Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:09, курсовая работа
Существует множество определений суицида. Одни трактуют его как психическое заболевание, другие как явление, характерное для лиц с психическими расстройствами, третьи как форму девиантного поведения.
Из всего многообразия определений суицида стоит выделить некоторые, дающие наиболее полное представление об этом явлении.
И так, тема суицида является запретной. Так уж принято, что многие вещи люди не склонны обсуждать всерьез. Тем самым мы как бы уходим от необходимости ответа на некоторые вопросы. Самоубийство как раз и является одной из таких тем.(Менингер, веб) Однако замалчивание темы суицида не ведет к полному исчезновению данной проблемы. Даже наоборот. В Соединенных Штатах каждые двадцать четыре минуты происходит очередное самоубийство. Нетрудно посчитать, что это случается шестьдесят раз в день и 22 000 раз в год.32
Исследование отношения общества к суициду важно потому, что оно поможет выяснить стереотипы, мнения, выводы людей по этому поводу. В свою очередь, знание этих стереотипов поможет каким-то образом преодолеть их, избавить общество от них, что значительно снизит уровень самоубийств, по мнению автора работы. Это облегчит участь тех, кому не удалось закончить свою попытку. Это изменит отношение к семьям успешных самоубийств.
Карл Менингер указывал на то, что пренебрежительное отношение родственников часто приводит к самоубийству. В своей книге "Война с самим собой" он приводит несколько примеров, когда родственники забирали из клиники преждевременно больных, угрожавших покончить с собой. Они как бы говорил "он этого не сделает. Только не он". В результате совершалось успешное самоубийство. Все только из-за того, что высказанные вслух мысли о самоубийстве не воспринимались всерьез. Кроме того, это считается стыдным, что высказывающий мысли относительно самоубийства, воспринятый всерьез, находится в психиатрической лечебнице. Менингер говорит о том, что к самоубийству не относятся как к реальному факту. Да, это действительно так. Это отрицание, как уже говорилось выше, только лишь скрывает от взглядов явление суицида, но не устраняет его.
Следует заметить, что автор работы, подготавливая исследования, руководствовался тем фактом, что отрицательное отношение к суициду и его замалчивание часто и провоцирует попытку. Автор выдвинул следующие предположения: 1. больше чем 50% опрошенных укажут на то, что самоубийца – сумасшедший. 2. больше чем 50% опрошенных выскажутся против самоубийства вообще. 3. больше чем 50% опрошенных выскажут мысль, что если человек говорит, что лишит себя жизни, он этого никогда не сделает.
Так же автор работы предполагает, что на тему самоубийства опрашиваемые будут говорить неохотно. Об исследовании будет говориться ниже, но автор действительно заметил, что большинство людей с большой неохотой, особенно мужчины, соглашаются обсуждать тему самоубийства.
Автором данного диплома было проведено исследование, целью которого являлось: 1. исследование отношения к лицам с суицидальной попыткой; 2. исследование некоторых социальных стереотипов о проблеме суицида. Исследование проводилось методом интервьюирования.
В исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 13 до 30 лет. Самая активная группа, принявшая участие в опросе – лица от15 до 22 лет. Из них: мужчин – 28 человек, женщин – 22 человека. 25 человек учатся, 15 работают, 7 совмещают работу и учебу.
При проведении интервью задавались наводящие вопросы, при помощи которых выяснялось общее отношение человека к проблеме суицида, а так же отношение к лицам, пытавшимся совершить суицидальную попытку. Для непосредственного выяснения отношения к такому человеку предлагалось представить гипотетическую ситуацию: "представьте, что ваш друг сообщает вам, что его друг, которого вы едва знаете, попытался покончить с собой путем вскрытия вен". Далее респонденту предлагалось в свободной форме сформулировать свою реакцию на гипотетическую ситуацию.
Респонденты давали ответы совершенно в свободной форме, причем некоторые ограничивались одной фразой или двумя-тремя словами, другие же более полно раскрывали свой ответ. Автор работы свел все ответы к одному - двум словам. Таким образом, были получены следующие ответы:
- "сумасшедший" – такой ответ дали 10 человек – 20%; Из них: мужчин - 2 человека, женщин 8. Лица в возрасте от 15 до 22 лет: 8 человек, от 23 до 30 лет – 2 человека. Суицидальное поведение часто приписывается людям с психическими заболеваниями. Как говорилось ранее, в теоретической части, это одно из распространенных заблуждений. Исследования показывают, что только около 20% самоубийц были психически нездоровыми. Эмиль Дюркгейм классифицировал самоубийства лиц с психическими расстройствами. Он подчеркнул, что в некоторых случаях суицидальное поведение может быть признаком психического заболевания, но собственно заболеванием не является.
- "глупец" – вариант еще 10 человек – 20%; Из них: мужчин – 8 человек, женщин 2. В возрасте от 15 до 22 лет: 8 человек, от 23 до 30 – 2 человека. Данную формулировку можно понимать по-разному. Но учитывая то, как давали ответы опрашиваемые, можно его очень просто интерпретировать. Глупец – неразумный человек, который не понимает, что-то, что он сделал, неправильно. Со стороны отвечающего это выглядит следующим образом: самоубийца глуп – он не понимает простой истины, что убивать себя – неправильно. Можно рассмотреть и немного под другим углом. Если предположить, что причиной попытки стала несчастная любовь. Называя суицидента "глупцом" отвечающий имел бы ввиду: он не понимает, что эту проблему можно было разрешить и из-за таких вещей вообще не стоит волноваться. Да, в некоторых случаях можно говорить о самоубийстве как о глупости. Дело в том, что некоторые люди (особенно молодые) совершают попытку "на спор".
- "слабый человек" – 2 человека – 4%. Мужчин – 2 человека, женщин – 0. Оба ответивших подобным образом в категории лиц от 23 до 30 лет. Это один из самых спорных ответов, даваемых опрашиваемыми. Слабый человек – тот, кто не хочет сопротивляться жизненным проблемам. В противовес этому ответу никто ни разу не сказал "сильный человек". Хотя некоторые люди склонны поднимать дискуссию на данную тему. На взгляд автора работы, сводить проблему суицида к силе или слабости – слишком узкое понимание вопроса. Хотя только два человека дали такой ответ, он является, все же, одним из самых категоричных вопросов. Отвечавшие таким образом никак не комментировали свое высказывание. "Слабый человек" – это мнение, жизненная позиция человека на проблему суицида.
-
"надо ему помочь" – 13 человек
– 26%. Мужчин: 4 человека, женщин 9. В
возрасте от 13 до 22 лет: 8 человек,
от 23 до 30 – 5 человек. Желание
помочь очень важно в
- "все равно" – безразличными оказались 9 человек – 18%. Мужчин: 8 человек, женщин – 1. В возрасте от 13 до 22 лет: 7 человек, от 23 до 30 – 2 человека. Самоубийство кажется отталкивающим событием для посторонних наблюдателей, опустошительным для родственников и душераздирающим для имеющих к нему профессиональное отношение. Поэтому, к несчастью, эта тема может совсем не обсуждаться, даже если люди угрожают покончить с собой. Быть может, потому, что некоторые свидетели суицидальных тенденций не хотят попасть в затруднительное положение. Безразличие, которое явно прочитывается в этом отношении, естественно, не имеет ничего общего с беспристрастностью и непредвзятостью. Особенно опасно, если равнодушная и бесчувственная позиция окружающих сталкивается с сенситивной и взволнованной личностью. Это отношение только подтверждает подозрение, что ей реально никто не может оказать помощь.33
- "ужас" – 3 человека – 6%. Мужчин: 2 человека, женщин – 1. Все трое из категории от 13 до 22 лет. Ужас, страх, испуг – типичная реакция ни только на известие о самоубийстве, но и на известие о смерти вообще. Смерть всегда пугала человека, и это вполне нормально. Когда люди слышат слово "самоубийство", будь оно завершенное или неудавшееся, они часто пугаются. Потому что суицид фактически является синонимом слова смерть. Человек, попытавшийся убить себя, подошел очень близко к смерти, он хотел умереть, но ему это не удалось. Мысль о том, что кто-то сознательно приближает час смерти, многим кажется нелепой и действительно внушает ужас. Здесь можно сделать и несколько другую оценку. Человек обычно избегает того, что его пугает. Следовательно, можно сделать вывод, что человек предпочел бы не слышать этой новости, не знать о том, что кто-то знакомый ему, хоть и отдаленно, пытался сделать с собой такое. Возможно, он предпочел бы вообще не слышать о самоубийстве и тех, кто пытался его совершить или совершил.
- "не должен жить" – 1 человек – 2%, такой ответ дал мужчина 29 лет. Анализ данного ответа будет дан ниже.
-
"я тоже пытался" – 1 человек
– 2%, женщина 20 лет. Такое ответ
может подразумевать что
-
без ответа данный вопрос
Более подробно эти данные будут анализироваться ниже.
Некоторые из опрашиваемых достаточно эмоционально поясняли свои высказывания, предварительно предупреждая, что сами не имеют суицидальных мыслей. Автору показались интересными несколько ответов, которые были законспектированы почти дословно. 1. "Самоубийцы это те, кто не имеет поддержки. Это слабый человек, убить себя проще, чем решать проблему". Такой ответ дала девушка, 18 лет, проживающая с родителями и занятая на учебе. 2. "Самоубийство – нежелание искать выход. Этот человек не безумен, у него просто проблемы". Ответ девушки, 22 лет, занятой на работе. 3. "Это слабый человек, неудачник. Вызывает жалость. Но самоубийство вообще противозаконно". Ответ мужчины, 26 лет, занят на работе. Во всех трех ответах видна достаточная категоричность, отрицательное отношение, порицание. Ответившие подобным образом не охотно шли на разговор о суициде и достаточно долго раздумывали над заданными вопросами. Однако все эти три ответа имеют нечто общее, особенно два первых. В обоих ответах указывается, что самоубийство – неверный уход от проблемы, слабость, нежелание что-то делать или сопротивляться. И такие достаточно схожие ответы дали женщины, подходящие под категорию 13-22 лет. Предварительно они обе, когда выяснялось общее отношение к суициду, замечали, что сами никогда не имели дела с суицидом, не пытались его совершить и не думают о нем, потому что это "признак слабости" и "уход от проблем". Здесь можно сказать, что молодые люди, которые прожили не очень много, которым не довелось сталкиваться с действительно непреодолимыми трудностями, уверены, что любая жизненная проблема преодолима. Вообще в ходе исследования автор заметил, что категоричность меняется в зависимости от возраста. Она постепенно возрастает, с возрастом, на определенной возрастной категории замирает и снова движется вниз. Иными словами, сначала молодой человек уверен в своих силах и преодолимости любой ситуации, потом он начинает осознавать, что преодолимо, а что нет. Потом к определенному возрасту количество проблем возрастает, либо человек устает, и его уверенность в разрешимости ситуаций постепенно падает. Как говорилось ранее, в теоретической части, наибольшее количество суицидов совершают подростки, в возрасте до 17-18 лет и пожилые люди, достигшие возраста 60 лет.
Третий же ответ принадлежал мужчине, 26 лет. Этот ответ самый категоричный из всех. Здесь указывается, что самоубийство противозаконно. Причем ответивший так не пояснил, какой именно закон, ограничивающий самоубийства, он имел ввиду. Можно предположить, что он говорил о негласном законе: нужно сопротивляться изо всех сил, что бы ни случилось. Даже если выхода заведомо не предусматривается. Или же он придерживался идеи, что это "не по-мужски" сдаваться. Похоже, что пик это категоричности, в частности у мужчин, приходится именно на этот возраст – когда молодой мужчина начинает строить свою жизнь, делать карьеру.
Следует заметить, что такие эмоциональные ответы давали только те респонденты, которые выказали отрицательное или безразличное отношение к суицидентам и явлению суицида в целом. К отрицательным ответам можно отнести: "сумасшедший", "глупец", "не должен жить", "слабый человек". Таким образом, свое отрицательное отношение к лицам с суицидальной попыткой выразил 21 человек – 46%. Безразличие выразили, как указывалось выше, 18% опрошенных. Положительное или нейтральное, даже сострадательное, отношение ("надо ему помочь", "ужас", "я тоже пытался") выразили 17 человек – 34%. Таким образом, видно, что все же преобладает отрицательное отношение к лицам, пытавшимся совершить суицид. Именно такое предположение выдвигал автор исследования.
Если анализировать каждый из ответов, то легко можно проследить различия в ответах, данных мужчинами и женщинами, а так же отличий по двум основным выделенным возрастным категориям – от 13 до 22 лет и от 23 до 30 лет. Можно даже выделить преимущественно "мужские" и преимущественно "женские" ответы. Так, мужчины давали, в основном, отрицательные ответы, почти полностью "мужская" позиция – "глупец". Позиция "все равно" так же почти полностью "мужская". "Слабый человек" – такой ответ дали только мужчины. Тогда как к "женским" позиция можно отнести ответы "сумасшедший" и "надо ему помочь".
Если говорить о возрасте, то лица от 13 до 22 лет выражали основные позиции: категорическую – "сумасшедший", "глупец", сострадальческую – "надо ему помочь", безразличную – "все равно".
Лица в возрасте от 23 до 30 лет отвечали более категорично, давая определение самоубийце, в основном, как "слабому человеку", который "не должен жить". Однако достаточно и людей, которые предложили помочь суициденту.