Становление и развитие социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:55, реферат

Описание работы

Предшествующий 19 в. этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т. е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна и для социальной практики рядом объективных причин:

Содержание

Социально-теоретические предпосылки становления социологии……………… 3-4
О. Конт – родоначальник позитивистской социологии……………………………4-7
Социологи Э. Дюркгейма…………………………………………………………… 7-9
Социология М. Вебера……………………………………………………………… 9-11
Развитие социологии в России…………………………………………………….11-13
Список литературы………………………………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

       Согласно  Дюркгейму, основной задачей социологии является изучение социальных фактов, к числу которых он относил  прежде всего так называемые коллективные представления, то есть традиции, обычаи, нормы морали, религиозные верования. Как подчеркивал Дюркгейм, социальные факты существовали независимо от отдельного человека и, кроме того, они оказывали на поведение человека принудительное воздействие, побуждая его поступать определенным образом. В своих работах Дюркгейм обращался главным образом к анализу социальных причин, влияющих на человеческое поведение. Одним из основных понятий в теории Дюркгейма выступает понятие социальной солидарности, которое обозначает у него те механизмы общественной жизни, которые обеспечивают целостность, сплоченность человеческого общества. По мнению Дюркгейма, характер социальной солидарности был различным в разные исторические эпохи.

       Он  выделял два типа солидарности:

       1. механическая

       2. органическая

       Механическая  солидарность встречается, согласно Дюркгейму, в неразвитых первобытных обществах. В таких обществах практически отсутствуют разделение труда и все люди исполняют сходные функции, при этом поведение людей жестко регулируется коллективными представлениями, обычаями, традициями, религиозными идеями.

       Органическая  солидарность получает наибольшее развитие в условиях индустриального общества. Согласно Дюркгейму, преобладание органической солидарности связано с расширением общественного разделения труда, в результате чего люди начинают специализироваться на различных видах деятельности, а взаимосвязь между этими людьми устанавливается главным образом за счет экономического обмена. При этом влияние коллективных представлений на человеческое поведение значительно ослабевает.

       Согласно  Дюркгейму, механическая и органическая солидарности представляют собой две  противоположных теоретические модели и в любом человеческом обществе присутствуют, хотя и в разных сочетаниях, элементы как механической, так и органической солидарности. Как уже в первобытном обществе возникают простейшие элементы разделения труда, а в развитом индустриальном обществе сохраняются определенные коллективные представления.

       В своих работах Дюркгейм много  внимания уделял анализу различных  коллективных явлений общественной жизни, в частности широкую известность  получило его исследование «Самоубийство». С точки зрения Дюркгейма это явление следовало объяснять не столько особенностями индивидуальной психики, сколько влиянием социальной среды, социального окружения человека.

       Дюркгейм  выделял три типа самоубийств:

       1. эгоистическое

       2. альтруистическое

       3. аналическое

       Эгоистические самоубийство встречается, согласно Дюркгейму, в современном индустриальном обществе. Оно являлось результатом разрыва  социальных связей, изоляции человека от его ближайшего окружения, выделяющего  в результате чувство одиночества.

       Альтруистическое  самоубийство характерно прежде всего  для неразвитых обществ, в которых  преобладает механическая солидарность. В таких обществах отдельный  человек полностью подчинен требованиям  группы и может пожертвовать собственной  жизнью ради коллективных интересов.

       Аналическое самоубийство, по мнению Дюркгейма, получает распространение в эпоху кризисов и социальных потрясений, когда резко  изменяются условия жизни и не все люди способны адаптироваться к  процессам изменений.

       Работы  Дюркгейма по социологии оказали значительное влияние на развитие социологии в 20 веке как во Франции, так и в других западных странах (в частности в США).

       В настоящее время Дюркгейм считается  одним из классиков социологии. 

  1. Социология  М. Вебера.

       Макс  Вебер (1864–1920) определял социологию как науку, которая стремится понять социальное действие и дать ему причинное объяснение. При этом не всякое человеческое действие является социальным. Вебер считал социальным лишь такое действие, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на ответную реакцию с их стороны.

       С точки зрения Вебера все явления  общественной жизни в конечном итоге  складываются из совокупности индивидуальных социальных действий:

       1. целерациональное

       2. ценностно-рациональное

       3. аффективное

       4. традиционное

       Целерациональное  действие отличает четкая постановка цели действия и выбор наиболее эффективных  средств её достижения. Как, например, при решении технических задач.

       Ценностно-рациональное действие ориентируется на некие  высшие ценности (моральные, религиозные) и в таком случае не всякие средства достижения цели считаются допустимыми, они не должны противоречить такого рода ценностям. Аффективное действие основано на эмоциях.

       Традиционное  действие ориентировано на существующие в обществе традиции. Ни один из этих типов действий в чистом виде, как правило, не встречается. Они представляют собой идеальные типы. Этими понятиями Вебер обозначал теоретическую модель, которая создается исследователем путем мысленного выделения некоторых черт изучаемого им явления и в результате в реальной действительности идеальному типу ничто полностью не соответствует. Идеальный тип подобен моделям, которые используются в естественных науках. Наблюдаемые в реальной жизни человеческие действия могут сочетать в себе элементы двух или более идеальных типов.

       Вебер использовал разработанную им методологию  идеальных типов для изучения широкого круга явлений общественной жизни, при этом особый интерес у  него вызывала проблема происхождения  современного капитализма. Если Маркс  рассматривал прежде всего экономические причины развития капитализма, то Вебер исследовал влияние на этот процесс культурных факторов, в частности религиозных идей.

       Вебер использовал понятие «хозяйственная этика религии». Это понятие обозначает те требования, которые данная религия предъявляла к поведению своих последователей в экономической сфере. Вебер обратился к изучению особого типа хозяйственной этики, получившего распространение в странах Западной Европы, начиная с 16 столетия в результате религиозной реформации и возникновения протестантизма. Вебер исследовал то влияние, которое оказали эти события на изменения экономических отношений в западных обществах.

       Этой  проблеме была посвящена его работа «Протестантская этика и дух  капитализма». Он рассмотрел в этой работе новый тип хозяйственной этики, получивший распространение в странах Западной Европы. Вебер проанализировал идеи ведущих представителей реформации протестантских богословов, таких как Мартин Лютер, Жан Кальвин. В особенности он обратил внимание на выдвинутую Кальвином идею предопределения. В соответствии с Кальвином, всемогущий Бог предопределил, предназначил одних людей к спасению и вечной жизни, а других к гибели. При этом не существовало каких-либо признаков, по которым человек мог судить о том, избран ли он богом к спасению.

       Но  в ту историческую эпоху для любого верующего христианина вопрос о  спасении его души имел важнейшее, первостепенное значение. И, постепенно, последователи  кальвинизма стали считать успех  человека в его повседневном труде, то есть в его экономической деятельности, косвенным свидетельством того, что данный человек угоден Богу и избран к спасению.

       В результате последователи этого  религиозного учения стремились к тому, чтобы постоянно добиваться успехов  в экономической сфере. Как показал Вебер в своём исследовании, на ранней стадии развития капитализма большинство успешных предпринимателей вышло именно из числа протестантов, а те страны в которых протестантизм стал господствующей религией, такие как Англия или Голландия достигли в 17–18 веках наиболее высокого уровня экономического развития. В то же время Вебер подчеркивал, что влияние религиозных идей на экономическое развитие было характерно лишь для раннего капитализма.

       Уже к 19 веку капитализм превратился в  экономическую систему, обладавшую своей собственной внутренней логикой, и эта система не нуждалась больше в какой-либо поддержке со стороны религиозных идей. Кроме того, Вебер не считал протестантскую этику единственной причиной развития капитализма. Он рассматривал влияние на этот процесс разнообразных факторов, в том числе экономических, политических и культурных. 

  1. Развитие  социологии в России.

       История социологии в России стала зарождаться  в 60-х годах 19века. Именно в это  время читающая публика и научная  общественность впервые начали знакомство с переводами статей и книг  О.  Конта.  Широкое распространение российской социологии  всячески сдерживала цензура на идеи Конта, а также спад интереса за рубежом к позитивизму после его смерти.  Волна  «второго прочтения» О.  Конта, охватившая развитые страны и Францию, захватила и Россию.  В журналах «Русское слово», «Современник», «Отечественные записки» и т.д. стали появляться статьи о социологии и О.  Конте, написанные В.  В.  Лесевичем, П.  Л.  Лавровым,  Д.  И.  Писаревым.

       Огромный вклад в развитие социологии в России внесли первые русские социологи: зачинатели этой науки Кареев, Южаков, Михайловский, Лавров и др.  Они внесли свой вклад в развитие социологии в России формированием собственного подхода к познанию и исследованию социальных явлений. Они рассматривали общество сквозь призму поведения его индивидов, особенно людей целеустремленных, развитых, активных - субъективный метод. Одна из работ Н.  К.  Михайловского носила название — «Герои и толпа». Развитие социологии в России было ознаменовано следующей проблематикой: возникновение человеческой личности из животной особи, прогресс общества и разделения труда, соотношение природного и социального на развитие общества, влияние на прогресс экономической сферы.

       Социология  в России к началу 20-го века уже имела определенные достижения. Развитие социологии в России к тому времени было ознаменовано расширением спектра изучаемых проблем, проявляются следующие направления: психологическое, географическое, материалистическое.  В это время российская социология начинает влиять на развитие  давно существующих наук: историю, право, философию и иные социальные науки.

       Если  говорить про этапы развития социологии в России, то к первому этапу  вполне можно отнести становление, зарождение социологии в России, который продолжался с 60-х до 90 годов 19 века. Именно в это время распространялись социологические идеи, образовывались направления социологической мысли, которые укоренялись в российских науках.

       История социологии России в промежуток времени с 90-х годов 19 века до 20-х годов 20 века рассматривает в качестве второго этапа развития  - происходит институциализация, т. е.  признание ее со стороны общества и государства, создание научных учреждений, кафедр и отделений, основание обществ и научных журналов и т.д.

         На этом этапе развитие социологии  в России происходило в тесном  взаимодействии с зарубежной, а  именно с европейской социологией. 

       К огромному сожалению, в 1920-е гг. формируется  все более настороженное и  враждебное отношение к социологической науке со стороны советской власти. Завершился этот этап закрытием социологических учреждений, а социологи с немарксистскими взглядами и учениями были изгнаны из России или отправлены в лагеря на «перевоспитание». С 1922 г. закрывают кафедры и прекращают обучение социологии в вузах, закрывается Социологическое общество, основанное М.  М.  Ковалевским.

       Третий  этап в российской социологии был  самым «черным» и длился с 1920-х  гг. до 1950-х годов.  В этот период социология получает ярлык «буржуазной  науки» и вытесняется марксистско-ленинской философией и научным коммунизмом.

       Новая частичная институциализация началась лишь после того, как осудили «культ личности» Сталина, но развитие социологии сдерживалось КПСС и она не получила в обществе широкого распространения.

       Современный, четвертый этап наступил в 1980-х годах  и ознаменован бурным развитием российской социологии. Социология получает статус самостоятельной науки и преподается во всех российских вузах.

Информация о работе Становление и развитие социологии