Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:09, курсовая работа
Существует множество определений суицида. Одни трактуют его как психическое заболевание, другие как явление, характерное для лиц с психическими расстройствами, третьи как форму девиантного поведения.
Из всего многообразия определений суицида стоит выделить некоторые, дающие наиболее полное представление об этом явлении.
Почему же те или иные категории опрашиваемых давали подобные ответы? Мужчины в жизни, как правило, более категоричны, более склонны осуждать подобные поступки. Они не признают слабостей, отступлений от так называемого "кодекса" настоящего мужчины, который никогда не плачет, много работает и обязан кормить семью. Всякий, будь то мужчина или женщина, кто дает себе послабление, совершая суицид, достоин порицания, он не осознает, что правильно, а что нет. Он "глупец", он "слабый человек", он "не должен жить", поскольку таким слабым людям не остается места в обществе. Те, кто ответил безразличием, видимо, просто никогда не задумывались над этим вопросом или полностью погружены в себя, чтобы не отставать от ритма жизни. Безразличие, на взгляд автора, является еще более худшей позицией, чем порицание самоубийств. Такой ответ может свидетельствовать еще и о том самом игнорировании, о котором говорилось выше. Игнорировании суицида как такового. Кроме того, безразличие это не просто отсутствие положительной или отрицательной оценки, это полное отсутствие мнения. Выражая безразличие, человек пытается сказать, что для него этого явления нет. А раз нет этого явления, то нет и лиц, которые подвержены суициду. Люди имеют право выражать положительное или отрицательное отношение к суициду, но не иметь мнения вообще, не замечать этого важного явления, они просто не имеют права. Особенно если учитывать, что вопрос формулировался в виде гипотетической ситуации, которая действительно могла произойти в жизни. Получается, что человек говорит, что ему все равно, жив ли, мертв ли знакомый его друга. Это вызывает серьезное опасение. Но, как видно, процент таки людей не высок. Карл Менингер отмечал, говоря о суициде: "К нему никогда не проявлялось организованного общественного интереса… Хотя во многих случаях его можно было бы предотвратить с помощью кого-то из нас".34
Женщины же придерживаются тоже достаточно категоричной позиции, что человек, который пытается лишить себя жизни, просто-напросто безумен. Женщина, в основном, ориентирована на дом и семью, с многочисленными заботами, обязанностями и хлопотами. Скорее всего, женщины просто не видят ни оправдания, ни причины, ни такой ситуации, которая могла бы подвигнуть человека на самоубийство. Только помешательство может привести к суициду, поскольку в остальных случаях человек должен искать выход, обращаться за помощью к своей семье. Возможно, женщины давали такой ответ потому, что так просто проще понять суицид. Это самый просто ответ: хотеть умереть, убить себя – ненормально. Этого может хотеть только ненормальный человек. Сумасшедшие люди слышать голоса, им кажется, что их преследуют. Только это может толкнуть кого-то на самоубийство, и ничто другое.
Но не стоит забывать, что женщины все же отвечали и другим образом – "надо ему помочь", и это притом, что в вопросе, задаваемом автором работы, указывалось, что суицидент – это "малознакомый" им человек. Тут тоже выходит на первый план ориентация женщины на семью и дом. Семья – это та обстановка, в которой женщине чаще всего приходится показывать себя мягкой, заботливой и доброй. Эта ориентировка на заботу выходит на первый план в кризисных ситуациях, а суицидальная попытка является именно такой.
Оказывать помощь неудавшемуся самоубийству женщина, скорее всего, будет в беседе. Она может даже предположить, что этому человеку оказывали недостаточно внимания, ему мало говорили, что его любят, или не говорили вообще. Может, у него нет семьи и вообще никто не говорил ему, что любит. У него может не быть близких друзей, готовых помочь, готовых выслушать. Ориентированная на семью, на доброе отношение, женщина постарается дать человеку то, чего ему не хватает, то, чего он был решить. То, из-за отсутствия чего, возможно, он и попытался лишить себя жизни.
Если говорит о возрастных критериях, то здесь наблюдается следующее. Лица в возрасте от 13 до 22 лет давали достаточно резкие ответы, строго осуждая суицидентов. Именно этой возрастной группе, в основном, принадлежат ответы "сумасшедший", "глупец", "все равно". Возможно, это связано именно с неосведомленностью молодых людей, с отсутствием жизненного опыта. Можно сказать, что эта жестокость вызвана непониманием того факта, что человек может столкнуться в жизни с такой проблемой, которая лично ему покажется неразрешимой. Молодым людям кажется, чаще всего, что любая проблема разрешима, что есть кто-то, кто всегда поможет, кто разрешит все за тебя. Следует заметить, что в процессе интервью автор интересовался, с кем проживают опрашиваемые. Чаще всего молодые люди отвечали, что живут с родителями. Родители – самые близкие люди, пока молодой человек не начнет самостоятельную жизнь. Они всегда помогут, защитят, многие даже уверены, что родители могут все. Вот почему самоубийство кажется им глупым, не выходом, а уходом и тому подобное. Они просто не знают другой обстановки, кроме как жизни в семье, где они чувствуют себя защищенными. Хорошо, если это действительно так. Но, к сожалению, семья не всегда может помочь, а родители вовсе не всесильные.
Однако следует заметить, что ответ "надо ему помочь" давали тоже, в основном, молодые люди. Скорее всего, именно потому, что в молодости любая проблема кажется разрешимой, и они уверены, что могут разрешить ни только свои собственные проблемы, но и проблемы малознакомого человека, находящегося в состоянии кризиса. Эту уверенность опять же дает им семья. В ней они видят, как решается та или иная проблема. Они предполагают, что сами уже научились этому искусству, что имеют достаточно знаний для оказания помощи. Опыт может действительно присутствовать. Но уже само по себе желание пойти на встречу человеку, не отворачиваться от него, показать свою заинтересованность его проблемой, иногда хватает и этого, чтобы человек вышел из кризисного состояния.
Ответ "ужас" дали только опрошенные в возрасте от 13 до 22 лет. Это всего 3 человека из 50 опрошенных, но все же это демонстрирует, что некоторая часть общества боится суицида как такового и старается не сталкиваться с ним в жизни.
Люди же в возрасте от 23 до 30 лет отвечали достаточно равномерно. Следует обратить внимание, что вариант "слабый человек" принадлежит только данной возрастной категории. Иными словами, здесь уже не слепая уверенность в том, что можно решить любую проблему, а уверенность в том, что любую проблему надо попытаться решить, нужно в любом случае искать выход. Тот, кто пытается себя убить, уходит от поиска решения, сдается, следовательно – он слабый человек. Один же из опрошенных, как говорилось выше, даже ответил таким образом, что такой человек "не должен жить". Раз он не ищет путей разрешения проблемы, раз он выбирает уход, то он не должен мешать другим людям, он должен уступить место тем, кто действительно сопротивляется жизненным трудностям.
И все же, люди в возрасте от 23 до 30 лет достаточно снисходительны, поскольку 5 из 13 дали ответ "надо ему помочь". И снова здесь идет речь о жизненном опыте, об опыте разрешения кризисных ситуаций, которым можно поделиться с человеком, который попал в беду. Конечно, как говорилось выше, такой опыт человек мог приобрести ни только самостоятельно справляясь с теми или иными проблемами, но и тесно общаясь с родителями, перенимая их опыт.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по первому из заданных вопросов. В общем и целом, 46% опрошенных относятся отрицательно к суицидентам, положительно или нейтрально относятся 34% опрошенных, безразличными остаются 18%.
Отрицательные ответы в основном давали мужчины в возрасте 13-22 лет, более сострадательными, но одновременно и критичными оказались женщины в возрасте 13-22 лет. Помощь в разрешении кризисной ситуации предложили преимущественно женщины в возрасте 13-22 лет.
В ходе проведения опроса автор пытался выяснить, имеет ли человек, по мнению опрашиваемых, право совершить самоубийство. С этой целью задавался вопрос: " Как Вы считаете, существует ли такая жизненная (или другого рода) ситуация, в которой самоубийство было бы допустимо?" В последствие было выделено только два варианта ответа: "да" и "нет". Рассмотрим более подробно, какие категории опрашиваемых давали эти ответы.
- "нет" – подобным образом ответили 24 опрошенных – 48%. Из них: мужчин 18, женщин – 6. В возрасте от 13 до 22 лет – 15 человек, от 23 до 30 лет – 9 человек. Это простой отрицательный ответ, выражающий резкую категоричную позицию – человек никогда не имеет права сделать выбор в пользу суицида. В данном вопросе не уточнялась, какой это именно человек, в какой ситуации он находится, каково состояние его здоровье, его экономическое или социальное положение. Можно предположить, что некоторые или даже все ответившие "нет" придерживаются жестких религиозных соображений. Большинство религий резко порицают суицид, потому как жизнь дана человеку Богом, и только он может ее отнять, если посчитает, что так нужно. Автор не будет говорить, что эта позиция неправильна. Но и полностью соглашаться с ней тоже не будет.
-
"да" – так ответили 25 человек
– 50%. Из них: мужчин – 10,
женщин – 15. В возрасте от 13
до 22 лет: 20 человек, от 23 до 30 лет
– 5 человек. Ответившие так
признали, что такой выбор человек
может сделать. Вопрос
- один человек (2%) отказался отвечать на данный вопрос. Это мужчина 25 лет, занятый на работе. Немного странно, что этот человек все же не ответил "не знаю", а просто воздержался от ответа.
Не трудно заметить, что половина порошенных ответили "да" на поставленный вопрос, тем самым, обозначив, что все же существует такая ситуация, из которой нет другого выхода, кроме самоубийства. Таким образом, можно сказать, что человек имеет право совершить самоубийство, в той или иной ситуации, которая ему кажется неразрешимой. Однако число ответивших "нет" тоже велико и приближается к 50%. Оно несколько меньше, но тоже весомо, поскольку это 24 человека из 50 опрошенных. Если не принимать в расчет человека, воздержавшегося от ответа, то можно говорить, что мнение опрошенных разделилось 50/50. Можно смело сделать вывод, что люди считают, что от тяжести ситуации зависит, выбирает человек суицид в качестве выхода или нет.
Из выше сказанного видно, что ответ "нет" дали преимущественно мужчины. Как уже говорилось ранее, при рассмотрении первого вопроса исследования, мужчины более жесткие, более целеустремленные и не признают слабости. Они убеждены, что всегда нужно искать выход. Убивать себя нельзя, что бы ни случилось. Нужно делать что-то, что угодно, но не сидеть на месте, сложа руки. Ситуация может быть неразрешимой, но человек должен что-то делать, он не имеет права сдаваться. Если человек убил себя – он сдался.
Более снисходительные женщины давали ответ "да", этот ответ стал преимущественно женским, хотя число мужчин, ответивших так, тоже достаточно велико – 10 человек. Вообще в ходе проведения работы автор обратил внимания, что на тему суицида более охотно разговаривают женщины, чем мужчины. Это, как и то, что женщины отвечали преимущественно "да", можно объяснить за большую открытость женщин, на большую откровенность и чувствительность.
Говоря о возрастном критерии, здесь видно следующее. Оба ответа, как "да", так и "нет" дали, в основном, лица в возрасте от 13 до 22 лет. Лица в возрасте от 23 до 30 лет отдали большее предпочтение ответу "нет", чем ответу "да". Опять же такое распределение можно объяснить наличием или отсутствием жизненного опыта у разных возрастных групп. Лица более старшего возраста дают отрицательные ответы потому, что знают, как разрешать проблемы и больше ценят жизнь как таковую.
Не сложно заметить, что более молодые люди, в возрасте от 13 до 22 лет, дали больше положительных ответов, чем отрицательных. И все же в обоих вариантах ответов преобладают лица именно этой возрастной категории. Можно предположить, что более молодые люди больше склонны рассуждать на тему жизни и смерти, их мнение к явлению суицида в процессе развития, как и отношение к смерти в целом. Возможно, ответ "да" продиктован отсутствием опыта, поскольку молодым людям часто некоторые жизненные ситуации кажутся неразрешимыми, тогда как человек более старшего возраста знает, как вести себя в подобном случае. То же самое с ответом "нет" – уверенность в преодолении любой жизненной ситуации, переоценка собственных сил.
И
так, можно подвести итог по данному
вопросу. Ответ "нет" дали преимущественно
мужчины в возрасте от 13 до 22 лет, тогда
как ответ "да" принадлежал в большей
мере женщинам в возрасте от 13 до 22 лет.
2.2
Исследование социальных
стереотипов о проблеме
суицида
Под социальными стереотипами подразумеваются так называемые "мифы", которые существуют в обществе по отношению к такому явлению как суицид. Это определенные убеждения, это стойкое отношение людей к суициду и лицам, пытавшимся его совершить.
Обычно выделяют следующие стереотипы, которые наиболее распространены в обществе:
- Самоубийства
совершают психически
- Самоубийство невозможно предотвратить;
- Существует
тип людей, склонных к
- Не существует признаков, которые бы указывали на то, что человек решился на самоубийство;
- Те, кто говорят о самоубийстве, редко предпринимают попытку или совершают его;