Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 07:53, реферат
Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться наукой только
в том случае, когда существует четко определенный предмет исследования,
система знаний, касающихся этого предмета, а также категориальный аппарат,
описывающий сущностные основы данного предмета. Большинство современных наук
формировали свой предмет и систему знаний в результате длительного
исторического периода
Введение____________________________________________________________ 3
Становление и основные этапы исторического развития социологии_____ 4
Предмет и специфика социологии как науки___________________________ 8
Социология и другие науки об обществе_____________________________ 14
Структура социологии_____________________________________________ 17
Заключение_______________________________________________________
Реферат: Становление и основные этапы исторического развития социологии
Введение______________________
Становление и основные этапы исторического развития социологии_____ 4
Предмет и специфика
социологии как науки_____________________
Социология и другие
науки об обществе______________________
Структура социологии____________________
Заключение____________________
Введение
Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться наукой только
в том случае, когда существует четко определенный предмет исследования,
система знаний, касающихся этого предмета, а также категориальный аппарат,
описывающий сущностные основы данного предмета. Большинство современных наук
формировали свой предмет и систему знаний в результате длительного
исторического периода. В самом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и
идеями, описывающими предмет науки исключительно на уровне обыденного знания.
Однако в дальнейшем эти знания выступают в качестве основ науки, ростков
новых направлений развития человеческой мысли.
«Социология – одна из самых молодых и содержательных наук об обществе.»
1 Стремление понять, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему было
свойственно человечеству на всех этапах его истории. Обычно слово «социология»
ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Опрос –
важный инструмент исследования в социологии, но основной задачей
ученых-социологов считался анализ и осмысление проблем, связанных с
функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных
групп и институтов.
Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология
представляет собой
систему внутренне
фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что
знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и
подтвержденных сведениях и научных доказательствах. В отличие от таких наук
как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями,
которые постоянно употребляются в повседневной жизни.
Становление
и основные этапы
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным
существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить
среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой
границы, разделяться
на отдельные государства и
Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим отказано во
всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности
обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых
советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат
книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе
наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания
молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские
тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для
достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. Такие работы
Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля
положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности
государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме
места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о
человеке и обществе на теоретическую основу.
Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В
этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества
новые изыскания, которые
можно отнести к области
Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие
средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в
обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего
общину, где порядок
и моральные устои
Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.
Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на
место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо,
Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития
неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в
социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества,
они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение
которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.
В этот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу новой науки
об обществе. Но в основном все исследования в данной области
характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области
изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в
других областях научной деятельности. Отставание в изучении общественных
явлений можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек обладает абсолютной
свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода
ограничивалась лишь Божественным проведением. Таким образом, человек в любой
момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором
он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать
существующий порядок.
Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в
том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом,
способностью к обучению. Делался вывод о том, что самое главное – научить
людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а
также дать им наилучшую модель устройства общества и люди смогут устроить
свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и
благоденствие.
Такие наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире до
тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных
организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к
необходимости практического
решения проблем
социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих
социальных конфликтов и так далее. Жизнь потребовала научной разработки этих
насущных проблем.
Понимание
необходимости изучения
их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Толчком
к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства, когда люди
столкнулись с ограниченностью ресурсов, в результате чего единственным способом
увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы.
Стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные,
заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер
жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между
ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в
обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки
формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих
ассоциациях, а также
взаимодействие между людьми и результаты
таких взаимодействий.
Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный
оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его
работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию
между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии,
медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. «В его
понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все,
что относится к обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм».
Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого
суммирования общих
выводов отдельных частных
распространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачами
наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и
систематизации.
Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему
изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки определенной
науки, которую назвал социологией. Хотя он не смог определить достаточно
четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне
изучать закономерности общественного развития.
Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были
разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась
возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это
классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся
мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие
ученые К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как
Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.
К. Маркс разработал динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые
для общественного развития и прогресса.
М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных
пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в
обществе – социального действия, которое является причиной и следствием
Информация о работе Становление и основные этапы исторического развития социологии