Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:09, курсовая работа
Существует множество определений суицида. Одни трактуют его как психическое заболевание, другие как явление, характерное для лиц с психическими расстройствами, третьи как форму девиантного поведения.
Из всего многообразия определений суицида стоит выделить некоторые, дающие наиболее полное представление об этом явлении.
Элизабет Кюблер-Росс была практикующим врачом в Швейцарии, затем переехала в США и работала над исследованием проблем смерти, сочетая ее с преподаванием психиатрии в Университете Чикаго. Выдающийся бестселлер “О смерти и умирании” (1969), широко известные семинары и лекции сделали ее одним из выдающихся исследователей горя.
Элизабет Росс известна своим изучением психологии различных этапов переживания приближения смерти. Она относит к ним следующие.
Отрицание: “Это не может случиться со мной, это ошибка, вы, наверное, говорите о ком-то другом.” Отрицание действует подобно буферу после неожиданно потрясающего известия.
Гнев:
он может иметь любую
Сделка: этот этап является сделкой, в которой ставкой становится чья-либо жизнь: “Если я пообещаю держаться подальше от гоночной трассы, поможете ли Вы мне выжить?” “Если Вы меня вылечите, я обещаю никогда не обманывать мою жену”. “Давайте бросим карты. Если выпадает козырная карта, я останусь жить, а если нет - то умру”.
Депрессия: она может быть формой предсмертного горя. Все вокруг кажется мрачным, человек чувствует себя нагим и незащищенным. В этом состоянии он становится пророком собственной обреченности. В это время человек часто отличается малообщительностью, теряя интерес к жизни.
Принятие: на этом этапе индивид, скорбя о грядущей потере, начинает думать о смерти с какой-то долей тихого ожидания. Абрахам Маслоу использует для характеристики этого состояния термин “самоактуализация”: “Я прожил полную и завершенную жизнь. Теперь я могу умереть”. Следует отметить, что, по мнению многих психиатров, только менее 2 % населения переживают эту стадию.
Элизабет Росс, характеризуя субъектов суицида, выделяет следующие категории тяжелобольных, обдумывающих самоубийство:
1)
те, кто испытывает интенсивную
потребность контролировать
2)
те, кому прямо сообщают о том,
что у них неизлечимое
“Мы ничего больше не можем сделать потому, что вы слишком поздно обратились за помощью”;
1.
больные, нуждающиеся в
2. больные, которые находятся в изоляции, покинуты друзьями и семьей или получают в кризисном состоянии неадекватную медицинскую помощь. Некоторые больные кончают с собой далеко не сразу. Вместо этого “они нарушают режим, не принимая медикаментов, таким образом, полупассивно приближая свою смерть”.
В социологии проблема суицида трактуется как социальная патология.
Э.Дюркгейм одним из первых провел фундаментальные исследования суицидального поведения ("Самоубийство"). Он использовал метод совпадающих изменений, т.е. предпринял анализ изменения уровня самоубийств в разных социальных группах населения. Итогом рассмотрения статистических корреляций стало определение основных социальных типов самоубийств: эгоистического, альтруистического и аномического.
Эгоистическое самоубийство – причиной такого самоубийства становится поражение в личных амбициях, вызванное крайним индивидуализмом, слабыми социальными связями с какой-либо социальной группой. Такой человек руководствуется соображениями своих личных интересов. Это индивидуалист, хозяин своей судьбы, он считает себя вправе положить конец своей жизни. Характерною его чертою является состояние томительной меланхолии, парализующей всякую деятельность человека.15 Дюркгейм говорит о том, что такой человек перестает обращать внимание на все окружающее, он обращает внимание главным образом на состояние своего сознания. Именно его собственное сознание становится единственным предметом его анализа и наблюдения. С этого момента он уже не может думать о том, что не касается его, тем самым он углубляет это состояние, от чего его одиночество становится все больше. Возникает угроза самоубийства. Человек точно определяет час своей смерти и задолго наперед составляет план ее выполнения; медленный способ не отталкивает его; последние моменты его жизни окрашены спокойной меланхолией.16
Альтруистическое самоубийство – противоположно эгоистическому самоубийству. Альтруистическое самоубийство характерно, в основном для государственных деятелей, религиозных фанатиков или просто людей, чувствующих огромную ответственность за свое дело и за жизнь других людей. Альтруистическое самоубийство, имея своим происхождением страстное чувство, происходит не без некоторого проявления энергии. В случаях обязательного самоубийства, эта энергия вкладывается в распоряжение разума и воли; субъект убивает себя, потому что так велит ему его сознание.17 Дюркгейм говорит о том, что когда такой альтруизм принимает особенно острые формы, самоубийство носит более страстный и менее рассудочный характер. Такой энтузиазм может быть радостного или мрачного характера. Это зависит от того, является ли смерть способом воссоединения с любимым божеством или носит характер так называемой искупительной жертвы, чтобы умилостивить "злые силы".
Аномическое – доминирующим чувством в данном случае, по мнению Дюркгейма, является гнев. При аномическом суициде наблюдается протест против жизни вообще. Дюркгейм считает, что характерной особенностью данного типа может являться в некоторых случаях ситуация убийства человека, которого суицидент считает виновным во всех его несчастьях и последующее самоубийство. Совершение такого самоубийства всегда носит характер страстности.
В исследовании Дюркгейма самоубийство не является исключительно индивидуальным феноменом, а связано с определенными особенностями социальной организации.
Банщикова Е.Г. на основании типов, выделенных Э. Дюркгеймом, говорит о следующих типах суицидов18:
1.
“Протестные” формы
2.
Смысл суицидального поведения
типа “призыва” состоит в
активации помощи извне с
3. При суицидах “избежания” (наказания или страдания) cуть конфликта - в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида в избежании непереносимости наличной угрозы путем самоустранения.
4."Самонаказание” можно определить как “протест во внутреннем плане личности”; конфликт по преимуществу, внутренний при своеобразном расщеплении “Я”, интериоризации и сосуществовании двух ролей: “Я-судьи” и “Я-подсудимого”. Причем смысл суицидов самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях “уничтожения в себе врага” ( так сказать, “от судьи”, “сверху”) и “искупления вины” ( “от подсудимого”, “снизу”).
5.
Если в предыдущих четырех
типах цель суицида и мотив
деятельности не совпадают,
Таким образом, психология пытается объяснить суицидальные попытки свойствами конкретной личности, пытается выделить то или иное свойство, те или иные обстоятельства, которые привели конкретную личность к попытке суицида. Тогда как в социологии проблема суицида трактуется как социальная патология. Как видно, большинство авторов имеют свое уникальное мнение по поводу суицида. Это еще раз доказывает, что суицид – это обширная проблема, которую нельзя рассматривать под одним углом. Суицид как социальное явление имеет много составляющих, каждую из которых необходимо рассматривать не под одним углом, чтобы понять.
На
взгляд автора работы, наиболее интересна
теория Эмиля Дюркгейма, предложившего
разделять все самоубийства на три
категории. Эта теория интересна
еще и тем, что Дюркгейм предлагает
классифицировать не людей, склонных к
самоубийству и не самих удавшихся самоубийц,
а сами самоубийства. Имея ввиду, что когда
человек попадает в ту или иную ситуацию,
в его жизни что-то происходит, что-то меняется,
то возможно самоубийство одного из предложенных
им типов.
1.2 Причины и факторы суицида
Следует различать причины и факторы суицида. Причины – это нечто, что влияет непосредственно на человека. Это могут быть какие-либо психологические особенности самого индивида или особенности членов его семьи и ближайшего окружения. К причинам можно отнести все кризисные ситуации, которые происходят в жизни человека: денежные потери, домашние страсти, несчастная любовь, проблемы на работе, ссоры с родителями, ощущение одиночества и т.п. Факторы же это нечто более глобальное, что воздействует на человека и не зависит от его внутреннего мира. К факторам можно отнести пол, возраст, занятость или безработицу и т.п.
Существует множество факторов, приводящих к суициду и суицидальным попыткам. Как правило, это - социальные, социально-психологические или психологические. И, по крайней мере, два вида самоубийств непосредственно связаны с социальными факторами.
Первый, когда общество, в определенных ситуациях, руководствуясь общественными, социальными нормами, а так же правилами поведения или пресловутым кодексом чести как бы требует от своих членов самопожертвования.
Второй связан непосредственно с социальными факторами, когда положение в обществе какой-либо группы людей или конкретного индивида по независящим от него причинам настолько тяжело, что суицид является одним из наиболее надежных способов избавления от страданий.
Нужда
и безработица, “бесплодность и
беспросветность борьбы за существование”
- эти слова стали штампами и
уже давно связываются с
Существует
мнение, что в высокоразвитых странах
вероятность самоубийств
Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и связывающих прошлое и настоящее, является религия. Она определяет отношение членов общества к суициду. Следует заметить, что в большинстве религий суицид резко критикуется, он приравнивается к убийству и считается смертным грехом. Жизнь дана человеку Богом, и только он лишить ее человека.
Однако в некоторых ситуациях суицид не только не порицается, но и одобряется. Такое отношение к лишению себя жизни принято, в основном, в странах востока. Следует отметить, что суицид здесь приобретает форму ритуала. Он допустим только тогда, когда выполнен особым образом. К подобным ритуалам можно отнести: "камикадзе", ритуал "дикша" – совершается во искупление грехов, для полного избавления от страданий земной жизни, ритуал "сутти" – индийский обряд самосожжения вдов, самосожжение славянок и т.п.
К ситуационным факторам на основании исследований проведенных в США Э. Гроллман относит21: