Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:38, реферат
Данная работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.
Согласно выводам
МакКлелланда, менеджеры первых двух
типов более эффективно управляют своими
подразделениями главным образом благодаря
своей потребности во власти. Однако для
организации может быть полезно сочетание
всех трех типов менеджеров.
Для улучшения
мотивации менеджеров целесообразно
широко использовать конкурентные методы
достижения целей и отмечать людей, которые
добиваются наивысшей эффективности в
работе. Руководителям следует также ставить
перед собой и подчиненными напряженные,
но реальные задачи.
МакКлелланд пытался доказать ценность своей теории эмпирически, и прежде всего используя специально разработанные для этого тесты. Однако полного эмпирического подтверждения его теория не получила.
2.1.3. Теория мотивации
Фредерика Херцберга. (Теория двух
факторов)
Широкий резонанс среди ученых и менеджеров вызвала теория двух факторов Ф. Херцберга. Он исследовал двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя
на работе
исключительно хорошо?» и «
В результате исследования
При улучшении гигиенических
факторов неудовлетворенность
Вторую группу
факторов составляют мотиваторы, которые
непосредственно вызывают удовлетворенность
трудом, высокий уровень мотивации
и трудовых достижений. Они выступают
стимуляторами эффективного труда.
К ним относятся: достижение целей, признание,
интересное содержание труда, самостоятельность
(свой участок работы) и ответственность,
профессионально-должностной рост, возможности
личностной самореализации. Конечно, грани
между отдельными гигиеническими факторами
и мотиваторами относительны, подвижны.
Так, деньги в форме фиксированной зарплаты
относятся к факторам гигиены, в то же
время такой мотиватор, как должностной
рост, также подразумевает повышение зарплаты.
Для того чтобы не появилась неудовлетворенность
трудом, достаточно наличия гигиенических
факторов в обычном объеме, повышение
же производительности труда достигается
с помощью мотиваторов.
Обобщая результаты
своих исследований, Херцберг сделал
ряд выводов:
-
Отсутствие гигиенических факторов
ведет к неудовлетворенности трудом.
-
Наличие мотиваторов может
-
В обычных условиях наличие
гигиенических факторов
-
Позитивное максимальное
Значение теории
Ф. Херцберга
Модель Херцберга
отличается от многих мотивационных
теорий тем, что она отрицает простую альтернативность
в воздействии различных мотивационных
факторов на удовлетворенность трудом.
Например, теория человеческих отношений
(Э. Мэйо, Ротлизбергер и др.) однозначно
(по горизонтали) определяет их взаимосвязи
(см. схему).
Влияние мотивационных
факторов на удовлетворенность трудом
хорошая
большие
интересное
кооператив-
ный стиль
В отличие от
теории человеческих отношений, мотивационная
теория Херцберга при выяснении удовлетворенности
трудом использует два различных измерения:
по горизонтали - факторы гигиены и по
вертикали - мотиваторы (см. схему).
Главный практический
вывод из теории Херцберга заключается
в том, что руководители должны дифференцированно
и весьма осторожно подходить к использованию
различных стимулов и, когда потребности
низшего уровня достаточно удовлетворены,
не делать ставку на гигиенические факторы
как на основные. И напротив, им не следует
тратить время и средства на использование
мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические
потребности сотрудников.
Теория двух
факторов Херцберга получила широкое
распространение, хотя большинство
исследований, проведенных для ее
более глубокой проверки, не смогли
однозначно подтвердить ее выводы. Рекомендации
этой теории используют на практике многие
компании. Так, с ее помощью ряд американских
компаний (Procter & Gamble, IBM, U.S. Air Force, American
Airlines) заметно повысили мотивацию служащих.
В частности, они использовали выводы
Херцберга о мотиваторах при разработке
и реализации программ по обогащению труда,
повышению его привлекательности. Например,
на одном из заводов уборщикам помещений
разрешили самостоятельно решать все
проблемы по ведению хозяйства и поддержанию
помещений в чистоте. Они сами стали распределять
между собой обязанности, общаться с торговыми
посредниками, и заказывать необходимый
инвентарь, а также рассматривать поступающие
на их работу жалобы. Это повысило ответственность
работников, усилило их мотивацию, сократило
текучесть кадров и количество прогулов.
Причиной таких позитивных перемен явилось
повышение удовлетворенности работников
трудом и организационной идентификации.
В качестве практических
рекомендаций для менеджеров, вытекающих
из позитивного опыта использования программ
по обогащению труда, можно назвать следующие:
-
сотрудники должны регулярно
узнавать о позитивных и
-
им необходимо создать условия
для роста собственной
-
им следует предоставить
-
они должны нести определенную
материальную ответственность;
-
они должны иметь возможность
открытого и приятного общения с руководителями
всех уровней управления;
-
они должны отчитываться за
работу на доверенном им
Раздел 2.2 Процессуальные
теории мотивации
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.
2.2.1 Теория ожиданий
В. Врума.
Согласно
теории ожиданий не только
потребность является
Процессуальные
теории ожидания устанавливают,
- руководителя,
который при определенных
- сотрудника,
который уверен, что при определенных
условиях ему будет выдано
вознаграждение;
- сотрудника
и руководителя, допускающих, что
при определенном улучшении качества
работы ему будет выдано определенное
вознаграждение;
- сотрудника,
который сопоставляет размер
вознаграждения с суммой, которая
необходима ему для
Сказанное означает,
что в теории ожидания подчеркивается
необходимость в преобладании повышения
качества труда и уверенности в том, что
это будет отмечено руководителем, что
позволяет ему реально удовлетворить
свою потребность.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
2.2.2 Теория справедливости.
Теория справедливости является одной из наиболее красивых и потому наиболее известной теорией мотивации в западном менеджменте. Ее основные постулаты:
1. Люди оценивают
свои взаимоотношения путем
2. Неэквивалентность
вклада и отдачи является
3. Люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить справедливость.
Проще говоря, ситуация знакома,
наверное, всем: работодатель и работники
оценивают свой вклад
О том, что происходит дальше,
говорят три способа
1. Если человек
получает меньше, чем отдает, он
начинает уменьшать свой вклад.
2. Сотрудники начинают требовать повышения зарплаты, продвижения по службе, повышения премии и т.п.
3. Кардинальный
способ представляет собой
Почему же возникает нарушение справедливости? Существуют четыре причины:
1. Неправильная
психологическая валюта. В этом
случае или не понимается
Что хотят работники?
a) чувства удовлетворения от работы.
b) адекватного вознаграждения.
c) гибкой системы оплаты труда (больше делаю - больше получаю).
d) возможности
реализации всех своих
e) разнообразия работы (перемещений как вертикальных, так и горизонтальных).
Часто в качестве отдачи они получают только деньги. Возможно, прежде чем сделать свой вклад в отношения, стоит подумать, что является ценностью для другого человека, и предлагать ему именно это.
2. Другой причиной,
в силу которой трудно
3. Скрытые внутренние ожидания. Благословен тот, кто ничего не ждет, т. к. ему не грозят разочарования. Мы быстро привыкаем к тому, что те или иные наши потребности всегда удовлетворялись и, когда этого не происходит, мы воспринимаем это как нарушение справедливости.