Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:55, реферат
Предшествующий 19 в. этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т. е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна и для социальной практики рядом объективных причин:
Социально-теоретические предпосылки становления социологии……………… 3-4
О. Конт – родоначальник позитивистской социологии……………………………4-7
Социологи Э. Дюркгейма…………………………………………………………… 7-9
Социология М. Вебера……………………………………………………………… 9-11
Развитие социологии в России…………………………………………………….11-13
Список литературы………………………………………………………………………..14
ТИТУЛЬНЫЙ
ЛИСТ
Содержание:
Список
литературы……………………………………………………
Предшествующий 19 в. этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т. е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна и для социальной практики рядом объективных причин:
в
общественных отношениях феодального
общества бурно развивались
бурное развитие производительных сил осуществлялось на основе научно-технического прогресса. В общественное производство внедрялись технические достижения, развивалось машинное производство;
научные открытия дали возможность определения научной картины мира на новой качественной основе: физика И. Ньютона давала новое физическое понимание взаимодействия; интегральное исчисление Ф. Бэкона реализовало философское понятие непрерывности в математике; теория естественного отбора Ч. Дарвина, классификация видов живого мира К. Линнея изменили научные представления человека об окружающей его природе; получила развитие статистика, особенно в Англии; соединение формальной логики с диалектикой Гегеля дало возможность формулирования теории материалистической диалектики К. Марксу и Ф. Энгельсу, дало возможность человеческому познанию выйти на новый качественный уровень;
быстрое
развитие капиталистической формации,
нарастание динамики социальных конфликтов
определили и решающие изменения
в социально-философской сфере: поворот
социальной философии к практически-
традиционное описание общества не соответствовало происшедшим изменениям в человеческом развитии, усложнившимся на основе углубления общественного разделения труда общественным отношениям, зарождающемуся общественному характеру производства. Явственно ощущалась необходимость в социальной науке, которая в отличие от абстрактных метафизических схем предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, дала бы объяснения новым социальным явлениям.
Возникла насущная потребность формулирования научной картины человеческого общества на новой качественной основе. Появление такого объяснения означало для общества формирование нового социального самосознания и тем самым окончательное оформление его как новой капиталистической формации. Новому обществу нужно было зеркало и таким «зеркалом» стала социология.
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце 18 – начале 19 вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей.
Ответом
на эти социальные запросы послужили
работы О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма,
К. Маркса, Л. Гумпловича и др.
Позитивизм
как философское течение
Таким образом, позитивное знание и «положительная наука» противопоставляются в позитивизме традиционной философии как «метафизике». Ставится задача развить философию нового типа - позитивную философию.
Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст Конт. С его именем связано развитие первого этапа позитивизма – «первого позитивизма».
Главное произведение О. Конта «Курс позитивной философии» в шести томах издавалось в 1830-1846 гг., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.
Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.
«Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.
Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.
Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как».
Феноменализм - философский принцип, согласно которому в сознании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. Вся концепция научного познания Конта тяготеет к феноменализму, потому что познание по Конту не идет далее того, что чувственно воспринимается.
Итак, научное знание, по Конту, имеет преимущественно описательный характер.
В отношении гносеологической функции науки необходимо отметить, что описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Объяснению как функции науки Конт придает минимальное значение. Главную функцию науки Конт видит в предвидении. «Таким образом, - говорит он, - истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов». Именно в предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.
Конт формулирует энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук.
Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания.
Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так:
Образцом науки для позитивизма является естествознание. Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода, которая вызвала в дальнейшем резкую критику со стороны неокантианцев и философов жизни. Конт стремится построить «позитивную» науку об обществе - социологию (сам этот термин - его удачное изобретение), которая была чем-то вроде «социальной физики». Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде «социальной физики», он называет «социальной статикой». В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную «субстанцию» социума.
Учение об изменении социальных систем Конт называет «социальной динамикой».
Представление об общественном прогрессе является ведущим в «социальной динамике» Конта. Развитие и здесь совершается по «закону трех стадий». Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение «промышленной» («позитивной») стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и «позитивной» философии.
Третий раздел своей социологии Конт называет «социальной политикой». Основной ее тезис - это превращение «позитивной философии» в религию всего человечества.
Представления Конта далеки от того, чтобы быть простым описанием фактов. Они не являются «позитивным знанием» в смысле обобщенного описания наблюдательных данных. Стоит обратить внимание на значительное положительное содержание работ Конта: научную по своему замыслу классификацию наук, попытку строго научного подхода к общественной жизни, основанную на применении к ней понятия факта, первую попытку создания науки об обществе - социологии.
Итак,
основателем первого
Эмиль Дюркгейм (1858–1917) считал себя последователем позитивизма, того направления в философии и социологии, основателем которого являлся Огюст Конт. При этом Дюркгейм уделял большое внимание разработке методов социальных исследований. В своих работах он широко использовал данные статистики.