Становление и основные этапы исторического развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 05:11, лекция

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным
существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между
собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с
другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим
отказано во всем?

Работа содержит 1 файл

Становление и основные этапы исторического развития социологии.docx

— 22.51 Кб (Скачать)

Становление и основные этапы  исторического развития социологии.

 

      С древнейших  времен человека интересовали  не только загадки и  явления

окружающей  его  природы,  но  и  проблемы,  связанные  с  его   собственным

существованием среди  других  людей.  Действительно,  почему  люди  стремятся

жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить  между

собой границы, разделяться  на отдельные  государства  и  враждовать  друг  с

другом? Почему одним позволено  пользоваться многими  богатствами,  а  другим

отказано во всем?

      Поиск ответов  на эти и  иные  вопросы   заставил  ученых  и  мыслителей

древности обратить свой взгляд на человека  и  на  общество,  в  котором  он

существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых  и  мудрецов

–  в  мудрых  советах  по  различным  житейским  вопросам.  Примером   таких

рассуждений  служат  книги  философов  даосской  школы  Мо-цзы,  в   которых

делались  попытки  на  основе  наблюдений  и  размышлений  определить   пути

наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для  деятельности

с наибольшей пользой. А индийские  тексты  «Махабхараты»  определяют  порядок

общественной жизни,  необходимый  для  достижения  могущества  правителей  и

счастья для всех живущих  людей.

      Античная  мысль  дала  новый  толчок  исследованиям  социальной  сферы.

Такие работы Платона, как  «Государство» или  «Законы»,  а  также  «Политика»

Аристотеля положили начало изучению  отдельных  общественных  институтов,  в

частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились  к

проблеме места человека в обществе. Авторы античных  произведений  поставили

учение о человеке и  обществе на теоретическую основу.

      Эпоху Возрождения  можно считать новым  этапом  в  развитии  социальной

мысли. В этот период появляются направленные на  изучение  различных  сторон

общества новые изыскания, которые можно отнести к области  социологии.  Эразм

Роттердамский, Томас Мор,  Никколо  Макиавелли,  Мишель  Монтень  –  великие

средневековые ученые, которые  подняли  проблемы  человеческих  отношений  в

обществе. В результате стала  складываться  модель  общества,  напоминавшего

общину,  где  порядок  и  моральные  устои  регулировались  волей   Бога   и

традициями. Человек в  такой системе мироздания играл  незначительную роль.

      Позднее  деятели эпохи Просвещения в  корне изменили взгляд на  общество

и на место в нем человека.  Клод  Адриан  Гельвецкий,  Дени  Дидро,  Жан-Жак

Руссо, Вольтер начинают анализировать  структуру общества, определять  истоки

развития  неравенства,  появление  неоднородности  общества,  выявлять  роль

религии в социальных процессах. Создавая механическую,  рациональную  модель

общества, они  рассматривают  отдельно  человека  как  независимый  субъект,

поведение которого зависит  в основном от его собственных  волевых усилий.

      В этот  период итальянский  философ   Д.Вико  попытался  создать   основу

новой науки об обществе. Но в основном все  исследования  в  данной  области

характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения  в  области

изучения общественных явлений  были незначительными по сравнению  с  успехами

в других областях научной  деятельности. Отставание в  изучении  общественных

явлений можно объяснить  несколькими причинами.

       Во-первых,  долгое  время  считалось,  что   каждый  человек  обладает

абсолютной свободой в  выборе  линии  поведения,  профессии,  общества.  Эта

свобода  ограничивалась  лишь  Божественным  проведением.   Таким   образом,

человек в любой момент по  собственной  прихоти  может  изменять  поведение,

общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие  в  государстве,

устанавливать существующий порядок.

      Во-вторых,  французские  просветители  Вольтер,  Гольбах,  Дидро  были

убеждены в том, что  человек  обладает  не  только  свободной  волей,  но  и

разумом, способностью к обучению. Делался вывод о том, что самое  главное  –

научить  людей   воспринимать   милосердие,   культуру,   справедливость   и

добродетель, а также дать им наилучшую модель  устройства  общества  и  люди

смогут устроить свою жизнь  в  соответствии  с  ней  и  установить  наилучший

социальный порядок и  благоденствие.

      Такие наивные  взгляды на общество и человека  господствовали в  научном

мире до тех пор, пока усложнение человеческих  отношений,  создание  сложных

организаций,  развитие  различных  сфер  человеческой  жизни  не  привели  к

необходимости практического  решения проблем взаимоотношений  между  людьми  и

социальными   общностями,   создания   действующих   организаций,    гашения

возникающих социальных конфликтов и так  далее.  Жизнь  потребовала  научной

разработки этих насущных проблем.

       Понимание   необходимости  изучения  социальных  общностей   людей   и

процессов их развития и  функционирования  появилось  сравнительно  недавно.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие  производства,

когда  люди  столкнулись  с  ограниченностью  ресурсов,  в  результате  чего

единственным  способом  увеличения  производительности  стало   рациональное

использование рабочей силы. Стало  очевидным,  что  сложной  техникой  могут

управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди.  Кроме

того,  усложнение  всех  сфер  жизнедеятельности  людей  поставило  проблемы

осуществления взаимодействия между ними, управления  этими  взаимодействиями

и создания социального порядка  в обществе. Когда эти проблемы были  осознаны

и поставлены, возникли предпосылки  формирования и развития науки,  изучающей

ассоциации людей, их поведение  в этих ассоциациях,  а  также  взаимодействие

между людьми и результаты таких взаимодействий.

      Слово социология, обозначающее область научного  знания,  было  введено

в научный оборот французским  мыслителем  О.Контом  в  30-х  годах  прошлого

столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт  в  своих  работах

проводил аналогию между  социальными явлениями и  явлениями,  наблюдаемыми  в

физике, химии, медицине, что  ставилось под сомнение и критиковалось  уже  при

его жизни. «В его  понимании  социология  была  равнозначна  обществознанию,

включающему  в  себя  все,  что  относится  к  обществу.  Философия  О.Конта

получила название «позитивизм». Провозглашенная  им  «позитивная  философия»

сводилась к задаче простого суммирования  общих  выводов  отдельных  частных

наук. Этот же принцип распространялся  Контом и на социологию,  роль  которой

он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной  жизни,  их

описания и систематизации.»1

      Историческая  и научная роль О.Конта состоит  прежде всего  в  том,  что

проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он  поставил  в  рамки

определенной науки, которую  назвал социологией. Хотя он не  смог  определить

достаточно четко предмет  новой науки  и  найти  научный  метод,  позволяющий

всесторонне изучать закономерности общественного развития.

      Настоящее  развитие  и  признание  социология  получила  только  тогда,

когда  были  разработаны  и  сформулированы  основные  научные  концепции  и

появилась  возможность  создания  теоретических  основ  изучения  социальных

явлений. Это классический период развития социологии. Здесь  можно  отметить

трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до  начала  XX

века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер,  а  также  француз  Эмиль

Дюркгейм.

       К.Маркс   впервые  представил  общество  как   продукт   исторического

развития, как динамично  развивающуюся структуру. Он обосновал  возникновение

социального неравенства  и проанализировал социальные конфликты  как  явления,

необходимые для общественного  развития и прогресса.

      М.Вебер   разработал  общественную  социологическую   теорию.  Одним  из

центральных  пунктов  теории  явилось  выделение  им  элементарной   частицы

поведения индивида в  обществе  –  социального  действия,  которое  является

причиной и следствием системы  сложных  взаимоотношений  между  людьми.  При

этом общество представляет собой совокупность действующих  индивидов,  каждый

из  которых  стремится  к  достижению  своих  собственных  целей.   Действия

отдельных индивидов кооперируются,  на  основе  этой  кооперации  образуются

ассоциации (группы или общества).

       Э.Дюркгейм  –  основатель  французской   социологической   школы.   Он

стремился прежде всего к  автономии  социологии,  отделению  ее  предмета  от

предмета других наук об  обществе,  а  также  к  объяснению  всех  феноменов

общественной  жизни  исключительно  с  социологических  позиций.  Э.Дюркгейм

считал, что существование  и закономерности общества не зависят  от  действий

отдельных индивидов. Объединяясь  в группы, люди сразу  начинают  подчиняться

правилам и  нормам,  которые  он  назвал  «коллективным  сознанием».  Каждая

социальная единица должна выполнять определенную  функцию,  необходимую  для

существования  общества  как  целого.  Таким  образом,  «Первым  социологом,

давшим узкую трактовку  социологической науки, был Э.Дюркгейм. С  его  именем

связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию,  к  науке,

связанной  с   изучением   социальных   явлений   и   социальных   отношений

общественной  жизни,  то  есть  самостоятельной,  стоящей  в   ряду   других

общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»1

      Учение об  обществе Э.Дюркгейма   легло   в  основу  многих  современных

социологических  теорий  и  современные  ученые  справедливо  называют   его

классиком в области социологии.

      Таким образом,  название науки «социология», столь   удачно  примененное

О.Контом, впоследствии  было  насыщено  научным,  теоретическим  содержанием

благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В  результате  их  усилий

социология превратилась  в  науку,  имеющую  свой  предмет,  свою  теорию  и

возможности для эмпирических поСовременная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.

 

Эта наука возникает в  конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В  социальной сфере это было время  крайней нестабильности. Восстание  лионских ткачей во Франции, силезских  ткачей в Германии (1844 г.), чартистское  движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали  о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных  и быстрых перемен у людей  возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие  ориентиры можно опереться, обрести  свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс  и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую  и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и  другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар  гражданской войны, а наоборот, как  преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как  раз и рассматривалась ими  в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки  зрения, является «позитивный метод».

 

Этими различными идеологическими  установками было продиктовано и  различие в истолковании тех научных  открытий, которые были сделаны в 30-х - 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят  химия и биология. Наиболее значительными  открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом  и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили  естественнонаучными предпосылками  создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике - «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти  открытия послужили основой для  создания учения об обществе, основанного  на принципах биологии, - «органической  теории развития общества».

 

Пока речь шла в основном о социологических условиях и  естественнонаучных предпосылках возникновения  теоретической социологии. Однако задолго  до этого в Европе закладывались  основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология  и методика конкретно-социологических  исследований разрабатывались главным  образом естествоиспытателями. Уже  в XVII--XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного  исследования социальных процессов. В  частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А  работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.дтвержКлассический тип научности социологии.

Информация о работе Становление и основные этапы исторического развития социологии