Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:01, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за недостаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, часто и неподготовленности к конкуренции на рынке труда, найти место работы молодым гражданам становится все сложнее. Это связано, в частности, с тем, что рынок образовательных услуг оказался не готовым оперативно реагировать на спрос работодателей, что вызывает возникший дефицит квалифицированных работников по многим профессиям.
4. Китайский метод основан на предварительных письменных экзаменах и имеет давние исторические традиции. Кандидаты пишут ряд сочинений, доказывая знание классики, грамотность письма, знание истории. Успешно сдавшие все экзамены, а таких набирается несколько процентов от участвующих в конкурсе, пишут заключительное сочинение на тему будущей работы. Выдержавшие и этот экзамен допускаются к непосредственному собеседованию. В случае приема на работу их служебное положение нередко зависит от полученной на экзаменах отметки23.
В современной практике кадровой работы обычно наблюдаются различные комбинации вышеназванных методов.
Собеседование «один-на-один», несмотря на всю его популярность, является ненадежным способом отбора специалистов. Интервьюеру рекомендуется проводить собеседование при участии хотя бы одного помощника в целях принятия более объективного решения, а лучше всего — в составе группы (3-5 человек). Групповое собеседование позволяет исключить предвзятую оценку кандидата, однако требует тщательной предварительной подготовки и согласованного поведения интервьюеров.
Правила проведения собеседования24:
1. Для успешного проведения собеседования интервьюеру необходимо иметь в наличии:
- контрольный список кандидатов с критериями и местом для заметок;
- модель (профессиограмму) рабочего места или должности, или краткие требования к кандидату на должность;
- должностные инструкции;
- план собеседования;
- подготовленные заранее для собеседования вопросы;
- комплект бланков для записи ответов претендентов;
- выделенное время из расчета не менее 30 минут на каждого кандидата;
- подготовленное помещение (отдельная комната, стулья в коридоре для ожидающих и др.)
2. Постарайтесь сделать помещение максимально уютным и не проводите собеседований, сидя за письменным столом. Некоторые менеджеры по персоналу считают такую манеру вполне подходящей, однако исследования показали, что физический барьер неизбежно порождает и барьер психологический. Это особенно важно, если интервьюер проводит собеседование совместно с помощниками. Опытные интервьюеры просят соискателей садиться на стул (кресло, диван), стоящий сбоку от стола и нередко располагаются рядом с кандидатом. По мнению психологов, это демонстрирует претенденту дружелюбие и уважение со стороны собеседника. Такое расположение позволяет интервьюеру хорошо видеть глаза и жесты претендента и создает у последнего ощущение собственной значимости, свободы и естественности поведения, стимулирует открытость и искренность при ответах на вопросы.
3. Психологи установили, что как бы долго не длилась беседа, положительное или отрицательное мнение о кандидате у интервьюера обычно складывается в течение первых 3-4 минут разговора. После этого интервьюер задает вопросы в зависимости от сложившегося мнения: при положительном — позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — «на засыпку». То есть интервьюер сознательно или неосознанно создает условия, чтобы его первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами. Зная об этой психологической ловушке, интервьюер должен всячески ее избегать. Первые минуты собеседования лучше использовать не для получения какой-либо информации от кандидата, а для создания спокойной и комфортной атмосферы (для обеих сторон), психологического раскрепощения кандидата, налаживания позитивных и конструктивных отношений взаимопонимания, при которых можно вести продуктивную работу. В первые минуты также целесообразно сделать ясное и сжатое вступление; цели собеседования должны быть четко доведены до сведения кандидата вместе с краткой информацией о форме собеседования, его продолжительности и т.д. Согласованная повестка дня может значительно способствовать установлению психологического контакта при собеседовании.
4. Интервьюеру следует избегать длинной вступительной лекции об организации или о самой работе, поскольку это может вызвать льстивые или определенным образом ориентированные ответы. Эту тему лучше отложить на конец собеседования, чтобы информировать претендента об особенностях работы лишь после того, как кандидат ответит на вопросы о своих способностях, прошлых достижениях и опыте. Конкретную информацию о фирме лучше всего давать в конце собеседования, отвечая на вопросы кандидата. Вообще, очень важно дать кандидату возможность задавать свои вопросы. Это дает ценную информацию о том, какие факторы приоритетны для конкретного человека.
5. График собеседований должен предусматривать, по крайней мере, 30-минутный перерыв перед началом беседы с очередным кандидатом. Это необходимо для нейтрализации психологических эффектов восприятия, когда впечатление от предыдущего кандидата проецируется на следующего. Так, на фоне откровенно слабого кандидата весьма посредственный специалист может показаться интервьюеру «вполне подходящим» и наоборот. Необходимо также предусмотреть время для записи и оценок ответов кандидата, а также перерыв для отдыха интервьюера. Эффективное собеседование, как правило, требует много сил, поэтому важно сохранять способность ясно мыслить. Количество собеседований, которые интервьюер может эффективно провести в течение рабочего дня — не более пяти.
Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что в основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существуют местные службы занятости.
Методика государственной поддержки в поиске работы должна основываться на следующих принципиальных положениях:
- охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
- ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
- “сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
- единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
- полная объективность оценочных показателей;
- использование действующих форм учета и отчетности.
Основными принципами государственной политики являются: обеспечение всем гражданам равных возможностей на свободный труд, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей, обеспечение социальной защиты в области занятости, создание мер для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека, поощрение работодателей, сохраняющих рабочие места и создающих новые, координация мер по занятости населения с другими: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста цен и т.д., развитие трудовых ресурсов, сокращение безработицы, обеспечение занятости малочисленных народов и международное сотрудничество в области занятости.
Собеседование при приеме на работу имеет решающее значение в процессе подбора кадров. Заключается в отборе подходящего человека для работы на основе объективных критериев.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Понимание механизма поиска работы и процесса выбора стратегий поиска необходимо для проведения политики, способствующей повышению эффективности трудового посредничества и уменьшению трансакционных издержек на рынке труда. В ходе выполнения курсовой работы нами были рассмотрены теоретические основы начала поиска работы. Поиск работы может происходить различными способами.
Наиболее распространенные из них следующие:
1. Обращение в органы государственной службы занятости;
2. Обращение в негосударственные агентства;
3. Помощь друзей и знакомых;
4. Помощь родственников;
5. Просмотр объявлений о вакансиях или размещение объявлений о поиске работы в средствах массовой информации (в том числе в сети Интернет);
6. Непосредственное обращение к работодателю, на фирму.
Основными видами документов для трудоустройства являются: резюме, информационное сообщение, рекомендательное письмо, объявление в газету или другое рекламное издание, объявление на “Доску объявлений”.
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существуют местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.
Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:
- охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
- ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
- “сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
- единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
- полная объективность оценочных показателей;
- использование действующих форм учета и отчетности.
Собеседование преследует две главные цели: помочь организации оценить кандидатов на соответствие должности и помочь кандидатам оценить организацию как будущее место работы.