Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 05:11, лекция
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным
существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между
собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с
другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим
отказано во всем?
Становление и основные этапы исторического развития социологии.
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным
существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между
собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с
другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим
отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей
древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он
существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов
– в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких
рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых
делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути
наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности
с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок
общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и
счастья для всех живущих людей.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы.
Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика»
Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в
частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к
проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили
учение о человеке и обществе на теоретическую основу.
Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной
мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон
общества новые изыскания,
которые можно отнести к
Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие
средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в
обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего
общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и
традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.
Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество
и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак
Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки
развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль
религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель
общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект,
поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.
В этот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу
новой науки об обществе. Но в основном все исследования в данной области
характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области
изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами
в других областях научной деятельности. Отставание в изучении общественных
явлений можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек обладает
абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта
свобода ограничивалась лишь Божественным проведением. Таким образом,
человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение,
общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве,
устанавливать существующий порядок.
Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были
убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и
разумом, способностью к обучению. Делался вывод о том, что самое главное –
научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и
добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества и люди
смогут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший
социальный порядок и благоденствие.
Такие наивные
взгляды на общество и
мире до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных
организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к
необходимости практического
решения проблем
социальными общностями, создания действующих организаций, гашения
возникающих социальных конфликтов и так далее. Жизнь потребовала научной
разработки этих насущных проблем.
Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и
процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно.
Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства,
когда люди столкнулись с ограниченностью ресурсов, в результате чего
единственным способом увеличения производительности стало рациональное
использование рабочей силы. Стало очевидным, что сложной техникой могут
управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме
того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы
осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями
и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны
и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей
ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействие
между людьми и результаты таких взаимодействий.
Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено
в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого
столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах
проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в
физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при
его жизни. «В его понимании социология была равнозначна обществознанию,
включающему в себя все, что относится к обществу. Философия О.Конта
получила название «позитивизм». Провозглашенная им «позитивная философия»
сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных
наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой
он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их
описания и систематизации.»1
Историческая
и научная роль О.Конта
проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки
определенной науки, которую назвал социологией. Хотя он не смог определить
достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий
всесторонне изучать закономерности общественного развития.
Настоящее развитие и признание социология получила только тогда,
когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и
появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных
явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить
трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX
века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль
Дюркгейм.
К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического
развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение
социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления,
необходимые для общественного развития и прогресса.
М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из
центральных пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы
поведения индивида в обществе – социального действия, которое является
причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При
этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый
из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия
отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются
ассоциации (группы или общества).
Э.Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Он
стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от
предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов
общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм
считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий
отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться
правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая
социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для
существования общества как целого. Таким образом, «Первым социологом,
давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем
связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке,
связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений
общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других
общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»1
Учение об обществе Э.Дюркгейма легло в основу многих современных
социологических теорий и современные ученые справедливо называют его
классиком в области социологии.
Таким образом, название науки «социология», столь удачно примененное
О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием
благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В результате их усилий
социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и
возможности для эмпирических поСовременная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.
Эта наука возникает в
конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В
социальной сфере это было время
крайней нестабильности. Восстание
лионских ткачей во Франции, силезских
ткачей в Германии (1844 г.), чартистское
движение в Англии, чуть позже революция
1848 г. во Франции свидетельствовали
о нарастании кризиса общественных
отношений. Во времена решительных
и быстрых перемен у людей
возникает потребность в
Этими различными идеологическими
установками было продиктовано и
различие в истолковании тех научных
открытий, которые были сделаны в
30-х - 40-х годах XIX в. В этот период
на первый план развития науки выходят
химия и биология. Наиболее значительными
открытиями того времени являются открытие
клетки немецкими учеными Шлейденом
и Шванном (1838-1839), на основе которого
была создана клеточная теория строения
живого вещества, и создание Ч. Дарвином
теории эволюции видов. Для К. Маркса
и Ф. Энгельса эти теории послужили
естественнонаучными
Пока речь шла в основном
о социологических условиях и
естественнонаучных предпосылках возникновения
теоретической социологии. Однако задолго
до этого в Европе закладывались
основы эмпирической базы социологии
и ее методов познания. Методология
и методика конкретно-социологических
исследований разрабатывались главным
образом естествоиспытателями. Уже
в XVII--XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей
вырабатывали методы количественного
исследования социальных процессов. В
частности, Д. Граунт применил их в 1662 г.
к анализу уровня смертности. А
работа известного физика и математика
Лапласа «Философские очерки о вероятности»
построена на количественном описании
динамики народонаселения.
Информация о работе Становление и основные этапы исторического развития социологии