Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:38, реферат
Данная работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.
Между потребностью
и стимулом как двумя крайними
«полюсами» механизма мотивации
находится целый ряд
В случае предворительного
принятия стимула дальнейший путь волевого
импульса (неактуализированного мотива)
как бы раздваивается. Его быстрая
актуализация и кратчайший путь к
действиям обеспечивается при наличии
соответствующей установки. Она характеризует
готовностьб предрасположенность человека
к определенному поведению (активности)
в конкретной ситуации и как бы связывает
притязания и ожидания с прошлым опытом
действий в аналогичных условиях. Установка
может быть позитивной или негативной
в зависимости от того, как влиял прощлый
опыт действий на реализацию потребности.
Установка обеспечивает
стереотипное восприятие стимула с
точки зрения удовлетворения потребности
и тем самым сокращает путь
от потребности к деятельности. Однако
она еще не есть мотив. Ее функция в механизме
мотивации заключается в превращении
идущего от потребности волевого импульса
в актуализированный мотив при наличии
позитивной усьановки, либо в консервации,
ослаблении или отторжении мотива в случае
негативной установки. Установка заключает
в себе в концентрированном виде эмоциональный,
когнетивный (познавательный, смыслообразующий)
и поведенческий (готовность к действию)
компоненты, которые могут быть выражены
в разной степени и часто едва уловимы.
Так, простейшие установки предполагают
автоматизм действия, однако это не отменяет
того факта, что при формировании установки
присутствуют все ее указанные компоненты.
Воспринимая импульсы,
идущие от потребности, и соотнося их
со стимулами среды, позитивная установка
превращает их в актуализированные мотивы
и перерастает в реальное поведение, влекущее
удовлетворение потребности. Тем самым
несколько укороченный посредствам включения
уже сформировавшейся установки цикл
действия механизма мотивации завершается.
Второй, более
длительный цикл механизма мотивации
имеет место тогда, когда работник
сталкивается с новой ситуацией,
относительно которой у него отсутствуют
установки, связывающие потребности,
Выводы к Главе
1:
Мотивация –
это процесс побуждения человека
к определенной деятельности с помощью
внутриличностных и внешних факторов.
Задача менеджера – формирование ответственных
работников, нацеленых на результат, высоко
организованныех и стремящихся к трудовой
самореализации личности.
Существуют различные
способы мотивации: нормативная мотивация,
принудительная мотивация, стимулирование.
Мотив – это как правило осознанное внутреннее
побуждение личности к определенному
поведению и порождается определенной
потребностью.
Мотивы существуют
в системном взаимодействии с другими
психологическими явлениями, образуя
сложный механизм мотивации. Исходным
звеном механизма является потребность,
выражающая нужду, необходимость для человека
определенных благ, предметов или форм
поведения. притязания и ожидания – следущее
звено механизма - соотносимые со средой
формамиы проявления потребности. Вторым
«полюсом» механизма мотивации выступает
стимул, стимул ориентирован на удовлетворение
потребности, он влияет на поведение человека.
Учет в процессе руководства действий общего механизма мотивации способствует более компетентному выбору руководителем форм стимулирования, правильному определению степени и быстроты их воздействия на сотрудников, верному объяснению причин низкой эффективности стимулов. Вместе с тем механизм трудовой мотивации, характеризуя лишь общие звенья мотивационного процесса, еще не дает содержательных представлений о формировании, силе и длительности действия, структуре и субординации, направленности и особенностях взаимодействия различных мотивов поведения человека. Анализ этих аспектов процессов побуждения человека к организационной активности содержится в теориях трудовой мотивации.
Глава 2 «Теоретические
основы управления мотивацией»
В самом общем
виде мотивация человека к деятельности
понимается как совокупность движущих
сил, побуждающих человека к осуществлению
определенных действий. Эти силы находятся
вне и внутри человека и заставляют его
осознанно или же не осознанно совершать
некоторые поступки. При этом связь между
отдельными силами и действиями человека
опосредована очень сложной системой
взаимодействий, в результате чего различные
люди могут совершенно по разному реагировать
на одинаковые воздействия со стороны
одинаковых сил. Более того, поведение
человека, осуществляемые им действия
в свою очередь также могут влиять на его
реакцию на воздействия, в результате
чего может меняться как степень влияния
воздействия, так и направленность поведения,
вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Раздел 2.1 Содержательные
теории мотивации
Существуют два
подхода к изучению теорий мотивации.
Первый подход
основывается на исследовании содержательной
стороны теории мотивации. Такие
теории базируются на изучении потребностей
человека, которые и являются основными
мотивом их проведения, а следовательно,
и деятельности. К сторонникам такого
подхода можно отнести американских психологов
Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга
и Дэвида Мак Клелланда. рассмотрим подробнее
эти теории.
2.1.1 Теория мотивации
по А. Маслоу.
Первая из
рассматриваемых теорий
- физиологические
потребности, необходимые для
выживания человека: в еде, в
воде, в отдыхе и т.д.;
- потребности
в безопасности и уверенности
в будущем – защита от
- социальные
потребности – необходимость
в социальном окружении. В
- потребности
в уважении, в признании окружающих
и стремлении к личным достижениям;
- потребность
самовыражения, т.е.
Первые две
группы потребностей первичные,
Смысл такого иерархического
построения заключается в том, что приоритетны
для человека потребности более низких
уровней и это сказывается на его мотивации.
Другими словами, в поведении человека
более определяющим является удовлетворение
потребностей сначала низких уровней,
а затем, по мере удовлетворения этих потребностей,
становятся стимулирующим фактором и
потребности более высоких уровней.
Самая высокая
потребность – потребность
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
2.1.2 Теория мотивации
Дэвида Мак Клелланда.
Заметный
вклад в разработку проблемы
мотивации поведения вносит
Потребности во
власти, успехе и принадлежности проявляются
в соответствующих мотивах. Основные мотивы
устойчивы, и изменяются лишь в течение
длительного промежутка времени. Вместе
с тем они подвержены краткосрочным колебаниям.
Например, установлено, что стремление
к власти растет с повышением степени
алкоголизации сотрудников.
Потребность в
успехе (по классификации Маслоу, она
находится между потребностями
в уважении и самореализации) не
в равной степени выражена у разных
работников. Человек, ориентированный
на достижение успеха, обычно желает автономии
и готов нести ответственность за результаты
своей работы. Он стремится регулярно
получать информацию о «взятых им рубежах»,
хочет знать о конкретных результатах
своей работы, отличается большей организованностью,
способностью предвидеть и планировать
свои действия. Такие люди стремятся ставить
реально достижимые цели, избегать необоснованного
риска. Они получают удовлетворение не
столько от награды за проделанный труд,
сколько от самого процесса работы, особенно
от ее успешного завершения.
Потребность в
успехе подвержена развитию, что можно
использовать для повышения эффективности
работы. Люди, ориентированные на успех,
чаще других добиваются его. В процессе
мотивирования сотрудников
Потребность во
власти выражается в желании влиять
на других людей, контролировать их поведение,
а также в готовности отвечать
за других. Эта потребность выражается
в стремлении к руководящей должности.
Она положительно влияет на эффективность
руководства. Вот почему на руководящие
посты целесообразно отбирать людей с
выраженной потребностью во власти. Такие
люди обладают высоким самоконтролем.
Они более преданы своей организации,
увлечены делом, и работают, не считаясь
со временем.
Большое влияние
на поведение людей в организации
оказывает потребность в
На основе своих
исследований МакКлелланд выделил
три типа менеджеров:
институциональные
менеджеры, обладающие высоким уровнем
самоконтроля. Для них характерна
большая потребность во власти, чем
в групповой принадлежности;
менеджеры, у
которых потребность во власти преобладает
над потребностью в принадлежности,
но в целом люди этого типа более
открыты, и социально активны, чем институциональные
менеджеры; менеджеры, у которых потребность
в принадлежности преобладает над потребностью
во власти; они тоже открыты, и социально
активны.