья клиента его  возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию.

       Сложные проблемы возникают у лиц, отбывших тюремное наказание. Особенно остро  встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах.

       Социальная  адаптация, реадаптация таких лиц  в новых условиях проходит следующие  этапы:

       Этап  выработки адаптационных навыков  и способностей, облегчающих впоследствии социальную адаптацию. Этот период во многом зависит от тех установок и ценностей, которые индивид вынес из мест лишения свободы. Средствами убеждения, а подчас и принуждения социальный работник должен добиться нейтрализации или уменьшения антиобщественной установки личности, если таковая имеется22.

       Приспособительный этап, когда освобожденный решает насущные жизненные проблемы, связанные  с бытовым и трудовым устройством. Хотя этот этап должен быть кратким, но он очень важен для дальнейшей реализации планов и установок индивида: стремления трудиться, наладить внутрисемейные, дружеские отношения в социальной среде и т.д.

       Этап  усвоения социально полезных ролей. Он наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными  трудностями освобожденного. Происходит изменение социальных ролей, ломка  стереотипов поведения, сознания. Профилактическое значение этого этапа состоит  в том, чтобы не допускать влияния  неблагоприятного социального окружения  и других факторов, обусловливающих асоциальное поведение.

       Этап  правовой адаптации, когда в сознании утверждаются и закрепляются социально  значимые установки и цели исправления судимого лица.

       Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение  системы, а протекающий во времени  процесс, то возникает вопрос о его  стадиях. Здесь можно говорить о  четырех качественных стадиях социальной адаптации:

  1. Первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;
  2. Вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;
  3. Третья стадия - приспособления, «аккомодации» - связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;
  4. Четвертая стадия - полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые23.

       Специфические моменты технологии социальной адаптации:

  1. Только человеку свойственно создавать специальные «приспособления», определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;
  2. Только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;
  3. Процесс «принятия» или «неприятия» индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;
  4. Человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации24.

       Итак, только человек способен с помощью  особой технологии целенаправленно  контролировать и регулировать процесс  социальной адаптации, только для человека, характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

6. Технологии социальной адаптации личности к военной службе

       Технологии  социальной работы с военнослужащими  и их семьями различаются в  зависимости от характера и глубины  их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью  к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной  службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные ограничения, испытываемые солдатами срочной  службы и их семьями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали  от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут  в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы.

       Военнослужащие  нуждаются в защите своих прав ив проведении воспитательно-адаптационных  и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной  службы, в постоянном окружении одних и тех же людей.

       Цели  социальной работы в самом общем  виде заключаются в том, чтобы  восстановить физические и психические  силы военнослужащих, скорректировать  их личностные установки, научив терпимо  относиться к принудительному общению  с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной  службы.

       Социальная  работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны  заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских  учреждении. Однако строевые командиры  и руководители любого ранга также  должны обеспечивать в пределах своей  компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и  их семей. Одна из важнейших задач - соблюдение всех прав и льгот, которые  положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых  условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу25.

       Важную  роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках «дедовской» и «земляческой» статусных систем.

       К сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным полностью  устранить эти уродливые явления - требуется изменить морально-психологический  климат в обществе, преодолеть столь  распространенный культ жестокости, снизить степень криминогенности, предотвратить приход в Вооруженные  Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом  и офицеров в частности. Однако и  в существующих условиях можно предпринять  попытки защитить военнослужащих срочной  службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать  более доверительные взаимоотношения  между солдатами, младшими командирами  и офицерами, применять суровые  санкции за каждый случай насилия  над военнослужащим. В этой связи  безусловно необходимо покончить с  практикой замалчивания преступлений против военнослужащих срочной службы, информировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать  по поводу конкретных ситуаций и конфликтов26.

       Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством  ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения  из армии кормильца (например, пособие  на ребенка военнослужащего срочной  службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает  помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь задействованы  средства местных бюджетов, эти пособия  зачастую выплачиваются нерегулярно - в этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топлива и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

       Социальная  работа с родителями пенсионного  возраста военнослужащих срочной службы аналогична социальной работе с другими пожилыми клиентами.

       Разумеется, в период вооруженный конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни  и здоровье своих родственников, но организовать такую работу в состоянии  только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых находятся в  зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания. Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными:

  1. Малообеспеченность;
  2. Проблемы с образованием и воспитанием детей;
  3. Проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;
  4. Проблемы с жильем;
  5. Проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего27.

       Напряженность в семье военнослужащего может  обусловливаться не только общими семейными  проблемами, но и целым рядом специфических  факторов: неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений  и частых переездов на необустроенные места, трудной и напряженной  службы; недовольство жены недостаточным  участием мужа в семейной жизни и  воспитании детей, нереализованность  своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

       Такое состояние может усугубляться ощущением  вынужденности своего пребывания на военной службе, невозможностью изменить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной  службы влечет за собой утрату права  на какие-то льготы (не секрет, что для  значительной части военнослужащих-контрактников  военная служба - это единственная или наиболее подходящая возможность  получить жилплощадь для семьи).

       Важную  роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью  ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и  подростков, имеющих проблемы. Немалый  воспитательный потенциал имеет  система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление  о высоком социальном статусе  воинской службы, уважение к труду родителей28.

Информация о работе Технологии социальной адаптации личности к военной службе