Технологии социальной адаптации личности к военной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблем разработки и внедрения эффективных технологий в социальной работе, как и в других сферах жизнедеятельности человека, обусловлена усложнением и динамичностью современных социально-экономических и духовно-нравственных процессов. Решение объемных и разноплановых задач требует их дробления, выработки соответствующей стратегии и тактики, иными словами – технологизации. Технологизация социальных процессов включает:
Разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
Координацию и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной цели;
Однозначность выполнения включенных в технологию процедур.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и содержание социальной адаптации 6
2. Особенность современных условий социальной адаптации 9
3. Понятие «социальная адаптация» 13
4. Виды адаптации 18
5. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 23
6. Технологии социальной адаптации личности к военной службе 29
Заключение 36
Литература 38

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 71.04 Кб (Скачать)

       Наконец, система частичной занятости, неполной рабочей недели и дополнительных отпусков будет хорошо совмещаться  с развитием общественных работ, которые везде в мире составляют часть мер по смягчению безработицы, когда она достигает крупнейших масштабов. С учетом наших традиций и привычек многим тысячам работников будет гораздо легче принять общественные работы не в прямой форме, когда они выступают как чрезвычайная помощь, а в косвенном виде. В этом случае рабочие не будут увольняться, но будут, как и раньше, «посылаться» на временные работы в сельском хозяйстве (разумеется, там, где это дает эффект), на строительство дорог и других объектов инфраструктуры, на вахтовую работу в отдаленные местности и т.п.

       В целом эти и многие другие формы  гибкой занятости могут стать  немаловажным условием, облегчающим  адаптацию населения к новым  условиям рынка труда.

4. Виды адаптации

       Все виды адаптации взаимосвязаны между  собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация  человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую  и профессиональную адаптацию. Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные  условия (на работе, в быту), создать  предпосылки для развития его  социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам  общества и личности13.

       Социальная  адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

       Последнее предполагает требовательное, самокритичное  отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

       Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

       Педагогическая  адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

       Адаптационные изменения представляют собой более  или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого  индивида важно быть готовым к  критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей  жизненной позиции в новых  обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации14.

       В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. В России около 45 миллионов детей  и подростков оказались вне системы  школьного образования; десятки  тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% - психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушении (среди дезадатированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения.

       Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д15.

       В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «стресс» и «адаптационный синдром». Стресс - это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта). Адаптационный синдром - это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.

       Стресс - неотъемлемый спутник жизни. Он может  не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных «ударов» жизни.

       Нормальная  жизнедеятельность человека немыслима  без определенной степени физического  и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный  тонус напряжения. Каждый человек  должен изучить себя и найти тот  уровень напряжения, при котором  он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.

       Так, для человека, оказывающегося без  работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует  разрушающе на личность, подрывает  ее способность вернуться в систему  социальных отношений полноценным  работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без  работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

       В системе психологической адаптации  большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно - коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактныи анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы16.

       Психологическая поддержка является частью более  широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных  ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).

       Профессиональная  адаптация - это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

       Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного  опыта приспособления живого организма  к среде до сложнейшей социально-психологической  адаптации личности в процессе ее социализации. Человека - субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую - биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов17.

       Следовательно, полноценное исследование адаптации  человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

5. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов

       Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных  механизмов:

       Преимущественно стихийное протекание адаптационных  процессов проявляется в неудовлетворенности  человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей  выхода из существующего положения. В этом случае завершением адаптационных  процессов чаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно-полезной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга или самореализация человека в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру  общества. В современных условиях эти процессы находят свое выражение  в переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие  системы, нетрадиционные способы психологической  и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.п18.

       Другая  форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и  сознательных элементов, проявляется  в конструировании идеальных  моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат  этой формы адаптации личности - создание различных социальных утопий и их пропаганда.

       Третья  форма адаптационных процессов  связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации  в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

       В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в  стационарных социальных учреждениях  для детей и взрослых, в том  числе в домах-интернатах для  престарелых.

       На 1 января 1994 г. в России функционировало 968 домов-интернатов из них - 352 учреждения для престарелых и инвалидов, 436 психоневрологических интернатов, 151 детский дом для умственно  отсталых, 6 детских домов для  детей с физическими недостатками, 37 специализированных домов-интернатов (для бывших заключенных). В целом  в домах-интернатах проживало 257 613 человек19.

       Одной из важнейших функций современных  домов-интернатов, придавшей новый  смысл этим учреждениям, стала социальная адаптация и реадаптация.

       Известно, что людям престарелого возраста присущи физиологические изменения. В старости происходят также изменения  психики, проявляющиеся на различных  уровнях. Помимо некоторых личностных изменений (скупость, подозрение, недоверчивость, нетерпимость, ранимость и т.д.), связанных  с процессом старения, возможны трансформации  психических функций, в том числе  нарушения памяти, внимания, эмоциональной  сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом - нарушение адаптивных механизмов.

       Ослабление  способности к адаптации, свойственное пожилому возрасту, сказывается при  смене места жительства, привычного окружения, при необходимости общения  в непривычной обстановке и т.п. При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют разные степени выраженности - от личностных до клинически очерченных.

       Например, различным факторам риска дезадаптации пожилых людей в домах-интернатах противопоставляется группа альтернативных факторов, т.е. определенная технология социальной адаптации: мероприятия  по профилактике предубежденности, негативного  отношения к этим учреждениям и др.

       Деятельность  социального работника, выбора им соответствующей технологии зависит от этапа «прохождения» социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате. В основном это три этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе:

       Пребывание  в приемно-карантинном отделении. На данном этапе можно выделить следующие  функции социального работника: разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и  администрации. При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью  разных технических средств и  т.д.) - все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность клиента. В этот период важно установить причину поступления  в дом-интернат. Как правило (около 40% случаев), причиной является конфликтная  ситуация в семье, что осложняет  эмоционально-психологическую адаптацию  пожилых людей, способствует длительному  сохранению негативных эмоциональных  реакций и в связи с этим требует активного вмешательства  социального работника в адаптационный процесс20.

Информация о работе Технологии социальной адаптации личности к военной службе