Студенческая семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:38, реферат

Описание работы

Данная работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.

Работа содержит 1 файл

современные теории мотивации труда.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Согласно выводам  МакКлелланда, менеджеры первых двух типов более эффективно управляют своими подразделениями главным образом благодаря своей потребности во власти. Однако для организации может быть полезно сочетание всех трех типов менеджеров. 

Для улучшения  мотивации менеджеров целесообразно  широко использовать конкурентные методы достижения целей и отмечать людей, которые добиваются наивысшей эффективности в работе. Руководителям следует также ставить перед собой и подчиненными напряженные, но реальные задачи. 

МакКлелланд пытался  доказать ценность своей теории эмпирически, и прежде всего используя специально разработанные для этого тесты. Однако полного эмпирического подтверждения его теория не получила.

2.1.3. Теория мотивации  Фредерика Херцберга. (Теория двух  факторов)  

            Широкий резонанс среди ученых и менеджеров вызвала теория двух факторов Ф. Херцберга. Он исследовал двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя

 на работе  исключительно хорошо?» и «Можете  ли Вы детально описать, когда  Вы чувствуете себя на работе  исключительно плохо?».

              В результате исследования отчетливо  выявились две группы факторов, явно не одинаково влияющие  на мотивацию труда. Первую группу факторов Херцберг назвал факторами гигиены (гигиеническими факторами), вторую - мотиваторами. Термин «гигиена» употребляется здесь в его медицинском значении - гигиена как предупреждение, предотвращение болезни, а не как лечение ее. Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом.

             При улучшении гигиенических  факторов неудовлетворенность не  ощущается, но когда такое улучшение  воспринимается сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удовлетворенности. К гигиеническим факторам относятся: отношения с коллегами, начальством и подчиненными; нравственный климат в организации; вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты); способности руководителя; физические условия труда; стабильность рабочего места. 

Вторую группу факторов составляют мотиваторы, которые  непосредственно вызывают удовлетворенность  трудом, высокий уровень мотивации  и трудовых достижений. Они выступают  стимуляторами эффективного труда. К ним относятся: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоятельность (свой участок работы) и ответственность, профессионально-должностной рост, возможности личностной самореализации. Конечно, грани между отдельными гигиеническими факторами и мотиваторами относительны, подвижны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты относятся к факторам гигиены, в то же время такой мотиватор, как должностной рост, также подразумевает повышение зарплаты. Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов. 

Обобщая результаты своих исследований, Херцберг сделал ряд выводов: 

-        Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом. 

-        Наличие мотиваторов может лишь  частично и неполно компенсировать  отсутствие факторов гигиены. 

-        В обычных условиях наличие  гигиенических факторов воспринимается, как естественное и не оказывает мотивационного воздействия. 

-        Позитивное максимальное мотивационное  воздействие достигается с помощью  мотиваторов при наличии факторов  гигиены.

Значение теории Ф. Херцберга 

Модель Херцберга  отличается от многих мотивационных  теорий тем, что она отрицает простую альтернативность в воздействии различных мотивационных факторов на удовлетворенность трудом. Например, теория человеческих отношений (Э. Мэйо, Ротлизбергер и др.) однозначно (по горизонтали) определяет их взаимосвязи (см. схему). 
 

Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом 

   
 

                          хорошая                                         плохая    

                                                                                                                       

                               большие                                         маленькие                                                           

  

                        интересное                                      монотонное                                                                 

                                                                                                                                

                           кооператив-                                     авторитар- 

                           ный стиль                                        ный стиль 

                                                                                                                   

В отличие от теории человеческих отношений, мотивационная теория Херцберга при выяснении удовлетворенности трудом использует два различных измерения: по горизонтали - факторы гигиены и по вертикали - мотиваторы (см. схему). 

Главный практический вывод из теории Херцберга заключается  в том, что руководители должны дифференцированно и весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов и, когда потребности низшего уровня достаточно удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы как на основные. И напротив, им не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников. 

Теория двух факторов Херцберга получила широкое  распространение, хотя большинство  исследований, проведенных для ее более глубокой проверки, не смогли однозначно подтвердить ее выводы. Рекомендации этой теории используют на практике многие компании. Так, с ее помощью ряд американских компаний (Procter & Gamble, IBM, U.S. Air Force, American Airlines) заметно повысили мотивацию служащих. В частности, они использовали выводы Херцберга о мотиваторах при разработке и реализации программ по обогащению труда, повышению его привлекательности. Например, на одном из заводов уборщикам помещений разре­шили самостоятельно решать все проблемы по ведению хозяйства и поддержанию помещений в чистоте. Они сами стали распределять между собой обязанности, общаться с торговыми посредниками, и заказывать необходимый инвентарь, а также рассматривать поступающие на их работу жалобы. Это повысило ответственность работников, усилило их мотивацию, сократило текучесть кадров и количество прогулов. Причиной таких позитивных перемен явилось повышение удовлетворенности работников трудом и организационной идентификации. 

В качестве практических рекомендаций для менеджеров, вытекающих из позитивного опыта использования программ по обогащению труда, можно назвать следующие: 

-        сотрудники должны регулярно  узнавать о позитивных и негативных  результатах своей работы; 

-        им необходимо создать условия  для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста); 

-        им следует предоставить возможность  самостоятельно составлять расписание  своей работы; 

-        они должны нести определенную  материальную ответственность; 

-        они должны иметь возможность  открытого и приятного общения с руководителями всех уровней управления; 

-        они должны отчитываться за  работу на доверенном им участке.

Раздел 2.2 Процессуальные теории мотивации 

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.

2.2.1 Теория ожиданий  В. Врума. 

 Согласно  теории ожиданий не только  потребность является необходимым  условием мотивации человека  для достижения цели, но и выбранный  тип поведения. 

 Процессуальные  теории ожидания устанавливают,  что поведение сотрудников определяется поведением: 

-   руководителя, который при определенных условиях  стимулирует работу сотрудника;  

-   сотрудника, который уверен, что при определенных  условиях ему будет выдано  вознаграждение;  

-   сотрудника  и руководителя, допускающих, что  при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;  

-   сотрудника, который сопоставляет размер  вознаграждения с суммой, которая  необходима ему для удовлетворения  определенной потребности.  

Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.  

 Исходя из  теории ожиданий можно сделать  вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

2.2.2 Теория справедливости. 

Теория справедливости является одной из наиболее красивых и потому наиболее известной теорией  мотивации в западном менеджменте. Ее основные постулаты:

1. Люди оценивают  свои взаимоотношения путем сравнения  (что я вкладываю и что получаю).

2. Неэквивалентность  вклада и отдачи является источником  дискомфорта (вины или обиды).

3. Люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить справедливость.

            Проще говоря, ситуация знакома,  наверное, всем: работодатель и работники  оценивают свой вклад совершенно  по-разному. Сотрудники чувствуют  неадекватность того, как их оценивают,  и начинают требовать иного к себе отношения.

            О том, что происходит дальше, говорят три способа восстановления  справедливости:

1. Если человек  получает меньше, чем отдает, он  начинает уменьшать свой вклад.  Сотрудники начинают опаздывать  на работу, уходить раньше, сокращать объем работ, увеличивать время перерывов и т. п.

2. Сотрудники  начинают требовать повышения  зарплаты, продвижения по службе, повышения премии и т.п. 

3. Кардинальный  способ представляет собой разрыв  отношений. 

            Почему же возникает нарушение справедливости? Существуют четыре причины:

1. Неправильная  психологическая валюта. В этом  случае или не понимается вклад  или он не получает признания. 

 Что хотят  работники? 

a) чувства удовлетворения  от работы.

b) адекватного вознаграждения.

c) гибкой системы  оплаты труда (больше делаю  - больше получаю).

d) возможности  реализации всех своих способностей.

e) разнообразия  работы (перемещений как вертикальных, так и горизонтальных).

 Часто в  качестве отдачи они получают только деньги. Возможно, прежде чем сделать свой вклад в отношения, стоит подумать, что является ценностью для другого человека, и предлагать ему именно это.

2. Другой причиной, в силу которой трудно сохранить  справедливость, является недостаточность доверия. Иногда служащий изначально относится к руководству с недоверием и опаской, предполагая всяческие неприятности с их стороны. Впрочем, весьма распространен и обратный вариант.

3. Скрытые внутренние  ожидания. Благословен тот, кто  ничего не ждет, т. к. ему не грозят разочарования. Мы быстро привыкаем к тому, что те или иные наши потребности всегда удовлетворялись и, когда этого не происходит, мы воспринимаем это как нарушение справедливости.

Информация о работе Студенческая семья