Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:38, контрольная работа
Актуальность проблем разработки и внедрения эффективных технологий в социальной работе, как и в других сферах жизнедеятельности человека, обусловлена усложнением и динамичностью современных социально-экономических и духовно-нравственных процессов. Решение объемных и разноплановых задач требует их дробления, выработки соответствующей стратегии и тактики, иными словами – технологизации. Технологизация социальных процессов включает:
Разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
Координацию и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной цели;
Однозначность выполнения включенных в технологию процедур.
Введение 2
1. Сущность и содержание социальной адаптации 6
2. Особенность современных условий социальной адаптации 9
3. Понятие «социальная адаптация» 13
4. Виды адаптации 18
5. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 23
6. Технологии социальной адаптации личности к военной службе 29
Заключение 36
Литература 38
Наконец, система частичной занятости, неполной рабочей недели и дополнительных отпусков будет хорошо совмещаться с развитием общественных работ, которые везде в мире составляют часть мер по смягчению безработицы, когда она достигает крупнейших масштабов. С учетом наших традиций и привычек многим тысячам работников будет гораздо легче принять общественные работы не в прямой форме, когда они выступают как чрезвычайная помощь, а в косвенном виде. В этом случае рабочие не будут увольняться, но будут, как и раньше, «посылаться» на временные работы в сельском хозяйстве (разумеется, там, где это дает эффект), на строительство дорог и других объектов инфраструктуры, на вахтовую работу в отдаленные местности и т.п.
В целом эти и многие другие формы гибкой занятости могут стать немаловажным условием, облегчающим адаптацию населения к новым условиям рынка труда.
Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности13.
Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.
Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.
Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.
Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.
Адаптационные
изменения представляют собой более
или менее сознательные изменения,
через которые проходит личность
в результате трансформации, перемены
ситуации. Изменения постоянно
В
последнее время особую актуальность
для педагогов приобрела
Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д15.
В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «стресс» и «адаптационный синдром». Стресс - это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта). Адаптационный синдром - это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.
Стресс
- неотъемлемый спутник жизни. Он может
не только снизить, но и повысить устойчивость
организма к вредным
Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.
Так,
для человека, оказывающегося без
работы, особенно опасным является
длительное состояние незанятости.
Именно длительная незанятость действует
разрушающе на личность, подрывает
ее способность вернуться в
В
системе психологической
Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).
Профессиональная адаптация - это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.
Адаптация
включает широкий круг понятий: от элементарного
опыта приспособления живого организма
к среде до сложнейшей социально-психологической
адаптации личности в процессе ее
социализации. Человека - субъекта деятельности
необходимо рассматривать как сложную,
многомерную
Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.
Адаптационные
процессы проявляются в трех формах,
характеризующихся различным
Преимущественно
стихийное протекание адаптационных
процессов проявляется в
Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптации личности - создание различных социальных утопий и их пропаганда.
Третья
форма адаптационных процессов
связана с преобладанием
В
практике социальной работы технология
регулирования адаптивными
На
1 января 1994 г. в России функционировало
968 домов-интернатов из них - 352 учреждения
для престарелых и инвалидов,
436 психоневрологических интернатов, 151
детский дом для умственно
отсталых, 6 детских домов для
детей с физическими
Одной из важнейших функций современных домов-интернатов, придавшей новый смысл этим учреждениям, стала социальная адаптация и реадаптация.
Известно,
что людям престарелого возраста
присущи физиологические
Ослабление способности к адаптации, свойственное пожилому возрасту, сказывается при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости общения в непривычной обстановке и т.п. При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют разные степени выраженности - от личностных до клинически очерченных.
Например,
различным факторам риска дезадаптации
пожилых людей в домах-
Деятельность социального работника, выбора им соответствующей технологии зависит от этапа «прохождения» социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате. В основном это три этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе:
Пребывание
в приемно-карантинном
Информация о работе Технологии социальной адаптации личности к военной службе