Суицид

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Существует множество определений суицида. Одни трактуют его как психическое заболевание, другие как явление, характерное для лиц с психическими расстройствами, третьи как форму девиантного поведения.
Из всего многообразия определений суицида стоит выделить некоторые, дающие наиболее полное представление об этом явлении.

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

1 Определение и теории суицида 

1.1 Анализ теоретических основ суицида 

      Существует  множество определений суицида. Одни трактуют его как психическое  заболевание, другие как явление, характерное для лиц с психическими расстройствами, третьи как форму девиантного поведения.

      Из  всего многообразия определений  суицида стоит выделить некоторые,  дающие наиболее полное представление  об этом явлении.

      Суицид (от лат. sui – себя + caedere – убивать) — поведение, имеющее целью самоубийство. В большинстве случаев осуществляется как форма агрессии против собственного Я,  характерен, прежде всего, для психических больных, в значительно меньшей степени встречается у индивидов с пограничными расстройствами и психически здоровых. Наиболее типичным состоянием перед суицидом является депрессия, кроме того, непосредственным стимулом обычно выступает конкретная стрессовая ситуация.

      Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение  себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации.

        Суицид (самоубийство), намеренное прекращение собственной жизни.

        Суицид – всякий смертный случай, являющийся непосредственным или посредственным результатом положительного или отрицательного акта, совершенного самой жертвой.1

        Все суициды можно разделить на три группы: истинные, скрытые и демонстративные.

        Истинный суицид никогда не происходит спонтанно, хотя иногда  случается довольно неожиданно. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния не замечают.

      Основная  часть суицидов - не что иное, как  попытка  вступить  в диалог. Большинство  самоубийц, как правило, хотели вовсе  не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Такое явление психиатры часто называют демонстративным суицидом. Демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа.

      Скрытый суицид совершает тот, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суицидально обусловленное поведение". Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. 2

      Существует  так же термин "суицидальные жесты", применяемый для описания форм поведения, при которых индивид наносит себе повреждения, зачастую достаточно тяжелые, без намерения убить себя. Существует некоторая трудность в установлении факта самоубийства, поскольку в некоторых случаях трудно определить, был это несчастный случай, или же суицид.

      Психология  пытается объяснить суицидальные попытки  свойствами конкретной личности. Каждый исследователь, который брался за эту  тему, пытался выделить то или иное свойство или те или иные обстоятельства, которые привели конкретную личность к попытке суицида.

      Существует  большое количество психологических  теорий суицида. Практически каждый крупный психолог - исследователь  имеет собственную точку зрения на этот вопрос. Теории некоторых из них довольно объемные и подвергают проблему суицида глубокому анализу, другие же, напротив, направлены на отдельные свойства личности.

      Зигмунд Фрейд трактовал самоубийство как  следствие нарушения психосексуального  развития личности. Он и  его последователи  считали, что влечение к самоубийству у подростков развивается на фоне аутоэротизма, удовлетворяемого онанистическими эксцессами,  рассматривающимися как нечто постыдное.  Отсюда возникают ущемленные комплексы и влечение к самоубийству.

      Заслуживает внимания статья З. Фрейда “Печаль  и меланхолия” (1910). В которой автор анализирует суицид на основании представлений о существовании в человеке двух основных влечений: Эроса – инстинкта жизни и Танатоса – инстинкта смерти. Континуум человеческой жизни является полем битвы между ними. По Фрейду, суицид и убийство являются проявлением разрушительного влияния Танатоса, т.е. агрессией. Различие состоит в ее направленности на себя или на других. Совершая аутоагрессивный поступок, человек убивает в себе интроецированный объект любви, к которому испытывает амбивалентные чувства. Господство Танатоса вместе с тем почти никогда не бывает абсолютным, что открывает возможность предотвращения самоубийства.3 Последователь школы психоанализа, американский ученый Карл Меннингер развил представления З. Фрейда о суициде, исследовав их глубинные мотивы. Он выделил 3 основные  составляющие суицидального поведения:

  1. Желание убить; суициденты, будучи в большинстве случаев инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний;
  2. Желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни;
  3. Желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованному риску, а также среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений.

      Таким образом, если у человека возникают сразу три описанных К. Меннингером желания суицид превращается в неотвратимую реальность.4

      Карл  Густав Юнг, касаясь проблемы самоубийства, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению, которое может стать важной причиной смерти от собственных рук. Это стремление обусловлено актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы.5

      Э. Шнейдман внес огромный вклад в суицидологию,  являясь представителем феноменологического  направления. Он впервые описал признаки, которые свидетельствуют о приближении возможного самоубийства, назвав их “ключами к суициду”. Э. Шнейдманом описаны и выделены общие черты, характерные для всех суицидов:

      1. Общей целью для суицида является  поиск решения. Суицид никогда  не бывает бессмысленным или бесцельным. Он является решением проблемы, брошенного кому-то вызова, выходом из психологического кризиса или невыносимой ситуации.6 Шнейдман указывает на то, что суицид в этот момент является единственным для человека ответом на вопрос "как из всего этого выбраться". Он говорит, что для того, чтобы понять причины самоубийства, нужно знать проблемы, для решения которых он предназначен.

      2. Общей задачей суицида является  прекращение сознания. Суицид одновременно  является одновременно движением к чему-то и бегством от чего-то; то, к чему движется человек, общая практическая задача суицида состоит в полном прекращении сознания невыносимой душевной боли как решении актуальных болезненных жизненных проблем.7

      3. Общим стимулом суицида является невыносимая психическая боль. Душевная боль – это то, от чего человек стремится убежать. Никто не совершает суицид от радости: его не может вызвать состояние блаженства. В данном случае речь идет именно о психической боли, метаболии, от ощущения боли.8

      4. Общим стрессом при суициде  являются фрустрированные психологические потребности. Любое самоубийство на основании логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на определенном круге проблем кажется логичным человеку, который его совершает – как реакция на фрустрированные психологические потребности человека.9 Суицид совершается прежде всего из-за нереализованных потребностей.

      5. Общей суицидальной эмоцией является  беспомощность-безнадежность. Эта  безнадежность-беспомощность проявляется  в смятении и тревоге. Человек приходит к выводу, что он не состоятелен, что он не может решить свою другим способом, кроме самоубийства.

      6. Общим внутренним отношением  к суициду является амбивалентность.  Амбивалентность является наиболее  характерным отношением человека суициду: он чувствует потребность совершить его и одновременно желает спасение и вмешательство других.10

      7. Общим состоянием психики при  суициде является сужение когнитивной  сферы. Суицид можно охарактеризовать как преходящее аффективное сужение сознания с ограничением использования интеллектуальных возможностей.11 У человека резко ограничены варианты поведения, в любой ситуации он приходит к двум вариантам: либо ситуация разрешается чудесным образом, либо прекращается само сознание.

      8. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия). Суицид является предельным, окончательным бегством. 12

      9. Общим коммуникативным действием  при суициде является сообщение  о своем намерении. Люди сознательно  или безотчетно подают сигналы  бедствия, жалуются на беспомощность, взывают о помощи, ищут возможности спасения.13

      10. Общей закономерностью является  соответствие суицидального поведения общему стилю (паттернам) поведения в течение жизни.

      Н. Фарбероу создал концепцию саморазрушающего поведения человека. Его подход позволил более широко взглянуть на проблему, имея в виду не только завершенные самоубийства, но и другие формы аутоагрессивного поведения: алкоголизм, токсикоманию, неоправданную склонность к риску и т.д.14

      “Быть человеком - означает ощущать свою неполноценность”. Этот тезис является основным положением “индивидуальной психологии” Альфреда Адлера. Стремление разрешить определенные жизненные проблемы побуждает людей к преодолению своей неполноценности. Но, если некоторым индивидам это не удается, они начинают испытывать потребность уничтожить окружающих. Суицид в этом контексте становится скрытой атакой на других людей. Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответственен за его сниженную самооценку. Адлер описывал чувства собственной неполноценности у суицидальных людей, которые “вредят другим своими мечтаниями о ранах или наносят их себе”.

      Герри Стек Салливен разработал теорию межличностного общения. Так же, как электроны  приводятся в движение магнитным притяжением, так и человек реагирует на других значимых его людей. Взаимоотношения индивида с другими людьми является важнейшим моментом жизни. Каждый человек имеет три олицетворения “Я”. Когда человек чувствует себя в безопасности, он является “хорошим Я”; в состоянии тревоги он становится “плохим Я”; в психотических кошмарах индивид превращается в “не-Я”. Человек оценивает себя главным образом в соответствии с отношением к нему других людей.

      Если  возникнет угроза его безопасности из-за неразрешенного кризиса, то конфликт и тревога могут стать для человека невыносимыми. В этих обстоятельствах у него может возникнуть желание перевести свое “плохое Я” в “не-Я” и таким образом совершить суицид. В состоянии депрессии и саморазрушение также является привлекательной альтернативой для индивида. Суицид отражает, по мнению Салливэна, переориентированное на себя враждебное отношение индивида к другим людям и внешнему миру.

      Последователь Юнга психоаналитик Джеймс Хиллмен  относится, вероятно, к наиболее последовательным защитникам самоубийства. Он считал превентивные подходы юриспруденции, медицины и теологии в отношении суицида препятствиями для его адекватного понимания. Хиллмен указывал, что слишком долго воззрения на суицид были моралистическими и иррациональными в том смысле, что его следует предотвращать, во что бы то ни стало. Медицина, по его мнению, никогда честно не смотрела в лицо этой проблеме, ибо целью врачей всегда было продление жизни человека. Юридическая наука, в свою очередь, считала: мы можем, не нарушая закон, убивать себе подобных разными способами и по различным мотивам, но, лицемерно заявляла она, мы не вправе ни при каких обстоятельствах оправдаться и получить прощение за убийство самих себя. Священники же, полагал он, препятствуют самоубийству не потому, что это противоречит воле Бога, а по “причине” ложно понятой теологической догмы.

      Хиллмен считал, что суицид является важным и законным способом обретения смерти, который “освобождает наиболее глубокие фантазии человеческой души”. Он цитировал английского философа Дэвида Юма: “Когда я падаю на свой меч, то этим я принимаю смерть от руки божества настолько же, как если бы она была следствием нападения льва, падения в пропасть или лихорадки”.

      Карен Хорни считала, что если бы детям  обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка.

      Чувствуя  себя в опасном окружении, дети рассматривают  мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной Хорни “основной тревоги”. Суицид может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что Хорни называет “идеализированным образом”, имеющимся у человека о самом себе. Самоубийство может быть также “суицидом исполнения”, из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. В соответствии со взглядами Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.

Информация о работе Суицид