Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:01, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за недостаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, часто и неподготовленности к конкуренции на рынке труда, найти место работы молодым гражданам становится все сложнее. Это связано, в частности, с тем, что рынок образовательных услуг оказался не готовым оперативно реагировать на спрос работодателей, что вызывает возникший дефицит квалифицированных работников по многим профессиям.
Поиск работы через средства массовой информации.
СМИ (пресса, радио, телевидение, интернет и др.) выполняют функцию прямой и косвенной связи между работодателем и претендентом. Прямая связь заключается в публикации объявления работодателя или претендента, а косвенная несет в себе информацию посредников, чаще всего в этой роли выступают государственные и коммерческие службы трудоустройства.
Как нужно искать работу, чтобы получить ее.
Процесс поиска работы можно условно разделить на три этапа5:
1. Выбор способов поиска работы (лучше использовать одновременно несколько способов: телефонный звонок, письмо, личный визит, передача информации через знакомых или других посредников и т.п.).
2. Поиск возможных работодателей (желательно не менее пяти).
3. Личное общение с работодателями.
Из этих трех этапов наиболее ответственным является последний. Именно при непосредственном общении с работодателем окончательно решается вопрос о зачислении на работу, т.к. при личной встрече создается наиболее полное впечатление об особенностях характера, личных и профессиональных качеств претендента.
Основные достоинства претендента на работу можно сформулировать так:
1. Высокий уровень квалификации в своей отрасли, специальности (наличие соответственного образования и опыта работы).
2. Положительная мотивация к труду (потребность именно в работе, а не в красивом, теплом, престижном и т.п. офисе)
3. Владение смежными профессиями (компьютер, иностранный язык, вождение автомобиля и др.).
4. Крепкое здоровье, хорошие физические данные.
5. Готовность работать на перспективу за небольшую заработную плату.
6. Умение подать себя (на работу принимают не лучшего, а умеющего убедить).
К недостаткам претендента можно отнести отсутствие перечисленного выше, а так же организационную и психологическую неподготовленность к собеседованию (отсутствие необходимых документов, рассеянность мыслей и внимания, неправильный выбор одежды и т.п.)
Особенности общения по телефону.
Разговор по телефону незнакомых людей - дело непростое. Работодателю трудно представить, как вы выглядите, одеваетесь, жестикулируете, улыбаетесь, и т.п. Он составит мнение о вас только по вашем умению последовательно и четко излагать свои мысли. Начиная телефонный разговор с работодателем, поздоровайтесь, представьтесь, сообщите цель своего звонка. Разговор необходимо вести ненавязчиво; в зависимости от цели звонка вы можете договориться о предстоящей встрече, уточнить, какие документы необходимо взять на собеседование, и т.п. В любом случае очень важно своевременно и корректно закончить разговор. Даже если вы получили прямой и однозначный отказ, извинитесь за беспокойство, поблагодарите за внимание и вежливо попрощайтесь6.
Подготовка к собеседованию.
Именно при личном общении, в ходе разговора делается окончательный вывод о достоинствах претендента и принимается решение о его приеме на работу (или отказе).
Поиск работы может стать большой проблемой в любом возрасте. Ищут её школьники и студенты на время каникул, попавшие под сокращение сотрудники предприятий, молодые мамы, вышедшие из декрета и многие другие.
Некоторые занимаются этим самостоятельно, опрашивая знакомых и друзей, давая объявления в газетах или звоня по указанным телефонам на предприятия, где имеются вакансии. Другие размещают свои данные на профильных сайтах в Интернете. Есть подобные электронные ресурсы практически для каждого города, так для жителей Улан-Удэ. Изучив список предлагаемых вакансий, можно составить представление о том, какие специальности более всего востребованы на сегодняшний день. Если ваша квалификация не позволяет претендовать на одно из имеющихся мест, можно попробовать сменить направление деятельности, ведь сейчас каждый городской Центр занятости предлагает подобную возможность. Встав на учет, вы получите возможность консультироваться с инспектором, который, изучив ваш «послужной список», сможет направить вас на те или иные курсы.
Сотрудники Центров занятости всегда учитывают специфику того региона, в котором они находятся. Практически в каждом городе сейчас в дефиците рабочие специальности, так что, получив навыки токаря, фрезеровщика, маляра или плиточника, вы сможете найти хорошо оплачиваемое место. Разместив свое объявление в рубрике «ищу работу», вы удивитесь, какое количество предложений получите всего за пару дней7.
Таким образом, поиск вакансий через Интернет сейчас признан наиболее успешным вариантом. Всемирная сеть открыла новые возможности для многих. Особенно интересными бывают предложения об удаленной надомной работе. Крупные швейные цеха зачастую подыскивают мастериц, которые могли бы заниматься на дому пошивом штор или одежды, туристические компании предлагают работу рекламным агентам, которые будут заниматься рассылками через Интернет. Также часто требуются люди, хорошо владеющие компьютером для обработки текстов, написания статей, изготовление макетов в графических редакторах.
Не существует жестких правил написания подготовки документов для трудоустройства, но существуют разнообразные полезные советы и рекомендации, учитывающие многие психологические особенности обеспечения эффективности этих документов. Главной такой особенностью всех документов является учет целей их подготовки к отправке в конкретные организации: содержащаяся в них информация о претенденте должна заинтересовать потенциального работодателя и возбудить в нем желание встретиться с вами. Есть два основных типа написания документов: хронологический и функциональный (по главным достижениям). Хронологический предполагает изложение вашей трудовой деятельности, как правило, в обратном хронологическом порядке, то есть, начиная с последнего места работы до начала трудовой деятельности. Функциональный тип используется реже и предполагает группировку деятельности по основным направлениям, выделение наиболее ярких профессиональных достижений. Его можно рекомендовать тем, кто хотел бы отвлечь внимание от хронологической последовательности, например, если вы какое-то время не работали, если слишком часто меняли работу, если те качества и навыки, которые наиболее важны для искомой вакансии, наиболее ярко были проявлены вами достаточно давно, а деятельность, которой вы занимались позднее, более далека от той работы, которую вы пытаетесь получить8.
Основными видами документов для трудоустройства являются: резюме, информационное сообщение, рекомендательное письмо, объявление в газету или другое рекламное издание, объявление на “Доску объявлений”9.
Резюме – документ, разрабатываемый претендентом на вакантное рабочее место, который кратко и правильно структурирует информацию о его трудовой и личной жизни с целью создать благоприятное первое впечатление о себе, как о человеке, способном прекрасно выполнять данную работу. Резюме должно соответствовать требованиям делового этикета.
Резюме – основной документ. Выделяется пять основных требований к стилю написания резюме:
1) краткость;
2) конкретность;
3) активность (используйте энергичные глаголы, показывающие активность, никогда не пишите “участвовал”, “оказывал помощь” и т.д., так как может показаться, что вы стояли в стороне или от случая к случаю оказывали разовые услуги);
4) избирательность (отбирайте только ту информацию, которая соответствует цели резюме);
5) честность (не включайте в резюме ложную информацию, но правильно расставляйте акценты).
Объем резюме допускается не более 2 страниц, но лучше ограничиться одной страницей. В резюме оформляется информация, структурирующая трудовую и личную жизнь претендента на вакантную должность.
1) “Шапка” (располагается слева или по центру), в которой указываются:
– Ф.И.О.;
– гражданство (гражданин Российской Федерации);
– дата рождения, возраст (указываются, если это вам выгодно);
– наличие московской прописки (регистрации);
– семейное положение (указывается, если это выгодно);
– адрес (указывается, если вы проживаете вблизи от места нахождения фирмы);
– контактный телефон и часы, в которые вы готовы ждать звонок работодателя.
2) Цель обращения. Указываются:
а) характер работы, которую ищите;
б) какую работу хотите выполнять или какую должность занимать в этой фирме:
– “ищу работу в такой-то должности, в такой-то фирме” – обращение должно быть адресным и конкретным и соответствовать интересам (ожиданиям) работодателя;
– “могу работать (хочу работать, хотел бы работать)” – от выбора одного из таких определений зависит диагностика уверенности претендента в своих профессиональных возможностях;
– “первое время могла бы занимать такую-то должность, выполнять такие-то функции” – свидетельство полной неуверенности в себе.
3) Образовательный блок, содержащий следующие сведения:
– высшее образование – указывается название ВУЗа по диплому, год, месяц поступления и окончания, факультет, специальность (психолог-практик);
– самое актуальное образование после указанного высшего;
– все другие образования по мере убывания (техникумы, спец. школы);
– дополнительное образование (все курсы) – год, месяц поступления и окончания; можно указать объем часов на подготовку, в том числе и по каждому предмету, но при условии, если объем часов является достаточным с точки зрения интересов работодателя (например, персональный компьютер – 280 часов).
4) Профессиональная деятельность. Указывается в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы, или на первое место можно поставить ту должность, которая наиболее соответствует ожиданиям работодателя:
– названия организаций или фирм;
– должности, выполняемые функции, обязанности, права (полномочия);
– опыт работы в конкретной должности (стаж).
5) Дополнительные сведения:
– иностранный язык (степень владения);
– персональный компьютер (пользователь или программист), все редакторы, оболочки, программы;
– водительские права (категория), знание дорог Москвы и Подмосковья;
– наличие загранпаспорта.
– увлечения (2-3 соответствующих интересам работодателя).
6) Лучшие ваши качества (не более 2-3) из числа:
– общенравственных;
– волевых;
– профессионально-
– общепсихологических;
– собственно профессиональных.
Информационное сообщение – краткое письмо работодателю, состоящее из 2-3 абзацев, концентрирующее информацию о претенденте на вакантное место, призванную привлечь к нему внимание как к профессионалу, представляющему интерес для фирмы с точки зрения его пригодности для работы, на которую он претендует.
Информационное сообщение – это документ, не предусмотренный требованиями деловой этики. Его лучше всего отправлять по факсу, т.к. оно заполняется в свободной форме и занимает всего 1/2 листа, что очень удобно для кадровика или работодателя при ознакомлении с ним10.
Типовая структура информационного сообщения.
А) Блок сведений об адресате:
– адрес, телефон;
– лицо, к которому обращаешься (Генеральному директору).
Б) Блок сведений о себе (краткая информация):
Ф.И.О., год рождения, образование (наиболее соответствующее интересам работодателя), курсы.
В) Текст документа:
Уважаемый (имя, отчество).
Мне известно, что Ваша фирма занимает одно из ведущих мест на рынке таких-то товаров или услуг, она пользуется положительной репутацией как у бизнесменов, так и у покупателей, как надежная, стабильная фирма, в которой работают профессионалы. Мне также известно, что руководство Вашей фирмы при приеме на работу отдает предпочтение таким-то специалистам (указать материал, соответствующий вашим интересам и возможностям, но при этом пока еще не заявлять их своими, используя психологический прием “переноса”).
Краткая характеристика о себе:
Я (Ф.И.О.) – профессионал в расцвете духовных и физических сил, хотел бы работать в Вашей фирме в качестве … специалиста. Для этого у меня есть все необходимые возможности (см. блоки качеств, но не повторяясь при этом). Загранпаспорт, водительские права, знание компьютера. Жду Вашего звонка или перезвоню (указать дни и часы, в которые вы готовы ждать).
С уважением.
Дата, подпись.
Рекомендательное письмо – дополнение к резюме и информационному сообщению, оформляемое в виде официального документа от имени руководства учебного заведения, либо с последнего места работы претендента на вакантное место в адрес работодателя. Рекомендательное письмо не является обязательным документом, предусмотренным деловым этикетом. Однако оно играет традиционную роль в стратегии кадровой политики авангардных фирм11.
Объявление в газету. Это не самый лучший способ рекламной деятельности, однако, здесь вы можете указать сумму оплаты (заработной платы), ниже которой вы не согласитесь на собеседовании с работодателем заниматься этой работой. Сумму вы выбираете, ориентируясь на средние показатели заработной платы специалистов такого профиля, на который вы претендуете, в фирмах такого уровня, в которую вы хотите трудоустроиться. Вы должны выяснить: верхний и нижний пределы заработной платы. В объявлении вы указываете уровень не ниже нижнего предела. А дома перед собеседованием, заранее, должны решить, ниже какого уровня заработной платы вы не должны соглашаться, и быть твердыми на собеседовании. Не надо указывать максимальный предел заработной платы. Надо назвать уровень чуть-чуть выше среднего. При этом вы оставляете шанс работодателю стимулировать ваш труд повышением уровня заработной платы после завершения испытательного срока (если это оговорено в контракте), или же предложить вам компенсационный пакет (медицинская страховка и т.д.).