Современная система образования в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Система образования каждой страны имеет свои отличительные черты, особенности, достоинства и недостатки. Японская система образования поражает своей эффективностью и преданностью традициям. В послевоенные годы в стране произошел экономический бум, в результате которого Япония стала второй державой мира. Изменения в экономике повлекли за собой изменения и в других сферах общества, в том числе и в сфере образования.

Работа содержит 1 файл

Система образования Япония.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     В конце концов в 1949 г. была введена новая демократическая система высшего образования, направленная на подготовку гражданина и повышение общей культуры (по примеру американских вузов).  

         По рекомендации Генерального штаба объединенных оккупационных войск в 1949 г. была создана, как гражданский орган, Ассоциация аккредитации вузов Японии. Комиссия по организации вузов при Министерстве образования, науки и культуры Японии, учитывая, что половина ее членов была из упомянутой Ассоциации, лицензировала примерно 200 вузов. Эти новые вузы на американский манер ввели общеобразовательные предметы – гуманитарные, общественные и естественные науки, а также иностранные языки и физкультуру. Студенты вначале изучали их полтора года, а затем – специальные предметы в течение 2,5 лет.

     Была внедрена система “6-3-3-4”: обязательное обучение в шестилетней начальной школе, в средней школе 1 степени (3 года) и второй степени (3 года), затем университет (4 года).

     Только  учебный календарь по-прежнему остался  специфически японским: начало учебного года, как в школах, так и вузах приходится на 1 апреля.

     28 апреля 1952 г., после подписания Сан-Францисского мирного договора и возвращения суверенитета Японии, были переоценены недавние реформы, был сделан упор на сохранение традиционных японских ценностей. Например, был вновь введён курс морального обучения. Национальному образованию вернули духовную основу. Вот почему японская система образования, в основе которой лежит американская модель, не европеизировалась, а сохранила национальные особенности.

         В 1984 г. была основана временная консультативная комиссия по образованию для того, чтобы разобраться в проблемах образования и предложить пути их решения. В 1987 г. по ее рекомендации министерство образования, науки и культуры Японии основало консультативную комиссию по высшему образованию. В 1991 г. министерство по ее совету пересмотрело положение о государственном стандарте по организации вузов.

     Можно сказать, что с этого пересмотра в Японии началась реформа высшего  образования. Обстоятельства, которые сделали реформу высшего образования необходимой, могут быть сведены к следующему:

  • Резкое уменьшение числа потенциальных абитуриентов (18-летних учащихся). Если в 1991 г. их насчитывалось более 2 миллионов, то в 1996 г. – 1 миллион 730 тысяч. Тенденция к снижению продолжается;
  • Требование высокого уровня научных исследований и изменение спроса на специалистов;
  • Рост числа поступающих в вузы и диверсификация студенчества;
  • Необходимость непрерывного образования каждого и повышение требований к вузам со стороны общества.

          Новое Положение о государственном стандарте по организации вузов предложило усилить и активизировать научно-исследовательскую работу и образовательные функции отменой строгих ограничений в составлении учебного плана и внедрением само- контроля и самооценки вуза.  
Кроме того, реформа направлена на коренное совершенствование системы последипломного образования. Его главной целью является увеличение числа слушателей в аспирантуре и на других формах систематического повышения квалификации, повышение качества подготовки ученых и исследователей (будущих магистров и докторов) в соответствии с требованиями изменяющегося общества.

     Консультативная комиссия по высшему образованию  предполагала реформировать систему  и содержание последипломного образования следующим образом:

       1) изменить роль докторантуры: готовить не только ученых и исследователей, но и высококвалифицированных специалистов и служащих на предприятиях (в 1989 г. был осуществлен пересмотр государственного стандарта по организации последипломных курсов и устава присвоения степеней);

     2) создать магистратуру и докторантуру  с вечерней формой обучения (в  1989 и 1993 гг. был пересмотрен государственный  стандарт по организации последипломных  курсов);

     3) сократить срок подготовки магистров,  достигших высоких результатов, с 2 лет до 1 года (в том же 1989 г. был пересмотрен государственный стандарт по организации последипломных курсов и с их позиций);

     4) сделать более гибкими требования  для поступления в магистратуру  и докторантуру (с 1989 г. были внесены изменения в устав использования Закона о школьном образовании);

     5) создать государственный орган  по присвоению степеней магистра  и доктора (который и был  создан в 1993 г.) [19; с.30].

     В 2006 году Правительство Японии утвердило  измененный закон «Об образовании» 1947 года, в котором внесено положение о патриотизме: "Уважать традицию и культуру и любить выпестовавшую их нашу страну и родину; вместе с этим, с уважением относиться к другим странам, воспитывать стремление к миру и добрососедские отношения с мировым сообществом"[24].

     В 2010 году Министерство образования Японии изменило список иероглифов системы  Кандзи. Первоначальный список из 1945 символов лишился пяти элементов и получил 196 новых. В итоге перечень, который японские студенты учат в средней школе, будет содержать 2136 символов. Последний раз изменения в список вносились в 1981 году. Необходимость реформы министерство обосновывает тем, что за прошедшее с того момента время повседневная жизнь сильно изменилась, и необходимы новые термины для ее описания [23].

2.2. Проблемы управления  системой высшего  образования

     Японское  высшее образование занимает одно из ведущих мест в мире по уровню охвата населения высшим образованием. Качество же подготовки специалистов в японских вузах по международным стандартам остается низким, прежде всего вследствие недостаточного внимания государства к развитию высшей школы.

     Практически весь послевоенный период в Японии доля государственных расходов на вузы в общих расходах на образование  и в национальном доходе была ниже, чем в других развитых странах. Правительство не только не проявляло активности при расширении системы государственных университетов, но и смотрело сквозь пальцы на несоблюдение стандартов обучения в частных вузах.

     Созданный при Министерстве образования комитет стандартов обучения в частных университетах был весьма лоялен при выдаче лицензий, поскольку, согласно закону, членами этого комитета могли быть только президенты частных университетов, имевшие право избирать своих преемников. Министерство образования не было представлено в комитете, а без финансовой поддержки оно не располагало и неформальным влиянием. В результате по сравнению с другими звеньями системы образования, а также по сравнению с другими странами доля частных учебных заведений среди вузов Японии оказалась исключительно высокой.

     Вместе  с тем финансовые возможности  частных вузов (за исключением нескольких) весьма ограничены. В то же время  плата за обучение в частных вузах  значительно превосходит оплату в государственных вузах. В среднем это различие достигает двукратного размера, а в технических и медицинских вузах разрыв увеличивается до трех-пятикратного. Такая политика государства, когда в обществе доминирует частный характер высшей системы образования и плата за обучение в частных технических вузах намного превышает оплату в государственных, ведет к возникновению структурных диспропорций в подготовке специалистов.

     При наличии системы пожизненной  занятости и акцента на старшинство  при продвижении по службе и оплате труда большинство служащих, как ожидается, будут работать в одной и той же компании до выхода на пенсию. Поэтому бизнес вкладывает значительные средства в свои собственные программы обучения по месту работы. С этой точки зрения для многих крупных фирм прием на работу означает начало карьеры, а не временную работу. Следовательно, основным критерием при приеме на работу выступает продемонстрированная способность учиться, а не компетенция. В некоторых случаях потребность компании в новых дипломированных специалистах удовлетворяется в одном университете. Такой подход имел место на протяжении многих лет, причем компании были удовлетворены качеством и количеством новичков. В результате сложились тесные отношения между принимающими на работу фирмами и университетами. Подобная политика привела к тому, что университеты в Японии имеют монополию на человеческие ресурсы.

     За  рубежом также дается невысокая  оценка японскому высшему образованию. Колледжи и университеты полны студентов, которые не хотят учиться, и преподавателей, которые едва выполняют свои функции, а также научных работников, которые не занимаются исследовательской работой. Г. Кларк, президент университета Тама, член Консультативного совета Министерства образования Японии по реформе университетского образования, называет такую ситуацию "образовательным коммунизмом, когда студенты делают вид, что они учатся, а преподаватели делают вид, что учат студентов". Американский профессор Х. Росовски, декан колледжа гуманитарных и естественных наук Гарвардского университета, в книге "Университет: руководство владельца" пишет: "В Японии студенты, изучающие гуманитарные и общественные науки даже в самых престижных учебных заведениях, могут относиться к колледжу как к трехлетним каникулам, когда они "специализируются" в основном в игре в теннис".

     Таким образом, студентам, которые действительно  хотели бы получить знания; преподавателям, которые хотели бы по-настоящему учить; ученым, жаждущим новых открытий, высшие учебные заведения не могут в  полной мере предоставить такую возможность. Это, как замечает японский профессор Масаюки Тадокоро, до некоторой степени справедливо даже для самых престижных университетов Японии .

       В настоящее время все большее  число студентов колледжей и  университетов выражают неудовлетворенность  политикой правительства в отношении высшего образования. Социологические исследования показывают, что многие студенты пассивны на занятиях, у них отсутствует мотивация к серьезному обучению. Их не устраивает учебная программа, содержание лекций и практических занятий, особенно на фоне тех трудностей, с которыми они столкнулись, готовясь и сдавая вступительные экзамены.

     Все большее число профессорско-преподавательского состава сталкивается с проблемой  низкой мотивации студентов, с пассивностью на занятиях, а также со студентами, у которых нет четких целей в отношении своих академических занятий и перспектив карьеры. Правительственная делегация Японии, изучавшая американское образование в 90-х г., заявила: "Мы не завидуем ничему в американском образовании, кроме университетов".

     В то же время конкуренция при поступлении  в наиболее престижные высшие учебные  заведения резко обостряется. Известно, что дети уже в начальной школе  начинают посещать школы дополнительных занятий дзюку, а выпускники школ, не поступившие в вуз, занимаются в школах ебико. В конечном итоге вся огромная работа, психологические, умственные и финансовые усилия родителей идут впустую после поступления детей в вуз.

     Почему  имеет место такой парадокс в  структуре управления высшим образованием и политике правительства? Основная причина заключается в том, говорит японский профессор М. Тадокоро, что колледжи и университеты не занимаются обучением. Их единственная функция - сортировать и классифицировать студентов в ходе вступительных экзаменов, а 4 года спустя направлять их в мир с дипломом учебного заведения.

     Заместитель директора международного отдела Министерства образования К. Окамото разъясняет: "Университеты в Японии выполняют  другие функции, по сравнению с промышленно  развитыми странами. Следовательно, подходить к их оценке с критериями других стран - неправомерно". Основу таких утверждений создает иная, чем на Западе, социально-экономическая и культурная природа японского общества.

     Во-первых, свыше 95 % японских детей оканчивает полную среднюю школу, большинство - с высоким уровнем знаний. Доказательством этому являются победы японских школьников в различных международных конкурсах и тестах на протяжении длительного периода времени.

     Во-вторых, в Японии все хотят поступать  в престижный вуз, поскольку знают, что после его окончания они получат хорошее место в известной фирме, т. к. единственное, на что смотрят компании, - это название учебного заведения, которое выдало диплом. Следовательно, ни студенты, ни родители, ни общество в целом не ожидают от студентов вузов серьезных усилий в освоении наук. Прежде всего в университетах бросаются в глаза поиски студентами приятного времяпровождения в течение четырех лет обучения, причем сами факультеты способствуют сохранению такого положения дел. Такая ситуация складывается во многом потому, что мобильность японского рынка труда очень низка, доминирует система пожизненной занятости, и предприниматели вкладывают значительные средства в разработку собственных программ обучения, в том числе и для выпускников вузов. Следовательно, зачем студенту напрягаться и учить какие-то сложные предметы, о которых его никто никогда не спросит в фирме?

     В-третьих, компании не заинтересованы в приеме на работу людей, имеющих специализацию  в определенной области знаний. Даже в эпоху развития новых технологий доминирует традиционное убеждение в том, что важно прилежание к учебе, а не способности, что фирмы сами научат новичков необходимым умениям и навыкам работы. Предпринимателю важны не конкретные знания выпускника, особенно гуманитарных специальностей, а умение работать в группе, сохранять традиции гармонии и единства.

Информация о работе Современная система образования в Японии