Современная система образования в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Система образования каждой страны имеет свои отличительные черты, особенности, достоинства и недостатки. Японская система образования поражает своей эффективностью и преданностью традициям. В послевоенные годы в стране произошел экономический бум, в результате которого Япония стала второй державой мира. Изменения в экономике повлекли за собой изменения и в других сферах общества, в том числе и в сфере образования.

Работа содержит 1 файл

Система образования Япония.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГОБУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» 
 
 

Кафедра «Социологии и педагогики» 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Реформы в образовательной сфере»

на тему: «Современная система образования в Японии» 
 

Выполнила:

студентка 4 курса

ИСУ

специальности: СЭО (бак) 

Научный руководитель:

Работа защищена

«__» __________2011г.

«______» __________

(оценка)               (подпись) 
 

Самара 2011

 

Оглавление

 

Введение

     Система образования каждой страны имеет  свои отличительные черты, особенности, достоинства и недостатки. Японская система образования поражает своей эффективностью и преданностью традициям. В послевоенные годы в стране произошел экономический бум, в результате которого Япония стала второй державой мира. Изменения в экономике повлекли за собой изменения и в других сферах общества, в том числе и в сфере образования.  В результате множества факторов в стране сложилась одна их самых эффективных систем образования. Актуальность данной работы заключается в том, что недостаточно полно проанализирована система японского образования в целом, включая область реформирования, не дана оценка качества образования в Японии.

     Целью данной курсовой работы является анализ существующей системы образования и образовательных реформ в Японии.

     Объект изучения – система образования Японии. Предметом выступают реформы японской системы образования.

     Для достижения поставленной цели предлагается решить соответствующие задачи:

  1. изучить структуру и описать существующие уровни системы образования Японии;
  2. проанализировать рассмотреть этапы реформирования образовательной системы;
  3. дать оценку системе обеспечения качества образования в Японии.

     Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе рассматривается структура японского образования и дается характеристика её элементам. Во второй главе анализируются реформы системы образования, выделяются ее особенности, а также рассматриваются перспективы японской образовательной системы. В третьей главе дается оценка системе обеспечения качества японского образования.

 

Глава I. Структура  японской системы  образования

    1. Дошкольное  образование

    Японцы  были одними из первых кто начал  говорить о необходимости раннего  развития. Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется.

    В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают  сюда по желанию родителей - обычно с трехлетнего возраста.

    Детские дошкольные учреждения Японии принадлежат в основном частным лицам, имеющим государственные лицензии. Основная образовательная задача детских садов (ётиен) сводится к оказанию помощи в развитии ребенка: развитие его индивидуальных способностей и подготовка к школе. Детские сады — платные. В них воспитывается 77,4% всех детей.[7; с.43].

    Общие цели воспитания в детских дошкольных учреждениях сформулированы в Законе о школе. Они направлены:

    • во-первых, на подготовку ребенка к групповой жизнедеятельности, на коммуникацию с другими при сохранении собственной индивидуальности;
    • во-вторых, на гармоническое развитие ребенка, обучение его навыкам здоровой, безопасной и счастливой жизни;
    • в-третьих, на воспитание законопослушной личности;
    • в-четвертых, на правильное владение языком, на пробуждение интереса к рассказам и иллюстрациям в книгах;
    • в-пятых, на стимулирование творческого интереса к музыке, игре и рисованию.

    Названные цели аналогичны для всех типов детских  садов. Уточнение целеполагания  в детских садах полного дня  вносится только в части, касающиеся ухода за детьми до трех лет. Общие цели Министерства образования, науки и культуры и Министерства здравоохранения и социального обеспечения закладываются в такие понятия, как здоровье, единение, язык, музыка, ритмика, рисование, природа, выразительность. [11; с.34,].

    В качестве важных целей дошкольного  образования японские исследователи  нередко называют укрепление взаимодействия детей и взрослых, формирование у  детей навыков самостоятельной  деятельности, создание развивающей  среды вокруг детей в детском саду на основе внедрения современных педагогических технологий образования. [14; с.99].

    Главными  типами дошкольных учреждений считаются  детские сады неполного дня (ёхиен) и детские сады полного дня (хоикуен), различающиеся степенью престижности.

    Сады  неполного дня, как правило, пользуются высокой репутацией у населения и в большой степени напоминают наши государственные сады. Дети воспитываются в них с трех до пяти лет и находятся там шесть дней в неделю, но в отличие от наших детских садов, лишь по четыре часа в день — до обеда. Речь идет о типе детских учреждений для матерей из средних слоев, которые либо не имеют работы, либо в их семье есть бабушка. Детсады неполного дня этой категории находятся под контролем Министерства образования, науки и культуры, государственных школьных ведомств. Ежемесячная плата за одного ребенка составляет около 900 долларов. [11; с.48].

    Следующий тип детских дошкольных учреждений — детский сад полного дня (хоикиен или хоикушо) — принадлежит к благотворительным детским дошкольным заведениям, возникшим в начале столетия для поддержки женщин, занятых на работе. Сегодня сады этого вида подчиняются Министерству здравоохранения и социального обеспечения Японии (кейшо). Для того чтобы определить ребенка в такое детское учреждение, матери достаточно иметь обоснование такой необходимости. Имеющиеся места распределяются соответствующими коммунальными учреждениями в централизованном порядке и в соответствии с социально обоснованными критериями. Оплата одного места пребывания в детском саду полного дня в месяц зависит исключительно от доходов родителей. Дошкольные учреждения данного типа работают, как минимум, восемь часов (по субботам — четыре-пять часов) ежедневно и принимают также детей ясельного возраста (в отдельных случаях, начиная с семи недель). В таких садах для детей до полных трех лет разрабатываются отдельные программы, которые направлены на создание условий, компенсирующих отсутствие матери или семьи на протяжении дня. По инструкции, разработанной министерством, одна воспитательница не может иметь в группе более четырех детей ясельного возраста или восьми детей в старшей группе ясельников. В группах от трех до шести лет должно быть не более 30 детей на одного воспитателя.

    Образование детей в возрасте трех-шести лет  в обоих типах детских садов осуществляется по одной программе. Однако программа в садах полного дня шире, а игры с детьми проводятся дольше. Различия же между самими детскими садами незначительны.

    Оборудование  садов полного дня бывает даже лучше и изысканнее, чем садов неполного дня. Это объясняется, по-видимому, тем, что большинство детсадов неполного дня принадлежит частному сектору, а детские сады полного дня находятся на государственном обеспечении. [19; с.85-90].

    Креме двух основных типов детских дошкольных учреждений имеются другие, различающиеся по региональному признаку (городские и сельские) или по принадлежности к различным жилым районам одного города. Возможно создание неформальных престижных детских дошкольных учреждений. Детские сады могут различаться в зависимости от мировоззренческих или педагогических воззрений их руководителей (к примеру, детские сады буддистского или христианского направления, вальдорфские сады или детские сады по системе Монтессори); существуют профильные учреждения с усиленной музыкальной подготовкой или обучением иностранному языку.

    Наконец, имеются детские дошкольные учреждения явно репетиторского характера по подготовке детей к школе. Среди них популярностью  пользуются детские сады-эскалаторы (есукарета), которые напрямую связаны с престижными университетами страны. Такие детсады имеют прямой выход на школы, непосредственно делегирующие своих выпускников в престижные вузы страны. Эти сады, начиная с самой нижней ступени "эскалатора", готовят своих питомцев к большой жизненной карьере. В дошкольных учреждениях такого типа постоянно проводятся приемные экзамены для трехлетних детей и их родителей (обычно в форме интервьюирования). На конкурсных экзаменах в привилегированные частные детские сады может быть до двадцати претендентов на одно место. Дети, принятые в такие сады, проходят математику, японский или английский язык. Так, в садах с математическим уклоном дети к пяти годам овладевают сложением и вычитанием дробей, умножением и делением целых чисел. [8; с.69].

    По  другую сторону от престижных детских садов в городах Японии находятся пользующиеся дурной славой Дома ребёнка. Они работают круглосуточно и принимают детей на неограниченное время без предварительного уведомления со стороны родителей. Многие из этих, не имеющих государственных лицензий детских учреждений, созданных из коммерческих соображений, не отвечают минимальным государственным требованиям, предъявляемым к детским дошкольным учреждениям. Нередко содержатели таких домов просто пользуются безысходностью положения работающих матерей. Однако детские сады-эскалаторы и Дома ребенка нетипичны для средней японской семьи и скорее являются исключениями. Все типы детских дошкольных учреждений периодически подвергаются контролю со стороны государства. В отдельных случаях и неформальные детские сады могут получать государственную помощь.[13; с.5]

    Состав  групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Постоянная смена детского состава  связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие  возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей [13; с.70].

1.2 Школьное образование

    Школьная  система образования складывается из начальных, неполных, полных и специальных средних школ.

    В Японии еще при поступлении в начальную школу школьники проходят через тестирование, которое проводится с целью определения коэффициента умственной одаренности детей. При поступлении в полную среднюю школу также учитываются результаты тестирования. Если итоговый коэффициент оказывается ниже установленной границы, то подростки не принимаются в полную среднюю школу.

    Из-за большого количества не выдержавших  вступительные экзамены наблюдается  недобор учащихся, как в государственные, так и в частные учебные заведения. Сложность экзаменов состоит в том, что соискателям приходится отвечать на вопросы молниеносно, не раздумывая, поскольку на каждое упражнение, на любой ответ при тестировании даются считанные минуты и секунды. Например, хорошую оценку абитуриент получит только тогда, когда он выполнить задание не более чем за 3 мин. Вместе с тем, далеко не все учащиеся начальных и неполных средних школ усваивают материал даже удовлетворительно, несмотря на то, что система оценки знаний в японских школах достаточно отработана. Так, в практику внедрена организация работы учащихся по "контрактам". Она приучает детей рационально планировать свое время. Кроме заданий на ближайший урок, ученики готовят письменные рефераты, устные доклады, на которые им отводится какое-то определенное время (месяц, триместр или полугодие). Учащиеся сами решают, на какую оценку подписать "контракт". Конкретная оценка подкреплена определенным количеством заданий и вопросов. [1; с.44].

    Ученики в японских школах учатся 12 лет. Классы в школах, как правило, большие, около 40 человек. У каждого класса есть свое помещение, и учителя приходят туда для проведения урока, продолжительность которого составляет 45 или 50 минут.

    Учебный год в японской школе разбит на триместры и каникулы. В зависимости от региона (город, сельская местность) и климатических условий могут быть разными сроки обучения. Учебный год начинается с 6 апреля. Это связано с тем, что в это время в Японии весна вступает в полную силу и начинает цвести сакура. Существует движение за перенос начала учебного года на 1 сентября, но оно не пользуется большой популярностью.[3; с.10]

    Большинство школ в системе образования Японии — муниципальные и финансируются  из бюджета, но примерно 5% – это частные школы, обучение в которых платное. Обучение в 10–12-х классах не является обязательным, но 94% учеников учатся 12 лет. Расходы на образование в частных школах значительно превышают расходы на образование в государственных. Так, посещение двумя детьми государственной средней школы второй ступени обходится семье в 13,7% ее месячного бюджета, а частной — в 29,6% [14, с. 212]. Тем не менее, родители во многих случаях, не считаясь с расходами, отдают своих детей в частные школы. Помимо всего прочего частные школы более престижны, а престиж в Японии расценивается весьма высоко.

Информация о работе Современная система образования в Японии