Становление и основные этапы исторического развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 07:53, реферат

Описание работы

Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться наукой только
в том случае, когда существует четко определенный предмет исследования,
система знаний, касающихся этого предмета, а также категориальный аппарат,
описывающий сущностные основы данного предмета. Большинство современных наук
формировали свой предмет и систему знаний в результате длительного
исторического периода

Содержание

Введение____________________________________________________________ 3
Становление и основные этапы исторического развития социологии_____ 4
Предмет и специфика социологии как науки___________________________ 8
Социология и другие науки об обществе_____________________________ 14
Структура социологии_____________________________________________ 17
Заключение_______________________________________________________

Работа содержит 1 файл

Реферат социология.docx

— 38.39 Кб (Скачать)

Реферат: Становление  и основные этапы исторического  развития социологии 

                                СОДЕРЖАНИЕ                               

     Введение____________________________________________________________ 3    

Становление и основные этапы исторического развития социологии_____ 4

Предмет и специфика  социологии как науки___________________________ 8

Социология и другие науки об обществе_____________________________ 14

Структура социологии_____________________________________________ 17

Заключение________________________________________________________ 19

    

Введение 

Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может  называться наукой только

в том случае, когда  существует четко определенный предмет  исследования,

система знаний, касающихся этого предмета, а также категориальный аппарат,

описывающий сущностные основы данного предмета. Большинство современных наук

формировали свой предмет  и систему знаний в результате длительного

исторического периода. В самом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и

идеями, описывающими предмет науки исключительно  на уровне обыденного знания.

Однако в дальнейшем эти знания выступают в качестве основ науки, ростков

новых направлений  развития человеческой мысли.

«Социология – одна из самых молодых и содержательных наук об обществе.»

1 Стремление понять, осмыслить общество, выразить свое  отношение к нему было

свойственно человечеству на всех этапах его истории. Обычно слово «социология»

ассоциируется с  проведением опросов, изучением  общественного мнения. Опрос –

важный инструмент исследования в социологии, но основной задачей

ученых-социологов считался анализ и осмысление проблем, связанных  с

функционированием и развитием как общества в  целом, так и отдельных социальных

групп и институтов.

Говоря о возникновении  социологии как науки, следует помнить, что социология

представляет собой  систему внутренне организованного  и проведенного знания о

фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что

знание о любом  социологическом феномене должно быть основано на проверенных и

подтвержденных сведениях и научных доказательствах. В отличие от таких наук

как физика, химия  или биология, социология оперирует  ясными понятиями,

которые постоянно  употребляются в повседневной жизни.

    Становление  и основные этапы исторического  развития социологии.   

С древнейших времен человека интересовали не только загадки  и явления

окружающей его  природы, но и проблемы, связанные  с его собственным

существованием среди  других людей. Действительно, почему люди стремятся жить

среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой

границы, разделяться  на отдельные государства и враждовать друг с другом?

Почему одним позволено  пользоваться многими богатствами, а другим отказано во

всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности

обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором  он существует.

Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых

советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат

книги философов  даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе

наблюдений и размышлений  определить пути наилучшего правления, воспитания

молодежи, а также  условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские

тексты «Махабхараты»  определяют порядок общественной жизни, необходимый для

достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль  дала новый толчок исследованиям  социальной сферы. Такие работы

Платона, как «Государство»  или «Законы», а также «Политика» Аристотеля

положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности

государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме

места человека в  обществе. Авторы античных произведений поставили учение о

человеке и обществе на теоретическую основу.

Эпоху Возрождения  можно считать новым этапом в  развитии социальной мысли. В

этот период появляются направленные на изучение различных  сторон общества

новые изыскания, которые  можно отнести к области социологии. Эразм

Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие

средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в

обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего

общину, где порядок  и моральные устои регулировались волей Бога и традициями.

Человек в такой  системе мироздания играл незначительную роль.

Позднее деятели  эпохи Просвещения в корне  изменили взгляд на общество и на

место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо,

Вольтер начинают анализировать  структуру общества, определять истоки развития

неравенства, появление  неоднородности общества, выявлять роль религии в

социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества,

они рассматривают  отдельно человека как независимый  субъект, поведение

которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский  философ Д.Вико попытался создать  основу новой науки

об обществе. Но в  основном все исследования в данной области

характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области

изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в

других областях научной деятельности. Отставание в  изучении общественных

явлений можно объяснить  несколькими причинами.

Во-первых, долгое время  считалось, что каждый человек обладает абсолютной

свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода

ограничивалась лишь Божественным проведением. Таким образом, человек в любой

момент по собственной  прихоти может изменять поведение, общество, в котором

он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать

существующий порядок.

Во-вторых, французские  просветители Вольтер, Гольбах, Дидро  были убеждены в

том, что человек  обладает не только свободной волей, но и разумом,

способностью к  обучению. Делался вывод о том, что самое главное – научить

людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а

также дать им наилучшую  модель устройства общества и люди смогут устроить

свою жизнь в  соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и

благоденствие.

Такие наивные взгляды  на общество и человека господствовали в научном мире до

тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных

организаций, развитие различных сфер человеческой жизни  не привели к

необходимости практического  решения проблем взаимоотношений  между людьми и

социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих

социальных конфликтов и так далее. Жизнь потребовала  научной разработки этих

насущных проблем.

     Понимание  необходимости изучения социальных  общностей людей и процессов

их развития и  функционирования появилось сравнительно недавно. Толчком 

к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства, когда люди

столкнулись с ограниченностью  ресурсов, в результате чего единственным способом

увеличения производительности стало рациональное использование  рабочей силы.

Стало очевидным, что  сложной техникой могут управлять  лишь грамотные,

заинтересованные  в своей деятельности люди. Кроме  того, усложнение всех сфер

жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления  взаимодействия между

ними, управления этими  взаимодействиями и создания социального  порядка в

обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки

формирования и  развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих

ассоциациях, а также взаимодействие между людьми и результаты таких взаимодействий.                                

Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено  в научный

оборот французским  мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его

работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах  проводил аналогию

между социальными  явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии,

медицине, что ставилось  под сомнение и критиковалось  уже при его жизни. «В его

понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все,

что относится к  обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм».

Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась  к задаче простого

суммирования общих  выводов отдельных частных наук. Этот же принцип

распространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачами

наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и

систематизации.

Историческая и  научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему

изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки определенной

науки, которую назвал социологией. Хотя он не смог определить достаточно

четко предмет новой  науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне

изучать закономерности общественного развития.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были

разработаны и сформулированы основные научные концепции и  появилась

возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это

классический период развития социологии. Здесь можно  отметить трех выдающихся

мыслителей, живущих  в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие

ученые К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как

Карл Маркс и  Макс Вебер, а также француз Эмиль  Дюркгейм.

К. Маркс разработал динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые

для общественного  развития и прогресса.

М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных

пунктов теории явилось  выделение им элементарной частицы  поведения индивида в

обществе – социального действия, которое является причиной и следствием

Информация о работе Становление и основные этапы исторического развития социологии