Современная система образования в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Система образования каждой страны имеет свои отличительные черты, особенности, достоинства и недостатки. Японская система образования поражает своей эффективностью и преданностью традициям. В послевоенные годы в стране произошел экономический бум, в результате которого Япония стала второй державой мира. Изменения в экономике повлекли за собой изменения и в других сферах общества, в том числе и в сфере образования.

Работа содержит 1 файл

Система образования Япония.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     Принимая  эти факторы во внимание, следует  все же отметить, что система высшего  образования действительно внесла определенный вклад в эффективное  экономическое и социальное развитие страны в послевоенный период. Однако сейчас политика государства встретилась с новыми вызовами: пошатнулись три "священных столпа" - пожизненная система занятости, оплата и продвижение по старшинству. Основным требованием, предъявляемым бизнесом к системе высшего образования, становится подготовка творческих, неординарно мыслящих, способных к инновациям и инициативе студентов.

     Основные  направления государственной политики перестройки управления университетами:

     1) диверсифицировать и либерализировать сложившуюся систему, придать большую индивидуальность высшим учебным заведениям.

     2) регионализация университетской системы. Политика правительства направлена на то, чтобы обуздать безудержную гонку создания и расширения университетов и младших колледжей в регионах, сосредоточенных около крупных промышленных городов: Токио, Нагоя и Осака. Такая политика способствует увеличению числа университетов в регионах и может привести к усилению конкуренции между вузами их дифференциации.

     3) возможность создавать такую административную систему, которая позволит им реализовать свои уникальные возможности, удовлетворить социальные потребности региона. Университетам рекомендуется ввести конкурсную систему как приема на работу, так и оценки продвижения работников факультетов и администрации.

     4) необходимость формирования более тесных связей между вузами, академическими системами и деловым миром. В Японии, как и на Западе, частные предприятия обеспечивают значительную долю финансирования фундаментальных исследований, но японские компании часто отказываются поручать такие работы университетам. Причина заключается прежде всего в слабости материальной базы последних. Трудно поверить, что, занимая второе место в мире по размерам научно-технического потенциала, Япония имеет столь слабое развитие вузовской науки [25].

     В настоящее время после произошедшей катастрофы (2011г.)  в стране категория  образования отодвинута на второй план, так как основные силы брошены  на восстановление страны, производства, экономики и человеческого потенциала. В марте этого года школы в 11 префектурах послужили эвакуационными пунктами для жителей пострадавших областей, а также использовались в качестве временного жилья. Сделав выводы из печальных уроков катастрофы, комиссия Министерства образования предложила расширить функции школ во время стихийных бедствий, в частности, использовать их в качестве эвакуационных пунктов.

     По  мнению экспертов, необходимо принять  серьезные меры для повышения  безопасности школ в случае землетрясений. В областях с возможностью появления цунами школы должны располагаться на возвышенной местности [26].

2.3. Система обеспечения  качества японского  образования

     Среди всего комплекса образовательных проблем - качество образования является в Японии одним из важнейших вопросов. Однако в связи с тем, что в стране отсутствует система государственной аккредитации учебных заведений, а существует только система их учреждения (лицензирования), акцент в достижении качества образования смещен в сторону формирования высококвалифицированного преподавательского состава и внедрения системы самомониторинга и самооценки для различных типов учебных заведений.

     В высшей школе, в отличие от среднего образования, отсутствует система свидетельств о профессиональной пригодности, и квалификация преподавателей регулируется указами министерства, устанавливающими стандарты штатов ППС для университетов и колледжей. В последние годы предпринимаются меры для привлечения учащихся магистерских и докторских программ к педагогической деятельности.

     В настоящее время, в связи с  принятием Университетским советом  рекомендаций по изменению стандартов в университетах и колледжах, вводится система самомониторинга  и самооценки высших учебных заведений и последующей публикации их результатов. В будущем для участия в аттестации университетов планируется привлекать независимых экспертов [21].

     Профессиональное  образование в Японии регулируется такими нормативными актами, как "Закон  о профессиональном образовании" (1969), поправкой к Закону 1985 г., документом Министерства труда "Нормативы образования". В качестве объектов стандартизации профессионального образования выступают в Японии:

  • требования приема;
  • содержание учебного плана;
  • продолжительность обучения;
  • общий объем учебного времени;
  • пособия и обучающие средства.

     На  данный момент особенностями национальных стандартов профессионального образования  Японии являются:

  • унификация учебных программ вне зависимости от ведомственной подчиненности учебного заведения;
  • расширение профиля подготовки;
  • соответствие профессионального образования установленным нормам;
  • введение минимальных типовых требований и типовых программ;
  • проведение квалификационных экзаменов специальными ассоциациями;
  • курирование в пределах своей компетенции профессионального образования со стороны Министерства образования и Министерства труда;
  • введение программы с большой общеобразовательной направленностью Министерством образования [22].

 

Заключение

    Итак, проанализировав японскую систему  образования в целом и особенности  ее реформирования можно сделать  следующие выводы.

    Во-первых, структура образования Японии выглядит следующим образом:

    • дошкольное образование;
    • школьное образование: начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя или старшая школа;
    • высшее образование, включающее в себя 2 сектора: неуниверситетский (технические колледжи) и университетский (университеты и последипломное образование);

    Каждый  уровень имеет свои особенности.

     Во-вторых, в истории образовательной сферы  выделено 5 периодов реформирования. Последний  период начинается после окончания  Второй мировой войны и продолжается до сих пор. По сравнению с другими  странами, в системе образования  Японии отмечается меньшее количество реформ, что очередной раз подтверждает уникальность развития, постоянство и верность традициям.

     В-третьих, не смотря на успешность японского  образования, существуют и проблемы в данной сфере. Но особенность этих проблем заключается в том, что японская система заложила в себя американские и французские элементы соответствующих систем, при этом сохраняя свои принципы и традиции. В этом и заключается уникальность системы. В настоящее время образование пока сдвинулось на второй план после произошедшей катастрофы 2011 года в стране. Но новые преобразования в этой сфере не за горами.

     В-четвертых, проведена оценка системе обеспечения качества высшего образования в Японии. Было сказано, что оценка деятельности высших учебных заведений практически не ведется, что привело к некоторому снижению качества образования. В данный момент правительство Японии намерено решить данную проблему.

 

Список  использованной литературы

1) Андреев В.И. Система образования в Японии. - Мн.: Национальный ин-т образования, 2000.

2) Бирюков А.В. Две модели интеграции: реформа образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Болонский процесс // Высшее образование сегодня. 2004. – № 12. – С. 35-40.

3) Бок М. Проблемы и трудности японской школы // Народное образование. – 2002. - №4

4) Бондаренко А. Урок в японской школе // Начальная школа. – 2001. – №2.

5) Боярчук Ю.В. Состояние и проблемы школьного образования в Японии // Начальная школа – 2005. - №10.

6) Боярчук Ю.В. Сравнительная педагогика // Педагогика. – 1999. - №8.

7)Детский сад в Японии: Опыт развития детей в группе / Общ. ред. В.Т. Нанивской. – М., 2004.

8) Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие – М., 2007.

9) Джуринский А.Н. Чему и как учат в Японии // Народное образование. – 2001. - №5.

10) Зарубежный опыт реформ в образовании (Европа, США, Китай, Япония, Австралия, страны СНГ): Аналитический обзор // Официальные документы в образовании. - 2002. - N 2. - С. 38-50.

11) За знаниями – по миру. Дошкольное образование в Японии // Дошкольное образование. – 2010. – №1. – с. 13-18.

12) Китаев С.Н. Реформы эпохи Мэйдзи. – СПб.: Питер, 2005.

13) Мисару Ибука. После трех уже поздно// Дошкольное воспитание. – 2003. №3.

14) Образование в Японии //Социально – политический журн. - 2002. - №2. – С.161.

15) О национальном потенциале// Журнал «Яматоидзуму» , 2000, №  2

16) Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность – М., Академия, 2008. – 240 с.

17) Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., Главная редакция восточной литературы издательства 'Наука', 2005. 348 с. с ил.

18) Развитие школьного образования в период колонизации Южного Сахалина Японией (1905 - 1945 годы) 1 С. Ч. Лим // Краеведческий бюллетень: Проблемы истории Сахалина, Курил и сопредельных территорий / Редкол.: М. С. Высоков (гл. ред.) и др. - 2002. - № 2. - С. 87

19) Реформа высшего образования в современной Японии // Экономика и управление. - 2000. - № 1. - С.28

20) «Япония сегодня». М., 2006 июнь. – С. 15

21) Япония: государственная политика в области образования // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 92. - С.80

22) http://www.ug.ru/ug_pril/az/96/02/02.html // Воскресенская Н. Быть с веком и наукой наравне. Служат ли образовательные стандарты обновлению образования?

23)http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/14238.html//Инновационная образовательная сеть «Эврика».

24) http://ria.ru/world/20060425/46862851.html/ РИА новости/В мире.

25) http://ecsocman.hse.ru/text/17165798/ Проблемы управления высшим образованием.

26) http://www.japantimes.co.jp/text/ed20110718a2.html/ The Japan Times online/ Disaster role for schools.

27)http://dic.edu.ru/information/national_systems/1471/Международная, выставочно-ярморочная, конгрессная деятельность

 


Информация о работе Современная система образования в Японии