Тактика поиска работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за недостаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, часто и неподготовленности к конкуренции на рынке труда, найти место работы молодым гражданам становится все сложнее. Это связано, в частности, с тем, что рынок образовательных услуг оказался не готовым оперативно реагировать на спрос работодателей, что вызывает возникший дефицит квалифицированных работников по многим профессиям.

Работа содержит 1 файл

Тактика поиска работы. 18.11.12.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»

тема: Тактика поиска работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за недостаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, часто и неподготовленности к конкуренции на рынке труда, найти место работы молодым гражданам становится все сложнее. Это связано, в частности, с тем, что рынок образовательных услуг оказался не готовым оперативно реагировать на спрос работодателей, что вызывает возникший дефицит квалифицированных работников по многим профессиям.

Переход нашей страны к рыночной экономике привел к возникновению рынка труда. Этот рынок характеризуется высвобождением рабочей силы и увеличением числа лиц, ищущих работу. В условиях рынка происходят изменения в системе ценностей. Так, на одно из первых мест в ценностном ряду выдвигается получение работы. В связи с этим люди, чтобы улучшить свои шансы на получение работы, должны быть готовы к постоянному совершенствованию. Иногда даже к смене профессии. Некоторые соискатели рабочих мест готовы ради получения интересующей их хорошо оплачиваемой работы даже поменять место жительства.

Каждый претендент на рабочее место приходит к пониманию того, что каким-то образом следует предлагать свою рабочую силу (способность к труду), сталкивается с необходимостью самопредставления на рынке труда.

Актуальность данной работы также может быть обусловлена следующими причинами: во-первых, в современных рыночных условиях человек периодически ищет работу с условиями и продвижениями по карьерной лестнице лучше, чем на прежней работе. Во-вторых: в настоящее время я нахожусь в поиске работы (я была сокращен, -а по инициативе работодателя, а именно по причине ликвидации организации).

Одним из элементов функционирования рынка труда, которым является процесс поиска работы обеспечивает установление реального соотношения между требованиями работника к рабочему месту и возможностями, предоставляемыми работодателем. Процесс поиска работы непосредственно связан с эффективностью функционирования рынка труда в целом. Вследствие неполноты информации и неопределенности, которые существуют на рынке труда, процесс «подстройки» индивидов, желающих работать, к вакантным рабочим местам занимает определенное время. Чем эффективнее осуществляется процесс поиска, тем быстрее происходит эта «подстройка» и тем более эффективно действует рынок труда в целом.

Понимание механизма поиска работы и процесса выбора стратегий  поиска, выявление различий в стратегиях поиска для разных социально-демографических и профессиональных групп необходимо для проведения политики, способствующей повышению эффективности трудового посредничества и уменьшению трансакционных издержек на рынке труда. Анализ процесса выбора способов поиска работы также позволяет понять различия между теми безработными, которые обращаются в государственную службу занятости при поиске работы, и теми, кто предпочитает другие методы поиска, и служит основой для профилирования безработных, выработки практических решений по повышению адресности и эффективности государственной политики в данной области.

Целью данной курсовой работы является изучение тактики и стратегии поиска работы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

 - изучить основные причины поиска работы.

 - обозначить этапы и формы поиска работы;

 - показать особенности государственной поддержки в поиске и получении работы.

Объектом исследования является тактика поиска работы.

Предметом исследования является: совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе поиска работы.

Методы исследования в курсовой работе: методы экономического и сравнительного анализа, абстрактно-логический и другие методы.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, ставятся цель и задачи, определяются объект, предмет и методы исследования. В первой главе раскрываются теоретические особенности поиска работы, где даны этапы и особенности поиска работы, подробно раскрыта стратегия поиска работы. Во второй главе рассматриваются особенности государственной поддержки в поиске работы, где даны методы, правовые основания и принципы государственной поддержки в поиске работы. В заключении подводятся итоги всей работы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛА ПОИСКА РАБОТЫ

    1. Этапы и особенности поиска работы. Стратегия поиска работы

 

Одной из составляющих общей жизненной стратегии индивидов, стремящихся к достижению определенного уровня жизни (в т.ч. благосостояния) и общественного статуса, является процесс поиска работы, который представляет собой целенаправленную деятельность индивидов по нахождению наиболее приемлемого варианта трудоустройства. С макроэкономической точки зрения процесс поиска работы является важной составляющей функционирования рынка труда. Он обеспечивает пересечение требований работника к рабочему месту с реальными возможностями, которые предоставляет работодатель. В совокупности со встречным процессом - поиском работников на замещение вакантных рабочих мест со стороны работодателей, особенности данного процесса определяют характеристики равновесия на рынке труда. В теоретических моделях равновесие на рынке труда - результат взаимодействия спроса на труд и предложения труда, часто выглядит просто как пересечение двух кривых на графике. Но в реальности процесс пересечения спроса и предложения имеет свою институциональную, пространственную и временную определенность. Он связан с издержками, которые, по сути, являются одним из видов трансакционных издержек. И то, как устроен процесс поиска, влияет на результаты и скорость подстройки спроса и предложения на рынке труда1.

Существование процесса поиска работы обусловлено  наличием информационной асимметрии на рынке труда, когда участники рыночных отношений обладают неполной информацией о поведении и характеристиках своих контрагентов. Так, если бы ищущий работу индивид точно знал, какую заработную плату предлагает конкретный работодатель (более широко - какими характеристиками, включая условия труда, должностные обязанности, заработную плату, перспективы профессионального роста и т.д., обладает конкретная вакансия), он мог бы сразу устроиться на самое лучшее место из множества всех доступных для него вакантных позиций. В таком случае процесс поиска работы вообще бы не возникал. Однако реальные рынки труда несовершенны, характеризуются неполнотой и асимметрией информации, имеющейся у разных агентов рынка, вследствие чего в действительности ищущий работу индивид не знает, какую именно заработную плату (и другие характеристики рабочего места) предлагает каждый конкретный работодатель на рынке труда. Поэтому индивид, заинтересованный в получении работы, вынужден прибегнуть к процессу поиска, чтобы постараться найти наилучший вариант трудоустройства. Необходимо заметить, что асимметрия на рынке труда также обуславливает существование обратного процесса - поиска работников со стороны работодателей, поскольку и работодатели не обладают всей полнотой информации о том, какими качествами характеризуется каждый конкретный работник, и на какую заработную плату он претендует. Институциональная структура рынка труда предполагает, что поиск работы может происходить различными способами.

Наиболее распространенные из них следующие:

1. Обращение в органы государственной службы занятости;

2. Обращение в негосударственные агентства;

3. Помощь друзей и знакомых;

4. Помощь родственников;

5. Просмотр объявлений о вакансиях или размещение объявлений о поиске работы в средствах массовой информации (в том числе в сети Интернет);

6. Непосредственное обращение к работодателю, на фирму2.

Среди каналов поиска традиционно  выделяют формальные и неформальные. Под формальными каналами понимаются те, которые реализуются с помощью  формальных посредников на рынке труда, к которым относят государственную службу занятости и негосударственные агентства, занимающиеся трудовым посредничеством. Каналы «помощь родственников», «помощь друзей и знакомых», а также «непосредственное обращение к работодателю, на фирму» рассматриваются как неформальные. В настоящее время в рамках как западных, так и отечественных исследований существует традиция считать поиск работы через СМИ также формальным каналом, исходя из того, что в этом случае присутствует институциональный информационный посредник - специализированное средство массовой информации, публикующее на своих печатных и/или виртуальных web-страницах объявления о вакансиях и поиске работы.

Для осуществления процесса поиска работы человек выстраивает  стратегию поиска. Концепции стратегий поведения используется исследователями в различных социальных исследованиях. Интерес представляют работы Ю. М. Плюснина и Г. С. Пошевнёва по проблемам социальной психологии безработных3. В своих исследованиях, охватывающим период с 1998 по 2008 г.г., они обобщили многолетний опыт работы службы занятости РФ.

Существуют следующие типы стратегий поиска работы:

Самостоятельный поиск

Поиск с помощью посредников

Официальные средства поиска:

1. Путём изучения ситуации  на рынке через средства массовой информации

2. С помощью специализированных  организаций по трудоустройству

Неофициальные средства поиска:

3. Путём непосредственного  обращения к работодателю

4. С помощью родственников,  друзей, коллег

1. Самостоятельный поиск  с использованием информации, получаемой из официальных источников (газет, радио, телевидения), а также путем ответа на рекламные объявления применяют подавляющее большинство безработных – 74 %.

2. Поиск с помощью специализированных  государственных и частных организаций по трудоустройству (службы занятости, агентства по трудоустройству, клубы безработных и т.п.), т.е. путем установления формальных связей, ведут 49 % мужчин и 58 % женщин. Следует отметить, что частные бюро всё ещё играют крайне незначительную роль и основные надежды безработный, конечно, возлагает на службу занятости населения. Хотя почти 10 % опрошенных безработных и отметили, что они обращались в частные агентства по трудоустройству, результата это приносит пока мало.

3. Случайный поиск, который  заключается в непосредственном обращении к работодателю, практикуют примерно четверть всех безработных: 28 % мужчин и 18 % женщин.

4. С использованием связей  и знакомств, с помощью круга  близких людей (родственников,  друзей, знакомых, бывших коллег), т.е.  через неформальные социальные связи, ищут работу 25 % безработных.

Выбирая одну из основных стратегий поиска работы, необходимо обратить внимание на следующее:

- Функции, за выполнение которых платят деньги:

- Организовать

- Нести ответственность

- Выполнять трудоемкую, сложную и др. работу

- Обеспечить высокий доход

Три группы требований, предъявляемых к претенденту:

1. Требования к профессиональному уровню. Профессиональный уровень - это наличие образования и опыта по основным и смежным профессиям. Работа в условиях рынка обусловлена жесткими требованиями к специалисту по части мобильности во всех отношениях. Острота этих вопросов обусловлена спецификой работы малых и средних предприятий, которые не могут содержать полный штат работников, но вынуждены выполнять такую же многоплановую работу, как и крупные предприятия.

2. Требования к личным качествам. Личные качества претендента рассматриваются в очень широком спектре. Основные из них: мобильность, инициативность, организаторские способности, физическое состояние, творческие способности, контактность, коллективизм, педагогические способности, стремление к повышению уровня знаний и оплаты, возраст, честность, аккуратность, пунктуальность, педантичность, добросовестность, целеустремленность и др.

3. Соответствие профессионального уровня и личных качеств условиям труда. Под условиями труда подразумевают степень трудоемкости, опасности и комфортности работы.

Существуют два метода поиска работы4:

1. Пассивный. Этот метод подразумевает поиск по рекламным объявлениям в газетах и журналах, в банках данных служб трудоустройства.

2. Активный. Этот метод включает в себя все приемы пассивного, но в основном ориентирован на активную рекламу способностей, желаний и возможностей претендента (объявления в газетах и журналах) и т.п.

Поиск работы с помощью знакомых.

Поиск работы с помощью родственников, друзей и знакомых является одним из наиболее эффективных способов. Ваши близкие могут сообщить вам о существующих и открывающихся предприятиях, специфике их работы и др. Они также могут:

- порекомендовать работодателю

- передать работодателю ваше заявление, автобиографию и другие документы

- организовать встречу с работодателем и т.п.

Скорее всего, из всех соискателей, обладающих более менее равными достоинствами, работодатель выберет претендента с рекомендацией от тех, кого хорошо знает. Иногда на работу принимают менее способного работника только потому, что кто-то из знакомых достаточно подробно обрисовал ему достоинства и недостатки претендента и поручился за него.

Поиск работы через коммерческие кадровые агентства.

Работа коммерческих кадровых агентств строится несколько иначе, чем деятельность государственных служб занятости. Это обусловлено тем, что коммерческие кадровые агентства существуют на собственные средства, получаемые, как правило, от тех, кто ищет специалиста (от работодателя) или от тех, кто ищет работу (от соискателя). Номенклатуры вакансий коммерческих кадровых агентств и государственных служб занятости существенно отличаются друг от друга. Анализ объявлений коммерческих кадровых агентств показал, что львиная доля вакансий приходится на долю квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование по основной и родственной специальности, а также опыт работы в данной отрасли. Если у вас есть хорошее образование и (или) большой опыт работы, то вы без труда можете устроиться на работу через кадровое агентство.

Информация о работе Тактика поиска работы