Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:38, реферат
Данная работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.
Ввдение.
Я выбрала тему «Современные
теории мотивации и исполнение
их элементов в отечественной
науки и практике», так как
путь к эффективной
Актуальность темы курсовой
Актуальность данной темы заключается
в том, что, поняв механизм формирования
мотивационной сферы человека, руководители
смогут эффективно управлять персоналом,
повышая производительность предприятия
при помощи мотивирования своих сотрудников;
а получив представление о том что же такое
мотивация и каковы наш истинные мотивы,
каков собственно механизм мотивации,
мы сможем эффективнее распоряжаться
собственной жизнью, адекватно воспринимать
не только окружающих нас людей, но и всю
ситуацию взаимодействия, наслаждаться
настоящим, прислушиваясь к своим потребностям
и желаниям, строить планы на будущее,
опираясь на свои истинные мотивы.
Производительностью труда
Таким образом, определение способов повышения
производительности, путей роста творческой
инициативы, а так же стимулирование и
мотивация работников приобретают приоритетное
значение в практике российского менеджмента,
и актуальность выбранной тематики не
вызывает сомнений.
Ни одна система
управления не станет эффективно функционировать,
если не будет разработана эффективная
модель мотивации, так как мотивация
побуждает конкретного индивида
и коллектив в целом к
Современные теории
мотивации деятельности персонала
и использование их на практике доказывают,
что далеко не всегда материальные
стимулы побуждают человека трудиться
усерднее.
Истинные побуждения,
которые заставляют отдавать работе
максимум усилий, определить чрезвычайно
сложно. Овладев современными технологиями
мотивационной деятельности, руководитель
в состоянии значительно расширить свои
возможности в привлечении работника
к выполнению задач, направленных на достижение
целей компании.
Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают трудную работу и получают удовлетворение? Что нужно делать для того, чтобы люди работали качественнее и производительнее? Каким образом можно сделать работу привлекательнее? Что вызывает у человека желание работать? Эти и подобные вопросы всегда актуальны в любой сфере бизнеса. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые лучшие технологии. Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут хорошо справляться со своими обязанностями, не будут стремиться своим трудом способствовать достижению корпоративных целей и выполнению организацией своей миссии. Готовность человека выполнять свою работу является одним из ключевых факторов успеха функционирования любой организации.
Путь к эффективному
При всей широте
методов, с помощью которых можно
мотивировать работников, руководитель
должен сам выбирать, каким образом стимулировать
каждого работника для выполнения главной
задачи - выживания фирмы в жесткой конкурентной
борьбе. Если этот выбор сделан удачно,
то руководитель получает возможность
координировать усилия многих людей и
сообща реализовывать потенциальные возможности
группы людей, коллектива на благо процветания
организации и общества в целом.
Глава 1 «Теоретические основы управления мотивацией персонала»
Раздел 1.1. Понятие
мотивации и мотива. Виды мотивации
Мотивация сотрудников
Мотивация
– это процесс побуждения человека к определенной
деятельности с помощью внутриличностных
и внешних факторов.
Раздел 1.2 Способы
мотивации
Существуют различные
способы мотивации, из которых назовем
следующие:
q Нормативная
мотивация – побуждение
q Принудительная
мотивация, основывающаяся на
использовании власти и угрозе
ухудшения удовлетворения
q Стимулирование
– воздействие не
Первые два
способа мотивации являются прямыми, ибо
предполагают непосредственное воздействие
на человека, третий способ – стимулирование
– косвенный, поскольку в его основе лежит
воздействие внешних факторов – стимулов.
Центральное место
в теории мотивации занимает понятие
«мотив». Мотив – это преимущественно
осознанное внутреннее побуждение личности
к определенному поведению, направленному
на удовлетворение ею тех или иных потребностей.
Нередко мотивы определяют и как первоначально
не актуализированную готовность человека
к определенному поведению. Актуализация
мотива означает превращение его в главный
импульс психологической активности,
детерминирующий поведение. Какие же стороны
поведения человека раскрываются в понятии
мотива?
Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив – это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантой поведения, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он – феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.
Раздел 1.3 Основные
звенья механизма мотивации
Мотивы существуют
в системном взаимодействии с
другими психологическими явлениями,
образуя сложный механизм мотивации.
Он включает в себя потребность, притязания,
стимулы, установки, оценки и т.д. (см.
схему).
Исходным звеном,
первым «полюсом» механизма (схема)
является потребность, выражающая нужду,
необходимость для человека определенных
благ, предметов или форм поведения.
Потребности могут быть как врожденными,
так и приобретенными в процессе
жизни и воспитания.
Реальными, соотносимыми
со средой формами проявления потребности
выступают притязания и ожидания
(экспектации). Они являются как бы
следующим после потребности
звеном механизма мотивации. Притязания
представляют собой привычный, детерминирующий
поведение человека уровень удовлетворения
потребности. На базе одной и той же потребности
могут сформироваться различные притязания
и ожидания. Так, у одного человека первичная
потребность в питании может быть удовлетворена
с помощью дешёвых бутербродов, у другого
же ее нормальное удовлетворение предполагает
изысканный обед в дорогом ресторане.
Ожидания конкретизируют притязания применительно к реальной ситуации и определенному поведению. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания, тем не менее, могут существенно различаться. Скажем, в кризисной ситуации, тогда, когда предприятие находится на грани банкротства, ожидания работников значительно ниже, чем в обычное, «нормальное» время. При разных условиях притязаний ожидания могут различаться очень существенно. Так, ожидания вознаграждения за примерно одинаковый труд у американского и российского государственного служащего или ученого сегодня почти несопоставимы.
Механизм мотивации
Разный уровень
притязаний и ожиданий работников важно
учитывать в процессе мотивации. Так, для
одного работника, привыкшего к скромным
заработком, установление месячного оклада,
скажем, в 300 долл. будет действенным стимулом,
мотивирующим добросовестный труд. У другого
же, ранее высокооплачиваемого сотрудника,
такая зарплата вызовет недовольство
и станет демативирующим фактором.
Вторым «полюсом»
механизма мотивации выступает
стимул, представляющий собой те или
иные блага (предметы, ценности и т.п.),
способные удовлетворять
Несмотря на
близость и соотносимось понятий
мотива и стимула, представляется необходимость
различать их, хотя в литературе
они нередко употребляыются как
тождественные.мотив характеризует стремление
работника получить определенные блага,
стимул – сами эти блага. Стимул может
и не перерасти в мотив в том случае, если
он требует от человека невозможних или
неприемлемых действий. Например, предложение
бригаде строителей большой денежной
суммы за сооружение сложного моста через
реку не будет для них мотивом действий,
если они не обладают необходимой для
этого квалификацией и если у них нет ни
техники, ни всего другого, что требуется
для строительства. Аналогичная ситуация
может возникнуть, скажем, и тогда, когда
кинозвезде предлагают за крупное вознаграждение
фотографироваться в соответствующем
виде для порножурнала «Плэйбой»: если
ее нравственные установки несовместимы
с такого рода «деятельностью», то стимул
не вызовет у нее никакого мотива.
Таким образом,
стимул непосредственно ориентирован
на потребность, ее удовлетворение, мотив
же является главным соединительным
звеном, «искрой», которая при определенных
условиях проскакивает между потребностью
и стимулом. Для возникновения этой
«искры» стимул должен быть более или
менее осознан и принят работником.