Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:01, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за недостаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, часто и неподготовленности к конкуренции на рынке труда, найти место работы молодым гражданам становится все сложнее. Это связано, в частности, с тем, что рынок образовательных услуг оказался не готовым оперативно реагировать на спрос работодателей, что вызывает возникший дефицит квалифицированных работников по многим профессиям.
Объявление на “Доску объявлений”. Хотя этот вид рекламной деятельности не является основным, его также необходимо использовать. Объявление должно быть коротким и “бросаться” в глаза. Лучше всего информацию в нем распределить по блокам, с указанием времени, в которое вы будите ожидать звонка. Например:
Специалист, осуществляющий поиск новой работы, должен помнить о возможных ошибках при подготовке и написании основных рекламных документов.
Психологические ошибки, которых следует избегать при составлении информационного сообщения, резюме.
При составлении информационного сообщения:
– необязательно писать название “информационное сообщение” в заголовке, так как оно не предусмотрено нормативными актами;
– главное внимание следует обратить на содержательную часть документа, учитывая, что оформительская его сторона является второстепенной;
– требования, предъявленные к кандидату на вакантное место, должны быть отражены в содержании индивидуального собеседования для того, чтобы информация о Вас попала точно в цель, и соответствовать ожиданиям работодателя;
– место жительства целесообразно указывать в документе лишь в том случае, когда фирма расположена рядом с вашим домом;
– дату рождения можно не указывать, если работодатель не требует наличия такой информации;
– не обязательно указывать место вашего рождения; желательно указать, что вы являетесь гражданином РФ и имеете прописку или регистрацию в данном городе;
– детей можно не указывать, если об этом не говорится в объявлении работодателя;
– необходимо точно сформулировать цель вашего поиска работы. Она должна соответствовать вакантной должности и специфике деятельности конкретной фирмы, куда вы отправляете информационное сообщение о себе. Нельзя отправлять информационное сообщение одного и того же содержания сразу в несколько фирм. Оно окажется неконкретным, и тем самым будет продемонстрировано неуважение к фирме, работодателю;
– ваше хобби должно соответствовать интересам работодателя. Известно, что работодатель, как правило, заинтересован в наличии высокого интеллектуального уровня у претендента на вакантное место. Если в информационном сообщении или в резюме указывается, что вашим хобби является, например, посещение театра, то перед собеседованием необходимо выяснить, какие спектакли в этот период времени идут в конкретных театрах, кто является режиссером, какие актеры играют в них. Иначе вы можете попасть впросак.
Таким образом, поиск работы может происходить различными способами. Наиболее распространенные из них следующие: обращение в органы государственной службы занятости, в негосударственные агентства, помощь друзей и знакомых, помощь родственников, просмотр объявлений о вакансиях или размещение объявлений о поиске работы в средствах массовой информации (в том числе в сети Интернет) и непосредственное обращение к работодателю, на фирму.
Существуют следующие типы стратегий поиска работы: самостоятельный поиск, поиск с помощью посредников, официальные средства поиска путём изучения ситуации на рынке через средства массовой информации и с помощью специализированных организаций по трудоустройству и неофициальные средства поиска путём непосредственного обращения к работодателю и с помощью родственников, друзей, коллег
Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.
Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах содействия занятости в качестве таковых для поиска им подходящей работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы12.
Однако не считаются безработными лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу — единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение 10 дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существуют местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.
Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.
Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.
Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей13:
- анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
- вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
- информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
- оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
- оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
- регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
- разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
- подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
- оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
- выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
- публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.
Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях14:
- охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
- ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
- “сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
- единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
- полная объективность оценочных показателей;
- использование действующих форм учета и отчетности.
В Институте экономики РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования15.
Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:
- удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
- удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;
- удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;
- уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.
Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.
Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю «уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др. ) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда.
Наименование показателей:
Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу.
Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.
Уровень безработицы.
Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.
Правительством РФ Постановлением N 156 от 6 апреля 2004 г. "Вопросы федеральной службы по труду" указано16:
1. Установить, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Регистрация безработных осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:
1) первичная регистрация;
2) регистрация в целях поиска подходящей работы;
3) регистрация в качестве безработных;
4) перерегистрация.
Первичная регистрация служит средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных, обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные сведения. Сам обратившийся гражданин в свою очередь получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных17.
Регистрация в целях поиска подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.п. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу, инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.
Предоставление перечисленных документов органу содействия занятости влечет у обратившегося в него гражданина право постановки их на учет для подыскания подходящей работы. В течение 10 дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая временную. Предложение включает два варианта подходящей работы. А впервые ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности, предлагается два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.