Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:01, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за недостаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, часто и неподготовленности к конкуренции на рынке труда, найти место работы молодым гражданам становится все сложнее. Это связано, в частности, с тем, что рынок образовательных услуг оказался не готовым оперативно реагировать на спрос работодателей, что вызывает возникший дефицит квалифицированных работников по многим профессиям.
Перерегистрация устанавливается органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. И в этом случае перерегистрация сопровождается предъявлением обозначенных ранее документов.
Законодательство устанавливает основания для снятия безработных с регистрационного учета. В частности, к ним относятся: признание граждан занятыми; прохождение профессиональной переподготовки; неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы занятости и некоторые иные. В каждом таком случае данный орган выносит соответствующее решение.
Анализируя проблемы занятости, О. В. Смирнов обращает внимание на некоторые несогласованности законодательства. Так, под статус безработного подпадают граждане, достигшие 16-летнего возраста, в связи с Законом о занятости. А ст. 63 Трудового кодекса РФ устанавливает 15-летний возраст, с которого предусмотрена возможность приема на работу, в связи с чем данные лица в течение года лишаются права на трудоустройство и не получают пособия по безработице18.
Ответственность безработного проявляется в приостановлении выплаты пособия по безработице (до трех месяцев) и сокращения размера пособия на четверть (до одного месяца).
Основной вид социальной поддержки безработных — выплата пособий по безработице. Кроме этого социальной поддержкой является выплата стипендии в период профессиональной подготовки; участие в оплачиваемых общественных работ, возмещение затрат на переезд к новому месту работы в другую местность и некоторые иные.
Размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, начисляемому за последние три месяца по последнему месту работы. В других случаях пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
В первые три месяца безработицы размер пособия составляет 75 % среднемесячного заработка за последние три месяца по прежнему месту работы, в следующие четыре месяца — 60%, в последующем — 45 %, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше среднего уровня средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Для отдельных категорий безработных граждан законодательством предусмотрены доплаты к пособию (дополнительное пособие).
Пособие начинает начисляться со дня признания гражданина безработным. Пособие выплачивается в период безработицы в течение 12 месяцев, а с учетом неоднократности этих периодов — в течение 18 месяцев. А при не предоставлении оплачиваемой подходящей работы безработный имеет право и по истечении 18 месяцев на повторное получение пособия в размере минимальной оплаты труда.
Законодатель установил дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о занятости). В частности, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении работы, путем разработки и реализации рассмотренных выше целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов) и др19.
К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, относятся:
- молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;
- одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей;
- инвалиды труда и войны;
- женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;
- лица предпенсионного возраста;
- лица, освобожденные из мест лишения свободы;
- беженцы;
- вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.[1,32]
Рассмотрим в качестве примера правовые основания трудоустройства некоторых лиц из указанных категорий рассматриваемых групп населения. Так, конституционное право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду относится и к тем гражданам, которые по каким-либо причинам частично утратили трудоспособность и признаны компетентными органами ограниченно трудоспособными, то есть инвалидами. Как уже отмечалось, трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудоустройства состоит в следующем:
а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы - ранее ВТЭК';
б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;
в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.
Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»20. В статье 20 последнего предоставляются гарантии занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:
1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
2) установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;
3) резервирование специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.
Рассмотрим некоторые вышеперечисленные законоположения более подробно.
Так, указанным выше организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, может быть установлена квота приема на работу инвалидов в процентах к среднемесячной численности работников, но не менее трех процентов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов России вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения РФ. Полученные средства предназначены для расходования целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Инвалидам должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидам (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Основные принципы государственной политики пока остаются, это:
1. Обеспечение всем гражданам равных возможностей на свободный труд.
2. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей.
3. Обеспечение социальной защиты в области занятости, создание мер для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве.
4. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
5. Поощрение работодателей, сохраняющих рабочие места и создающих новые.
6. Координация мер по занятости населения с другими: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста цен и т.д.
7. Развитие трудовых ресурсов.
8. Сокращение безработицы.
9. Обеспечение занятости малочисленных народов.
10. Международное сотрудничество в области занятости21.
В ТК РФ впервые в истории трудового законодательства включен раздел II, содержащий основные нормы, регламентирующие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, включая ученический договор (см. ст. 196—208)22.
Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель имеет право:
1) определять потребность в кадрах определенных профессий квалификационного условия для собственных нужд;
2) определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд;
3) проводить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
4) определять с учетом мнения представительного органа работников:
формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
перечень необходимых профессий и специальностей;
5) заключать ученический договор (см. ст. 198 ТК РФ). В обязанности работодателя, входит:
1) проведение повышения квалификации работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
2) создание необходимых условий для совмещения работы с обучением работникам, проходящим профессиональную подготовку, предоставление гарантий, установленных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами[].
Планы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров обычно прилагаются к коллективному договору.
Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации названо среди основных прав работника (см. ст. 21 ТК РФ). Далее в Кодексе право на повышение квалификации конкретизируется. В него включено право на обучение новым профессиям (ч. 2 ст. 197).
В прежнем законодательстве отсутствовало указание на то, в какой форме реализуется это право работника, на каком правовом основании возникают соответствующие отношения между обучающимися в организации и этой организацией.
Собеседование при приеме на работу имеет решающее значение в процессе подбора кадров. Заключается в отборе подходящего человека для работы на основе объективных критериев, которые применяются к кандидату взвешенно и справедливо. Собеседование преследует две главные цели:
1) помочь организации оценить кандидатов на соответствие должности;
2) помочь кандидатам оценить организацию как будущее место работы. Исторически сложились следующие методики проведения собеседования:
1. Британский метод собеседования основан на личной беседе с кандидатом членов кадровой комиссии. Интервьюеры интересуются биографией, традициями семьи и местом, где он получил образование: «Не родственник ли Вы герцога Соммерсетского? Кто из семьи служил в Королевском флоте? Где Вы учились — не в Оксфорде?» Если кандидат успешно отвечает на заданные вопросы, то он быстро принимается.
2. Немецкий метод основан на предварительной подготовке кандидатами значительного числа документов с обязательными письменными рекомендациями известных специалистов, ученых, руководителей, политиков. Экспертная комиссия из компетентных лиц анализирует представленные документы, следит за правильностью их оформления. Кандидаты на вакантные должности проходят целый ряд обязательных строгих процедур, предшествующих непосредственному собеседованию.
3. Американский метод собеседования сводится к проверке интеллектуальных и творческих способностей, психологическому тестированию с использованием компьютеров и наблюдению за кандидатами в неформальной обстановке. Для этого кандидат приглашается, к примеру, на уикэнд, презентацию, ланч. При этом обращается большое внимание на потенциал человека и недостатки его личности, что не всегда подтверждает возможность работы подобранного таким способом менеджера в команде. Однако такой метод позволяет выявить скрываемые недостатки личности, которые могут быть недопустимы для работы в конкретной фирме.